В прошлом это заштатный город, сохранивший в центре образцовую застройку и планировку начала XIX в. В Починках на площади Ленина есть ресторан и гостиница. Есть автостанция, от которой автобусы отходят в сторону Арзамаса, Саранска и Большого Болдина, а также по местным маршрутам Починковского района.
Судьба этого села не вполне обычна. Основано оно на месте мордовской деревни, называвшейся Анудемир или Починок Кеуштанов. В документах деревня впервые упоминается в 1628 г., когда подверглась разорительному набегу ногайцев, после чего стала считаться пустошью. В 1674 г. место было приобретено боярином Морозовым, который начал разрабатывать здесь лес и пережигать его в древесный уголь и поташ. Починковский поташ высоко ценился в Европе в ХVII-ХVIII вв. В результате уже к ХIХ в. в окрестностях Починок были полностью сведены великолепные дубовые леса: сейчас село на десятки километров окружают одни лишь поля. Починковский поташ приносил Морозову до 400 тыс. рублей прибыли в год, что было астрономической суммой.
По реформе 1779 г. Починки получили статус города Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Для города был утвержден генеральный план застройки, благодаря которому центр Починок, получивший регулярную планировку, имеет отнюдь не сельский вид: сохранились образцовые каменные усадьбы, здание присутственных мест, украшенное колоннадой.
После прекращения производства поташа в 1760 г. в Починках создается конный завод, продолжающий работать и поныне. Сохранился комплекс зданий конюшен, построенный в стиле классицизма в 1820 г. Он имеет форму квадрата со сторонами в 250 м, внутри находится манеж. В XX в. завод специализировался на выращивании тяжеловозов.
В 1950-х гг. в Починках работал учительский институт, в настоящее время существует музей. В 1922 г. Починки потеряли статус города, но, несмотря на это, их рост продолжился. Сейчас это крупнейшее село Нижегородской области с населением свыше 12 тыс. человек. Здесь есть ресторан, столовая, имеется небольшая чистая гостиница. От Починок остается 65 км хорошей шоссейной дороги до административного центра Мордовии города Саранска.
Починковский конный завод, где разводят самую мощную лошадиную породу в мире - советских тяжеловозов, объявили банкротом; в результате 55-летний юбилей завода его лучшие питомцы рискуют отпраздновать на мясокомбинате. Один из старейших конезаводов России, Починковский, находится на грани гибели. А между тем, это последнее в России место, где разводят знаменитую на весь мир породу - советских тяжеловозов. С гибелью Починковского завода исчезнет уникальный генофонд, который создавался десятки лет. Кто же может спасти самую сильную лошадь в мире?
Эти кони непривередливые – едят все, что дают. Табуну из ста лошадей в день нужны 2 тонны сена, полтонны овса и овощи – для витаминов. Но кормить табун приходится только гнилым сеном. Другого, соседнее хозяйство в долг не дает. Нет кормов, нет света, нет тепла. Нет даже крыши на одной из конюшен – сорвал ураган. Сами старинные здания, памятники архитектуры областного значения, тоже постепенно разрушаются снаружи и изнутри.
Советские тяжеловозы – одна из самых выносливых пород. Но таких условий не выносят – начинаются простуда и колики. Жеребята погибают. Ветеринар Екатерина Кузнецова все чаще видит в глаза могучих коней слезы – животные плачут от боли. Последние деньги уходят лошадям на лекарства. А люди уже несколько месяцев не получают зарплату. Здесь осталось 7 работников, включая председателя и бухгалтера. Конезавод - банкрот. А чтобы его спасти, нужен инвестор.
По словам Леонида Седова, министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, идет поиск инвестора, уже есть несколько заявок. Продать лошадей без конюшен нельзя. По закону, сельхозпредприятие, да еще и федерального значения, выставляется на торги только единым комплексом. Правда, и эта процедура сейчас невозможна - на конюшни нет свидетельства о праве собственности. Без этого никто не может купить предприятие.
Жеребец Раскат – чемпион породы. Груз весом в 1 тонну возит рысью на 2 километра за 6 минут. И сам весит почти тонну. 10 лучших представителей породы конюхи по-прежнему стараются содержать в чистоте и сытости. Трудно поверить, но Починковские гиганты и сейчас побеждают на всероссийских соревнованиях.
Но сельскому хозяйству тяжеловозы стали не нужны – за них работает техника. А в лучшие времена в заводском табуне было до тысячи лошадей. Энтузиасты, работники конезавода, надеются сохранить породу. Иначе из всех знаменитых советских тяжеловозов останется только вот этот – памятник в центре Починок.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: