Гнадентау [LT/9482]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Логический традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Логический
Техноген
Размер: Неизвестно
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Волгоградская обл.
Старополтавский р-н
Ближайший нас.пункт
Верхний Еруслан
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
4.67Рекомендаций: 5Нашли: 18
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Автор: trg
Создан: 15.01.2011
Опубликован: 21.01.2011
(отредактирован: 11.05.2011)
Компаньоны: quantsx

Описание окружающей местности

Вашему вниманию предлагается архитектурно-исторический тайник, посвященный немецкой колонии Гнадентау (ныне село Верхний Еруслан).

Для начала немного вводной информации.

О немецких колониях и колонистах: (из кн. "Россия" / под ред. В.П. Семенова, СПб, 1901, т.6):

Немцы-колонисты - выходцы из разных частей Германии, преимущественно из Вестфалии, Пфальца, Баварии, Саксонии, Швабии, также из Швейцарии, Эльзаса, Лотарингии, жили в 190 колониях Самарской и Саратовской губерний (главным образом Камышинский уезд и отчасти Аткарский, Саратовский и Царицынский) в количестве свыше 400000 человек. Общее количество владеемой ими земли (надельной и приобретенной в собственность) достигает 1,5 милл. десятин. Замечательно, что саратовские колонии почти все носят русские названая, тогда как колонии заволжские, лежащие в Самарской губернии, удержали за собой большей частью названия немецкие, напоминающие далекую родину выходцев: Шафгаузен, Люцерн, Унтервальден, Брокгаузен и пр.

Первые колонисты явились на Волгу во второй половине XVIII века, вследствие известных манифестов имп. Екатерины II (от 4 декабря 1762 г. и 22 июля 1763 г.), коими призывались из Европы все желающие, кроме евреев, свободно поселяться в "наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших местах империи, до сего праздно остающихся". Указом 19 марта 1764 г. была точно определена и местность для иностранных поселенцев : Поволжье от Чардыма до Царицына, отсюда к Дону, затем по границе казачьих земель до Хопра, вверх по левому берегу Хопра до сел Знаменского и Долгорукова, а потом подле земель Пензенской губернии до Саратовского уезда и через него полосой к Чардыму. Всем, желающим поселиться на указанных местах, были отведены наделы по 30 дес. на семью, кроме того дарованы многочисленные льготы, в виде денег на проезд и водворение, освобождения от податей и налогов в течение 30 лет, свободы от рекрутской повинности, права на беспошлинную торговлю в течение 10 лет и пр.

По внешнему благоустройству и благосостоянию жителей, немецкие колонни превосходят русские поселения, но справедливость требует отметить, что, будучи поставлены в такие исключительно благоприятные условия при самом своем возникновении и потом долгое время пользуясь такими льготами, каких не было дано другим поселенцам края, они могли бы успеть в своем развитии еще гораздо более. Главным занятием колонистов служит земледелие и в частности табаководство, подсобными — разные ремесла: кузнечное, слесарное, столярное, ткацкое и др. Способ владения землей общинный.

В отношении религии большинство колонистов принадлежат к лютеранам и разным протестантским сектам (гернгутеры, менониты, штундисты), частью же к католикам. Для образования католического духовенства в Саратове имеется особая семинария.

В бытовом и культурном отношениях немецкое население поволжских колоний представляет как бы государство в государстве, — совершенно особый и самодовлеющий мир, резко отличающийся от окружающего его русского населения по вере, по языку, по типу людей, по характеру построек, по одежде, по всему житейскому строю.

Улицы в немецких селениях (колонках, как называют их русские) прямые и пересекаются такими же поперечными, образуя кварталы. Жилища, по своему внутреннему расположению, обстановке и чистоте, отличаются от крестьянских: в них нет ни русских палатей, ни громадной русской печи; полы всегда выметены и при входе усыпаны свежим песком. Колонисты большие охотники до пестрого убранства комнат: столы, скамейки, сундуки, шкафы, часто ставни и двери пестрят яркими цветами. В каждом доме в углу лучшей комнаты стоит высокая двуспальная кровать с пестрым пологом, массой подушек и высоко взбитым пуховиком; здесь помещается глава семейства со своей супругой; остальные члены размещаются на ночь на полу тут же или в других комнатах.

По своему характеру колонисты живут совершенно замкнутой жизнью и ревниво оберегают свою национальность, устраняя себя, по возможности, от всякого соприкосновения с жизнью окружающего населения, нередко относясь враждебно или пренебрежительно ко всему русскому. Масса не знает и даже не хочет знать русского языка; нечего уже и говорить о том, что колонисты не смешиваются браками ни с какой народностью. Более столетия прожили они, не соприкасаясь с жизнью русского народа, не сроднились с приютившей их страной, не научились любить ее и считать своей родиной.

--------------------------------------------------------

О колонии Гнадентау:

Гнадентау (Gnadentau), также Росное, Собачий Колонок, немецкая колония Торгунской волости, а с 1914 г. - Луговой волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии (до октября 1918 года). Расположена под 46°31' вост. долготы и 50°30' сев. широты, на левом берегу р. Еруслан, в 446 верстах от города Самары, в 150 верстах от города Саратова и в 150 верстах от уездного города Новоузенска. Расстояние до ближайшей железно-дорожной станции Гмелинская - 30 верст. Дочерняя колония. Основана в 1860 г. выходцами из Россоши, Усть-Кулалинки, Щербаковки, Водяного Буеракаи других селений. Наименование произвольное. По церковно-административному делению колония относилась к лютеранскому приходу Гнадентау (с 1876).

По сведениям отдела хозяйственной статистики в колонии Гнадентау в 1888 г. считалось 172 домохозяйств, 587 душ мужского пола (из них работников от 18 до 60 лет - 278 душ), 580 женского (из них работниц от 16 до 55 лет - 286 душ), всего - 1167 душ обоего пола наличных поселян-собственников, в том числе 33 домохозяев, имевших надел, но проживавших на стороне с неизвестным составом семьи. Грамотных считалось в селе 792 души (67,9% всего населения), в том числе 298 мужчин, 266 женщин, 109 мальчиков и 119 девочек; всего - 139 дворов с грамотными и учащимися.

По данным первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., число жителей здесь составляло 1441 душа обоего пола, в т.ч. немцев - 1429.

После образования в 1918 году трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья село Гнадентау входило сначала в Торгунский район Ровенского уезда; после ликвидации в 1921 г. уездов, село вошло в Ровенский район, а с 1922 г. — во вновь образованный Старо-Полтавский кантон. С этого момента и до ликвидации АССР НП в 1941 г. с. Гнадентау относилось к Старо-Полтавскому кантону Республики немцев Поволжья.

После депортации немцев в 1941 г. с. Гнадентау в составе Старо-Полтавского района отошло к Волгоградской области и было переименовано в с. Верхний Еруслан.

Сейчас с. Верхний Еруслан Старополтавского района Волгоградской области. Население — 0,51 тыс. чел., имеются школа, магазин, мельница, газ. В окрестностях села расположен государственный комплексный охотничий заказник "Степной". (Данные на 2003 г.)

По сведениям, добытым нами у местных жителей, сейчас прямых потомков колонистов в селе проживает хорошо если семей пять. В последние годы здесь поселилось много выходцев из Казахстана. Работы в самом селе мало, и она низкооплачиваемая, значительная часть трудоспособного населения ездит работать в областные центры и в Москву.

--------------------------------------------------------

Что интересного?

Для стороннего туриста село примечательно прежде всего хорошо сохранившейся лютеранской церковью, построенной в 1898 году. На это время пришелся расцвет культового каменного строительства в поволжских немецких колониях (период конца XIX - начала XX вв). В 1885 году на Волге действовало 120 немецких церквей - 83 лютеранских и 37 католических, не считая молельных домов. В то же время сложился тип немецкого поволжского храма - капитальной крупномасштабной постройки с ярким национальным колоритом. Немецкие церкви имели ясную, динамичную композицию, отточенные формы, островерхие башни-колокольни, упругие пилоны, стрельчатые окна и арки, круглые витражи-розы, виртуозный кирпичный орнамент стен. Именно в этих постройках ярче всего выразился национальный пафос; именно они - по стечению обстоятельств - лучше других сохранились и олицетворяют теперь немецкое зодчество в Поволжье.

На сегодняшний день сохранились немногие из немецких храмов — около двадцати. Все они разные: представительные с влиянием классицизма (Маркс, Привольное); скромные деревянные (Сосновка); наконец, изысканные "стильные" (Ровное). Среди них достойное место занимает и церковь в Гнадентау.

Это просторное каменное здание, выстроенное в неороманском стиле, может вмещать до 1000 человек. Церковный комплекс включал в себя церковную ограду, деревянную звонницу, пасторат, построенный в 1883 г., и школу. Сейчас напротив церкви располагается и действует молельный дом. С 1998 г. и вплоть до своей смерти пастор Андрей Витальевич Паутов своими силами и на пожертвования прихожан восстанавливал церковь. Сейчас работы по восстановлению приостановлены. Местный житель рассказал нам, что когда церковь только начинали восстанавливать, у тех, кто этим занимался (он называл их просто немцами) появилась идея снять колокол с колокольни постепенно уходящей в небытие кирхи в селе Липовка Саратовской области и перевезти в Верхний Еруслан. Но жители Липовки чуть ли не всенародным восстанием перечеркнули эти планы. Возможно, побоялись, что колокол на самом деле будет сдан как лом цветного металла. А может, просто жалко стало. Ведь это единственный сохранившийся колокол в кирхах Поволжья. Так и осталась церковь в Гнадентау без колокола.

Другая достопримечательность села — это старый мост через реку Еруслан. Построенный в 1928 году, он служил не только переправой через реку, но и был частью небольшой гидроэлектростанции, снабжавшей в те времена село электричеством. Река перегораживалась опускающимися стальными переборками, и поток воды направлялся в обход русла, под землей, к генераторному узлу. Остатки этого узла до сих пор стоят неподалеку. Переборки опускались вручную, и справиться с этим, несмотря на их очевидную тяжесть, могло два человека. Одна из ручек, которые крутили, опуская и поднимая переборки, до сих пор видна наверху моста около зубчатых колес. Непосредственно под мостом дно реки залито бетоном так, что глубина воды не превышает 20 см. Из-за этого течение под мостом сильное, и вода зимой не замерзает. Летом, в жару, очень приятно лечь в воду на этот бетон вдоль по течению.

За мостом, ниже по течению, в месте выхода потока из генераторного узла, дно было углублено до 12 метров. Место это за всю историю моста уже порядком обросло легендами. Например, есть такая. На площади, у школы, стоял бронзовый бюст Сталина. И в одно утро обнаружилось, что он бесследно исчез. Хоть в этом никто не признавался напрямую, но сложилось мнение, что кое-кто из немецкой общины, имевшей все основания недолюбливать вождя всех времен и народов, под покровом ночи снял бюст и утопил в двенадцатиметровой яме за мостом. По словам жителей, с тех пор некогда полноводный Еруслан начал постепенно мелеть. Еще в той же яме, но уже в другое время и другие люди утопили то ли на спор, то ли из бравады новенький автомобиль Москвич, который, как выяснилось позже, был украден где-то в другом городе или селе. Эта машина, по-видимому, лежит на дне и по сей день. После этого случая, как говорят, Еруслан еще сильнее обмелел, и теперь там, где некогда была глубокая яма, показались из воды островки.

Со временем потребность в собственном генераторе у деревни отпала, а не так давно был построен новый мост, и старый мост во многом утратил свою функциональность. Нашлись желающие снять с него все металлические конструкции и сдать куда следует как металлолом. Тогда уже жители Верхнего Еруслана поднялись на защиту, в прямом смысле, с вилами и кольями. Искатели металлолома ушли ни с чем, а механизмы моста были спасены.

Сейчас старый мост — излюбленное место тусовок деревенской молодежи.

--------------------------------------------------------

Источники: wolgadeutsche.ru, рассказы местных жителей

 

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Бешеная табуретка (28.06.2023 15:13:52)
Тайник взят по дороге с Эльтона. Координаты мы не вычисляли, наш штурман дал нам уже готовую точку. Зато мы побывали на экскурсии в церкви и местном краеведческом музее. Узнали много интересного о плотине, о церкви, о селе и о том, почему его прозвали Собачий колонок.
asrmod (08.05.2023 09:24:14)
Взят. Очень рекомендую экскурсию по кирхе
Q&Q (12.05.2022 12:25:25)
Мари|я (06.05.2022 19:13:34)
maxidrug (04.05.2022 19:43:54)
Iskender (04.05.2022 14:16:29)
АнТАнОл (03.05.2022 22:45:09)
DЖексон (30.04.2022 14:53:07)
UNOR (03.11.2020 10:28:57)
Busink@ (30.06.2018 20:38:00)
Katerin-ka (30.06.2018 20:00:35)
Pachita & two (27.06.2018 18:26:22)
Мари|я (21.06.2018 23:49:11)
sergej1976 (17.05.2018 12:24:48)
Mercator (07.05.2018 17:31:58)
Триэр (09.05.2017 20:38:27)
Йети (09.05.2017 12:10:21)
andrey_engels (06.06.2011 00:01:46)
uralochka (11.05.2011 14:16:45)
Ser-Gee (10.05.2011 10:15:46)
andrey_engels (28.01.2011 22:19:10)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.