Остановка в пустыне [MS/9199]

картина И.Бродского
картина И.Бродского
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Исторический
Природный
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Саратовская обл.
Новобурасский, Петровский районы р-н
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 2
РЕЙТИНГ
4.67Рекомендаций: 3Нашли: 17
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Автор: naima
Создан: 21.11.2010
(отредактирован 15.06.2018)
Компаньоны: morgot, SergLD

Описание окружающей местности

Отжил я свой век, да не так как человек

Горе горюя, беду бедуя,

Пойду я в монастырь там буду я жить,

Там буду я жить и Бога молить,

Кабы Бог простил, что в свете согряшил,

Страшный суд придит - ответ всем будет.

 (русский духовный стих)

http://prostopleer.com/#/search?q=пелагея+отжил+я+свой+век

Для полного погружения в атмосферу ссылка на исполнение этого стиха Пелагеей. 

Цепочка церквей-жемчужинок, разбросанных по селам Приволжья заставила задумалась о том, что же происходит. Двумя словами описывается та атмосфера, ощущаешь которую при встрече с бывшими православными храмами. Грех – позволять такой красоте разрушаться. Одиночество – состояние величественного храма: никогоу него нет – ни прихожан, ни благодетелей, пустынно. Так и пришла мысль о слове «пу́стынь». Пу́стынь - не только аналогия со старорусским монашеским поселением, спрятанным где-то далеко от огоньков цивилизации, пу́стынью прежде называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма. Пу́стынь – это еще и пустота, пустыня, обезлюдившее пространство и многолюдье, когда оживает тот самый «мир чужих» из песни The Doors, где человек человеку – прохожий, пройдет мимо и вроде ничего не произошло, все на месте, пустота остается. 

Сформулировать точно не получится, но что-то потеряли мы, когда вырвали из мировосприятия религию. Не учат в школе, не преподают мамы и бабушки, и мы не верим, не боимся, не стремимся. Только остро ощущается чувство потери, когда оказываешься перед дверьми запертого на замок деревенского храма и прикасаешься к старинной кладке замерзшими пальцами. Не отогреют, не впустят, не за что, не заслужил. Пугайся теперь всех шорохов и теней, заглядывая черезокно в запертую церковь, относись к религии как к диковинной зверюшке – пережитку давно минувших дней и продолжай говорить дальше, что сохранение этой красоты от тебя самого не зависит. 

Если верить «Божественной комедии» Данте, чем материальнее грех – тем он простительнее. То есть, поместив на первых кругах Ада грехи невоздержанности и насилия, на последние круги Данте оставил самые страшные - грехи обмана и предательства. Где-то там, наверное, сейчас проводят время бравые хлопцы и настоящие защитники нового времени, в 30х годах века XX ломавшие храмы и строившие сельские клубы из их обломков – предатели своих отцов и дедов, храм этот построивших. Там же будут и наши земляки, катающиеся по селам и собирающие деньги на восстановления сельских храмов - обманщики. Истории о таких людях слышала в Липовке (Краснокутский район, бывшая семикупольная церковь), Кутьино – с последней и начнем рассказ. 

В журнале «Красное знамя» за 14 августа 1990 года обнаружилось статья и интервью с кутьинской старушкой Евдокией Прокофьевной Кузнецовой, помнившей лучшую жизнь храма и участвовавшей в ней. В прошлом село Кутьино большое и богатое, дворов в нем была раз в пять больше нынешнего, а базар в выходной день шумел такой, что изо всех окрестных сел съезжались на него. Тут и мельница своя действовала, и масло и пшено такое делали, что с нынешним и не сравнить. «Все на селе было свое: и мясо, и молоко, и масло, имука. Что крестьянин выращивал, то и на столе имел, вот только муку для выпечкипросвирок в церковь из самой Москвы привозили. За этим строго следили», -вспоминает Евдокия Прокофьевна. 

Если верить фотографии, обнаруженной там же в газете, то двадцать лет назад еще сохранились два купола - один на колокольне, один на центральной части: «Сейчас трудно установить, по проекту какого художника была построена местная церковь. Но даже и в теперешнем полуразрушенном виде она доказывает, что те, кто задумал и воплотилее в камне, руководствовались соображениями красоты, соединив европейскую готику с византийским округлением купола и ритмикой кровельных плоскостей. Не любоваться этим строением нельзя…». С особой гордостью рассказывает Евдокия Прокофьевна о том, что в их селе жили мастера, своими руками создавшие красоту храма: «Карташов Никита вручную делал решетки резные на окна... Помню, как изначально церковь была обустроена скоро и красиво. Два колокола звенели так, что слышно было за десятки верст. Один – праздничный – на золоте. Да еще десять маленьких колоколов им подпевали. Звонарем был дедушка Бугор. Так его звалипо-уличному». 

Четырнадцать дверей распахивались по воскресениям и праздникам. Люди шли, ехали сюда: приводили и привозили детей крестить, молодые венчались под сводами храма, пел хор. 
Разоряли церковь варварски и очень быстро. Все колокола посбрасывали, привезли большие чаны, в которых готовили растворы «едучие». Ломали иконостас и бросали в эти растворы, так очищали все от золота. Так и наступил конец Кутьинской церкви. 

По мнению ученых, церковь эта представляет немалую историческую ценность и у всякого, кто увидит ее, родится то же предположение. 

Информация о Кутьинском храме взята из статьи В.Зыковой, газета Новобурасского района «Красное знамя» от 14 августа 1990 года.

Координаты Кутьинского храма: E 52'16.656 -- N 045'43.160 


Гремячка - новобурасское село, в котором 19 декабря отмечается престольный праздник Николая Чудотворца, во имя которого в 1828 году была освящена местная церковь. 

В XIX веке в Гремячке было большое количество кузнец и плотницких зданий, и гремяческие мастера охотно трудились над церковным обустройством. Железную кровлю куполов, кирпич, ограду и многое другое церковь приняла от местных умельцев. Работали специалисты из губернии, следили за соблюдением пропорций облика церкви. В итоге кропотливой работы в 1821 году в Гремячке была построена каменная церковь, которая официально была открыта в 1828 году и освящена священником Петровского уездного храма во имя Николая Чудотворца. С этого времени село стали называть Никольским, а престольным праздником в селе стал Никола, которого почитают и отмечают 19.12 и 22.05. 

Церковь в те годы была очень красивая, утопала в зарослях сирени, тополей, акации. Её было видно с любого конца села. Позади церкви рос яблоневый сад, а с восточной стороны находилось тихое, уединенное место, где хоронили церковнослужителей. 

В свое время возле церкви была построена церковно-приходская школа, в которой обучались крестьянские дети. Там не было разделения по уровню обеспеченности, возможность учиться была у всех, кто хотел получить церковное образование. В школе учили письму, чтению, песнопению религиозных текстов. Отличительной чертой Гремяческого храма был певческий хор, который считался одним из лучших в уезде. В нем пели многие ученики школы и глубоковерующие прихожане села. 

В 1914 году церковь реставрировалась, для чего было закуплено 6 тысяч кирпичей. А 23 февраля 1918 года декретом Советской власти церковь была отделена отгосударства. Церкви начали разрушать и взрывать. 

Не избежала подобной участи и Гремячевская церковь, хотя до 1933 года в ней неофициально проходили богослужения. 

Последним священником храма был отец Василий, в 1933 году вынужден покинуть приход из-за гонений на церковь. 

В 1938 году с купола церкви был сброшен большой колокол и при падении часть его откололась. Колокола переплавили, хозяйственные постройки снесли, осталось только здание церковно-приходской школы, служившее впоследствии сельской школой. 

При разграблении церковного имущества жители села укрыли иконы по домам. 
В 1938 году здание церкви было приспособлено под склад, в котором хранили зерно. 
Позже, когда в Вязовке построили клуб, на его строительство в церкви вырывали полы, окна, двери, и она была окончательно разорена. 
В таком состоянии Гремячевская церковь находится и по сей день. 

Информация о Гремячевской церкви взята из статьи С. Матасовой, руководителя краеведческого кружка, газета Новобурасского района «Наше время» от 17 декабря 2008 года.

Координаты Гремячевской церкви E 52'05.693 -- N 045'44.012


Таволожка - село, в отличие от двух описанных, Петровского района, основаное неким помещиком в 1774 году. Так же село это называли Всесвятское, в 1895 году помещик Языков владел им.

Село контрастов, знаменито одним убийцей и одним святым. Родина известного деятеля «Народной воли» Степана Григорьевича Ширяева (1856–1881), приговоренного за подготовку цареубийства к вечной каторге и умершего в заключении в Петропавловской крепости. 

А священномученик Иоанн родился в 1881 году в деревне Шивыревка Саратовской губернии в семье рабочего Николая Миротворцева. Окончил Саратовскую духовную семинарию, служил священником в селе Таволожка Петровского района Саратовской области. Был схвачен за антисоветскую деятельность в 1933 году с отбыванием наказания в Белбалтлаге и в 1937г. 27 августа 1937 года тройка при УНКВД по Ярославской области приговорила священника Иоанна Миротворцева к 10-ти годам заключения с отбыванием наказания в ИТЛ. Срок заключения он отбывал в Ухто-Печерском лагере Коми АО-АССР, где и скончался в узах.

Все, что удалось узнать про церковь этого села, это то, что названа она в честь Покрова Богородицы и построена в 1880 году. 

Координаты Таволожской церкви: E 52' 11.344 -- N 45'41.256

Информация по материалам сайтов:

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2960&Itemid=153

http://old-saratov.ru/foto.php?id=514

 

В Нижнем Поволжье, на правом берегу реки Волги, на северо-востоке Саратовской области, в 17 км от районного центра Новые Бурасы, расположено село Лох. Оно возникло в XVII веке как сторожевой пункт по охране Русского государства от набегов кочевников. Основателями Лоха были пахотные солдаты Петровской крепости, построенной в 1697 – 1699 годах в верхнем течении реки Медведицы, по личному указу Петра I.

В досоветский период село имело еще одно название – Архангельское, в честь построенной там в 1752 году церкви во имя Архангела Михаила. Церковь эта была деревянной и простояла более 100 лет. В 70-х годах XIX века ее сломали и продали в село Лопатино Пензенской губернии за 800 рублей. На месте старой церкви в 1872 году была построена часовня. В начале 80-х годов XIX века здесь же была построена новая каменная церковь. В ней имелся трехъярусный иконостас с позолотой. В притворе храма стояла огромная, перенесенная из старой церкви икона, на которой был изображен «страшный суд».

Об этой иконе упоминает А.Соколов в книге «Саратовский сборник. Материалы для изучения Саратовской губернии» Т I. Отдел II. Саратов, 1881 года издания:

«Въ заключенiе упомянимъ еще, что въ лоховской церкви мы видъли большой образ, представляющiй “страшный суд”. Изображения во всъхъ частях и подписяхъ совершенно сходно съ извъстными лубочными картинами срашного суда»

(Примечание: Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.)

Церковь стояла на возвышенности, была обнесена каменной оградой с разноцветными стеклянными шарами на столбах. В церкви служили два священника, два псаломщика и диакон. На содержание церковного притча ежегодно от государства поступало свыше 300 рублей (на школу – 120 рублей). Церковь владела 99 десятинами пахотной земли и получала с нее в год дохода до 660 рублей. Кружечные сборы с прихожан ежегодно приносили дохода в среднем до 2000 рублей (на школу общество жертвовало – 100 рублей). В церкви пел хор, состоящий из учащихся сельских школ. На обучение детей церковному пению местный помещик И.В.Сперанский и землевладелица Н.А.Щербина ежегодно жертвовали 100 рублей. Церковь регламентировала личную жизнь крестьян Лоха. Она освящала все важнейшие события в их жизни: рождение, свадьбы, похороны…

Информация по материалам ежегодного журнала «Крестьяноведение: Теория. История.Современность» // Ежегодник, 1997, М.,-1997, с.176. Автор статьи "История села Лох" В.В.Кондрашин.

Координаты церкви с селе Лох: E 52'07.836 -- N 045'51.493

 

В оформлении страницы использована картина Исаака Бродского "Церковь", 1905г.

Описание тайника

Содержимое тайника

Впечатления

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Elin (08.09.2018 14:42:28)
Это был хороший заезд по точкам и если бы мы не собирали еще другие тайники по пути, то уложились бы в один день. Посетили все, вопрос возник только с окошками, считать ли заложенные окна, но помощь друга расставила все на свои места. Итог - считать) Поправили координаты и увидели тот самый брод и эпичную дорогу после него. Мда... Лезть не стали, хотелось бы не застрять и не испачкаться по уши в грязи. Да и перспектива остаться тут не манила нас вовсе) Прошли пешком всю грязюку и заводь. Тайник на месте и найден в компании Азатора. Место кэша прям как из сказки! Березки высокие и стройные, речка шумит, красота! Поездка понравилась, автору спасибо! Если бы была сложность в тайниках, то этот тайник стоил бы десятку обычных)
Azator (07.09.2018 23:22:10)
Тайник находится в неком отдалении от всех разбросанных церквей в округе. Но место там красивое. Хотя и придётся до него ехать долго, со всевозможными препятствиями. И пешком идти тоже придётся, кстати. Ибо дорога там уже не используется по всей видимости.
Удачи в поисках!
Бешеная табуретка (19.07.2018 07:03:20)
Бешеная табуретка (15.06.2018 17:11:23)
Andrey0577 (13.06.2018 21:39:02)
Бешеная табуретка (10.06.2018 22:42:49)
Pachita (18.01.2015 21:10:21)
denisns (24.08.2014 09:41:51)
Йети (04.08.2014 19:01:29)
Беспокойная семейка (23.12.2013 09:27:45)
SergLD (24.06.2013 16:42:17)
miner (24.06.2013 15:54:03)
SergLD (24.06.2013 14:59:24)
SergLD (24.06.2013 10:32:38)
miner (23.06.2013 22:46:48)
skyman (06.11.2012 09:29:25)
asrmod (27.08.2012 13:15:52)
Katusha (21.08.2012 10:37:48)
pchelka82 (04.07.2011 17:53:50)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.