На территории Донбасса издавна строились православные церкви, архитектура которых была основана на сочетании средневекового русского зодчества с элементами европейской культуры. Облик Свято-Преображенского кафедрального собора в центре Донецка хотя соответствует ранее сложившимся представлениям верующих о православном храме, но выглядит достаточно европезировано. У этого собора-красавца была нелегкая предыстория…
В начале 1883 г. на деньги бахмутского купца С.А. Лобаса (около 3,5 тыс.руб.). «с возвратом ему их прихожанами», в Юзовке был построен православный «досчаный молитвенный дом во имя Св.Николая». Поговаривают, что брать деньги обратно Лобас отказался: «Совесть замучала». Осень 1883 года. В Юзовке усилиями прихожан началось строительство (вместо дощатого) каменного здания православной церкви. Для этого специально был построен кирпичный завод. На благое дело жертвовали все, кто сколько мог. Помещик князь Ливен дал пять тысяч рублей, иконостас, стройматериалы на две тысячи рублей и 66 десятин земли для церковного причта. Новороссийское общество выделило тоже пять тысяч рублей, купец Лобас — две тысячи. Жители Юзовки ( в т.ч. евреи-виноторговцы) собрали три тысячи. Заводские рабочие полгода отчисляли по копейке с каждого рубля заработка. Всего удалось собрать 17 тыс.руб. церковь строила каменную, на отведенной для этого князем Ливеном десятине земли возле базара (на месте нынешнего кафе «Шахтарочка»). Строительство продолжалось несколько лет а 2 ноября 1886 г. «церковь во имя Преображения Господня» была освящена.
При Преображенской церкви велась летопись важнейших местных событий. Затем новыми пожертвованиями к однокупольному зданию были пристроены колокольня, четыре купола, два боковых придела, два помещения для алтарей, трапезная, и собор обрел завершенный вид. А дальше настали смутные времена: Первая мировая война, Февральская революция, большевистский переворот, гражданская война.
В 1922 году В.И.Ленин потребовал решительного изъятия из храмов церковной утвари для благой, якобы, цели — помощи голодающим. Храмы ограбили, но голодающим от того легче не стало — мор продолжался. А куда же делись церковные ценности, изъятые "для помощи голодающим"? Незачем гадать: они пошли на потребу факельщикам неудавшейся всемирной революции. Физический голодомор большевики бестрепетной рукой соединили с духовным геноцидом против все более смиряющегося народа. Разграбленные храмы из обителей духа обращались во что угодно. Но и изувеченные, поруганные, они кололи глаза, а их колокола, чудилось властям, били на сполох.
В начале декабря 1930 года в Сталино по шахтам, заводам, предприятиям были проведены сменные собрания. Рабочая масса в основном своем большинстве предложение о снятии колоколов приняла единодушно при единогласном голосовании и приподнятом настроении. И не только приняла, но и постановила в феврале 1931 года церковь закрыть. 11 декабря 1930 года Свято-Преображенский собор— лишился колоколов. А 18 октября 1931 года зампред Сталинского горисполкома подписал такую бумагу: "Отзыв. Выдан взрывному технику Всеукраинского отделения Взрывоенпрома тов. Кондратьеву Я.И. в том, что порученные ему взрывные работы по взрыву собора г.Сталино производились им технически грамотно и вполне хорошо, результатом чего получено до 80% годного стройматериала".
Почти два года руины собора скорбным курганом горбилась над обезглавленной Первой линией, нареченной советской властью революционным именем — улица Артема. Лишь летом 1933 года президиум Сталинского горсовета озаботился судьбой "80% годного стройматериала" и принял постановление "О разборке церкви и благоустройстве парка Павших коммунаров".
Сегодня в сквере, где прежде высился Свято-Преображенский собор, в бесстрастной очевидности летописи соседствуют черно-гранитная глыба мемориала "Борцам за Советскую власть" и пламенеющая златоглавой, ослепительной чистоты белой свечой церковь Рождества Христова. Пусть соседствуют и впредь. Для памяти грядущих поколений. Чтоб было, чем гордиться, а чего стыдиться.
Новый собор строится на месте, где раньше было кладбище. До войны оно было городским. В период оккупации немцы стали хоронить там своих солдат, рядом, в здании школы №2, в то время размещался госпиталь. Прежде чем рыть котлован, были построены два склепа, где погребли все найденные останки усопших. Над одним из склепов ныне высится гранитный крест.
Общая площадь собора – 1000 кв.м, что позволит одновременно находиться в нем более трех тысяч человек. Для песнопений предусмотрены хоры, имеющие П-образную форму и лестничные входы. Значительная часть хоров так же может быть использована для размещения 400 прихожан. В храме находятся три престола и три иконостаса. На главном престоле службы будут правиться только по большим церковным праздникам.
Колокольня храма — трехъярусная. Нижний ярус выстроен в форме прямоугольника, средний — восьмиугольный, верхний — цилиндрический. Все ярусы соединены между собой лестницами и лифтом. На втором ярусе располагается звонница. Третий — полностью застеклен и может быть использован в качестве смотровой площадки. Завершается колокольня продолговатым куполом со шпилем, крестовое яблоко которого находится на высоте 73 метра от земли.
Входные порталы собора делаются мозаичными из металла и высококачественных пород дерева. Покрытия куполов, крестов, их пьедесталов и подкрестных яблок изготовлены из меди с позолотой.Латунные светильники, люстры, художественная керамическая плитка для пола, оконные витражи — всё выполнено по индивидуальным заказам. Отделка цоколя и лестницы на паперти сделаны из гранита. Под церковным залом и папертью находится цокольный этаж, где располагается около 70 помещений различного назначения, которые обеспечивают функционирование собора. Это читальный зал, книгохранилище, архив, большой конференц-зал, трапезная на 50 мест, кухня со всеми сопутствующими ей службами, просфорня, автогараж, общественный туалет.
В 2002 году киевские власти подарили Донецку бронзовую статуя Архистратига Михаила, до этого стоявшую на площади Независимости в Киеве. Это ответный дар киевлян на копию пальмы Мерцалова, которую Донецк подарил Киеву летом 2001 года. Статуя установлена у входа в собор.