Небольшая старинная улочка Октябрьская (бывшая Петропавловская) выводит на площадь, где стоит старый храм в имя святых апостолов Петра и Павла. Еще недавно он находился в страшном запустении: не было колокольни, кресты не украшали его купол, отсутствовала ограда. К сожалению, мало кто знал тогда, что заброшенный и поруганный храм был построен в начале Х!Х века по просьбе и на средства жителей нового города Симферополя, Несмотря на указ императрицы Екатерины II "построить в Ак-Мечети приличный храм соборный", разрешение на строительство Святейший Синод выдал в 1801 году после внимательного изучения вопросов: "Сколько жителей в Ак-Мечети, какого они звания, каким приходам принадлежат, причины, побудившие жителей к построению новой церкви, и не кроется ли в этом какая-нибудь неудобность". Христианское население Симферополя крайне нуждалось в просторном храме, так как маленькая Константино-Еленинская церковь не могла уже вместить всех прихожан. П. И. Сумароков, посетив Симферополь в 1803 году, писал в "Досугах Крымского судьи", что нашел "одну русскую церковь в беднейшем татарском домике, устроенную для квартировавшего здесь Владимирского бомбардирского полка, и одну греческую. А народонаселение города состояло из 66 дворян, других русских разного звания жителей, как то: купцов, ремесленников, рабочих и других, всего 360 душ; греков 42, армян 31, немцев 10, молдаван 19, евреев 32, цесарскоподданных 25 и ту-рецкоподданных 50; всего до 1 тысячи душ, не считая квартирующих войск". Строительство нового храма началось в 1805 году, все это время прихожане собирали средства. 8 ноября 1806 года новую церковь освятили. Она представляла собой деревянное, прямоугольное здание, над западной стороной возвышалась колокольня, с восточной находилась пятигранная апсида. Восемь столбов делили внутреннее пространство на три нефа, из которых центральный был самый широкий. В храме не было росписей, главным его украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети, Более двадцати лет звон колоколов созывал прихожан Петропавловского храма на молитвы. За эти годы он обветшал, и его закрыли. В городе построили новый кафедраль ный Александро-Невский собор, куда передали колокола, церковную утварь, ризницу. Во второй половине XIX века в Крыму стараниями Преосвященного Иннокентия открывается новая епархия Православной Церкви. Окрепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей. В 1865 году симферопольцы решили возродить Петропавловский храм, для чего создали строительный комитет, в который вошли бывший церковный староста Тисов, священники Руднев и Лисневский, дьякон Антип Штенко, почетные граждане Кузьмин и Старцов. Проект нового храма разработал петербургский архитектор К. Лазарев. Для его возведения требовалось 55 тысяч рублей: 32 тысячи рублей собрали прихожане, 23 тысячи выделил Синод. Активное участие в сборе денег на строительство храма принял купец Афанасий Иванович Тисов, бывший более 20 лет церковным старостой Петропавловского собора. Для завершения работ он пожертвовал 15 тысяч рублей. После смерти А. И. Тисов был похоронен в левом приделе храма. Старую деревянную церковь разобрали, и на ее месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма, прихожане участвовали в его строительстве. Подрядными работами руководил К. К. Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачев, устраивал иконостас мастер Зайцев. В августе 1866 года строительство церкви было завершено, но еще четыре года продолжались отделочные работы. Внешний вид храма изменился: он был по строен в виде креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря двенадцати окнам, устроенным в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма. Восхищал своей красотой иконостас, выполненный мастером Зайцевым, с иконами византийского стиля. Наконец все работы были завершены, и 16 августа 1870 года собор вновь распахнул врата для своих прихожан. При храме с 1 868 года существовало церковно-приходское попечительство и два училища - мужское и женское. Благодаря свидетельству епископа Гермогена мы знаем, что в соборе Петра и Павла сохранялась "замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год". У этой святыни - грустная и трогательная история. Во время Крымской войны 1853-1856 г.г, неизвестный офицер оставил икону в Петропавловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, если же нет - она остается в храме. Окончилась война, но никто не пришел за иконой,,. К сожалению, мы не знаем имени этого офицера, не знаем, когда и как окончил он свой земной путь. Тысячи и тысячи людей погибли в Крымской войне, и имена очень многих из них неизвестны. Погиб ли он в бою, умер ли от ран или холеры в госпитале - один Господь ведает. Но несомненно одно - безымянный офицер был верующим и благочестивым человеком. Скорее всего, икона, оставленная им в Петропавловской церкви, была семейной святыней. Был ли он одиноким и никогда не расставался с иконой, или же она - родительское благословение перед страшной войной, - нам неведомо. Волнуясь за судьбу дорогой святыни, понимая рискованность ее пребывания на войне, владелец иконы оставил ее на хранение в самом надежном месте - в православном храме. Икону бережно сохраняли, по четвергам перед ней читался акафист. Прихожане любили свой храм, заботились о нем, стараясь сделать его более красивым и благоустроенным. В 1890 году церковный двор обнесли ажурной металлической оградой, в самом дворе посадили деревья и декоративные кустарники. На территории церкви никаких построек не было, а неподалеку, на Петропавловской же улице, находился двор для сторожа. Перед собором устроили небольшую площадь, вымощенную булыжниками. Здесь проходили военные парады, народные гулянья. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась одно- и двухэтажными домами - по законам церковной архитектуры здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор был хорошо виден со всех сторон. Петропавловский храм постоянно обновлялся. В 1902-1903 годах молодые художники из Академии художеств расписали купола собора. В самом куполе был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил, Стены между окнами украсил орнамент, а по поясу барабана 12 медальонов с изображениями 12 святых апостолов. В последующие два года закончили роспись стен. Выполнить эти работы стало возможным благодаря церковному старосте С. И. Абрикосову, который вложил значительные средства. В 1937 году прекратилось богослужение в Петропавловском соборе. Разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад. Симферопольцы хорошо помнят, как еще совсем недавно выглядел собор - обезглавленный, ободранный, с бетонным пандусом для вьезда грузовиков внутрь бывшего храма, с деревом на крыше... А вокруг прилепились стеклоприемный пункт, пивная. Горы пустых ящиков, объедки, нетрезвые завсегдатаи пивной, сквернословие -итак долгие годы. Только в 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Автором проекта стала архитектор О. И. Сергеева, а работы выполнялись ЗАО "Крымреставра-ция". Предварительно была проделана большая подготовительная работа. В архивах Синода С. Л. Белова отыскала проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма. Современный архитектурный облик церкви соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом "луковичной" формы, При входе в храм устроена паперть - крыльцо, Каменная лестница ведет к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлен тонкими полуколоннами, радуют глаз яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, святых Петра и Павла, в честь которых назван храм,
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: