Роковая станция [VI/9033]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Челябинская обл.
Ближайший нас.пункт
станция Хребет
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.17Нашли: 30
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Arseniy-at-home
Создан: 02.11.2010
Опубликован: 03.11.2010
(отредактирован: 18.01.2014)

Описание окружающей местности

Гуляя в окрестностях станции Хребет, несколько странно было увидеть среди гор табличку в память морякам. Сфотографировал, записал координату, попытался выяснить у местных, чему посвящен памятник. Работники  станции, трудясь всего в нескольких метрах от монумента, затруднились ответить на мои вопросы:

- Вроде бы в войну кто-то сгорел. То ли моряки, то ли заключенные.

Поэтому я решил найти информацию и нашел. История оказалась страшная. Привожу полностью статью, напечатанную в Миасском рабочем:

Роковая станция

В марте 1943-го на станции Хребет, находящейся между Златоустом и Миассом, произошла железнодорожная катастрофа, унесшая жизни нескольких сотен людей. Многие годы подробности этой страшной трагедии держались в тайне. Сегодня некоторые из них стали известны. 

Пенсионерка Евгения Григорьевна, много лет разыскивающая родственника, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, как-то обратилась ко мне: «Работаешь в городской газете, может, посодействуешь? Куда я только ни писала, пытаясь найти дядю, все тщетно. Недавно узнала, что в окрестностях Златоуста в 1943-м поезда столкнулись. Говорят, много солдат тогда погибло. Вдруг дядя мой ехал в одном из них?». История о столкнувшихся поездах заинтересовала, да и захотелось помочь женщине.

Пожар в теплушках

Найти очевидцев железнодорожной катастрофы так и не удалось. Видимо, все, кто имел к ней отношение, давно покинули этот свет. Но они не смогли унести с собой историю, многие годы находящуюся под грифом «Секретно». 

Борис Сарычев поступил на станцию Златоуст начальником восстановительного поезда в 1968 году, сменив на этом посту Василия Башкирова. Как-то поинтересовался у него: «Каково было работать в войну?» в ответ же услышал страшную историю.

Между Златоустом и Миассом есть станция Хребет. 3 марта 1943 года там остановился эшелон с молоденькими морячками. Везли их на Дальний Восток.
Вагоны в те времена были двухосные — теплушки. Чтобы согреться, день и ночь моряки топили буржуйки, оборудованные тут же в вагонах. 

Была ночь. Вдалеке показались огни приближающегося к станции поезда. Это был товарняк, который несся на большой скорости, все стремительнее надвигаясь на теплушки, где мирно спали моряки.

Первым товарный поезд заметил дежурный:

— Куда ты несешься? …В эшелоне люди!

Но машинист не видел ни сигналов дежурного, ни стоящего на его пути поезда... На огромной скорости товарняк въехал в последний вагон эшелона. От сильного удара деревянные вагоны, как игрушечные, взлетели вверх, а потом обрушились друг на друга. Из-за развалившихся буржуек в теплушках начался пожар. Огонь пробовали тушить с паровоза, но он разгорался все сильнее.

После начальник восстановительного поезда Башкиров долго удивлялся, как он сумел в создавшемся хаосе заметить лежавшего на земле молодого паренька, пытавшегося высвободиться из-под груды вагонных обломков:

— Помоги, дядя! Нога застряла! — попросил морячок.

«Как же тебе помочь, бедолага?» — подумал Башкиров. Единственным выходом казалось одно: острым лезвием перочинного ножа Башкиров перерезал сухожилия и раздробленную кость и спас жизнь юному моряку.

Той ночью удалось выжить немногим. Разбушевавшийся пожар, с которым боролись до утра, унес жизни нескольких десятков, не успевших даже понюхать пороха, моряков. Все погибшие похоронены в Златоусте на Сорочьей горе.

Виновная

История, рассказанная Борисом Сарычевым со слов бывшего начальника восстановительного поезда Василия Башкирова, схожа с теми, что удалось услышать от жителей Златоуста. И относительно виновника трагедии существует лишь одна версия.

— Мужчин в 1943-м году катастрофически не хватало, — рассказывает Юрий Окунцов, — поэтому вся мужская работа ложилась на плечи женщин. Вот и здесь товарняк вела женщина-машинист. Неопытность, да еще и нагрузка очень большая. В общем, уснула она. На несколько секунд отключилась — и все, поезд пошел под откос.

Те, кто в 1943-м работал на станции Златоуст, утверждают также, что машинистка поезда была беременной, именно поэтому ее пожалели и осудили лишь на 5 лет. Но существует и другая, «безжалостная» версия, по которой ей дали 10 лет лагерей.

Причины трагедии

Документов, которые бы пролили свет на хребтовскую трагедию, практически не сохранилось. В городском архиве есть лишь небольшие упоминания о ней, а в Златоустовском военкомате хранятся списки погибших моряков. Именно поэтому до сегодняшнего дня истинной причины трагедии не удалось выяснить никому. Одни говорят, что это последствия невнимательности беременной машинистки. Другие — что был неисправен семафор. Третьи — что не успели перевести стрелку. Еще отмечают, что участок дороги вдоль Хребта всегда считался одним из самых трудных. Линия железной дороги здесь делает четырехкилометровую петлю, и зачастую подъем от станции Хребет до станции Уржумка могли преодолеть не все поезда, поэтому составы водились двойной тягой.

В далеком 43-м, видимо, как и сегодня, не было ясности и в виновности бригады товарного поезда все же сомневались. Именно поэтому их и не расстреляли.

Сорочья гора

Погибших в железнодорожной катастрофе похоронили в братской могиле на Сорочьей горе. Здесь же установили памятник. 23 года назад, в канун 40-летия Победы, останки военных моряков перезахоронили, установили новый монумент. Он располагается на открытом месте перед старым кладбищем, буквально в нескольких метрах от железной дороги. На центральной плите надпись: «Здесь похоронены советские воины, умершие в 1942-1944 годах от ран в госпиталях Златоуста, и военные моряки, погибшие 3 марта 1943 года».

В память о трагически погибших в марте 1943 года советских воинах на здании железнодорожного вокзала планируется установка мемориальной плиты. По словам помощника начальника Миасской автошколы РОСТО (ДОСААФ) Виктора Шестакова, который является инициатором этого мероприятия, скорее всего, она будет установлена ко Дню военно-морского флота.

P. S. В братской могиле на Сорочьей горе похоронен не один десяток советских воинов. Но в этом большом списке Евгения Григорьевна не нашла нужную фамилию.


Юлия МЫЗНИКОВА.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

tavi111 (20.06.2023 06:55:35)
Зачет получен
Ambush (14.12.2021 12:17:51)
как часто тут ходят поезда, автозачет
mamalena (05.08.2021 22:17:07)
Кенни (27.05.2020 10:42:49)
ilyxa_chel (25.05.2020 08:19:44)
papakos (22.05.2020 15:53:53)
_BRO_ (15.07.2019 05:26:23)
mr_bo (24.02.2019 12:02:30)
Plombeer2008 (07.01.2019 17:18:33)
DЖексон (18.02.2018 21:07:36)
Lenshik (03.10.2017 07:23:31)
zarja (02.10.2017 18:11:39)
zezvlad (27.09.2017 06:33:16)
Вуки (17.04.2017 09:45:24)
Assassin 3 (17.06.2016 10:21:33)
MaxiLeo (15.06.2016 12:21:34)
Наследник (04.01.2016 08:08:04)
Лисицын (13.12.2015 01:38:20)
Семья Тумановых (25.08.2015 17:50:30)
eagle (15.01.2015 07:40:45)
Serg-p (23.08.2014 22:37:34)
Байдерины (10.05.2011 23:56:28)
pal_nat (06.03.2011 23:45:40)
Vils (23.02.2011 20:43:22)
Jon45 (07.02.2011 20:09:19)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.