Речь пойдет о Большом Соловецком острове. По поморскому преданию Соловки поднялись из моря «ради спасения человеков» и здесь имеется в виду не только иносказательное спасение душ, но и самое прямое спасение мореходов. В поисках «безмолвного» жития ученик Кирилла Белозерского, крупнейшего религиозного подвижника своего времени, отправляется на Север. Савватий – уже преклонный старец, выслушав советы мирян о трудностях одинокой жизни и суровом климате, находит себе попутчика в лице уже наезжавшего на Соловки пустынножителя Германа.
Туманы и полугодовые морозы, скудная земля, позволяющая выращивать только репу, не пугали «жертвенников» Божиих. Согреваясь молитвой и любовью ко Господу, они смиренно терпели все тяготы.
Иноки поселяются на острове, устанавливают крест и сооружают кельи.
"Воздвижение крестов" на Соловецких островах - традиция давняя. Еще в древние времена монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, ибо это спасительное знамение победы Сына Божия над смертию было для них малой церковью, присным напоминанием о цели иноческого подвига. Поэтому и первым деянием преподобных стало водружение Поклонного Креста. Это событие изображается на многих иконах, в том числе и на чудесно обретенной около десяти лет назад при возрождении обители...
На шестом году жизни монахов произошло несчастье. Во время вынужденной отлучки Германа на материк, Савватий заболел и почувствовал близкую кончину. Он успевает перебраться к устью реки Выга, чтобы исповедоваться и причаститься.
Строго говоря, Савватий не был основателем монастыря, но для будущего Соловецкого монашества он, несомненно, является авторитетным старцем. Своими аскетическими подвигами он открыл инокам путь на Соловки, вдохновил их на будущее «благоустроение».
Преставившегося в 1435 г. преподобного Савватия сменил другой инок. Герман встретился в Суме с новым отшельником, сыном знатных новгородских родителей, раздавшим нищим свое имущество и отправившимся искать спасения в пустыни. Рассказ Германа об отдаленном острове сильно впечатлил его, и вместе они отправились на Соловки. В 1436 г. монахи высадились на берег бухты Благополучия, недалеко от того места, где ныне находится монастырь. Год этот считается временем фактического основания обители. Иноки построили себе шалаши и совершили всенощное бдение. В первую же ночь новгородцу было пророческое видение. Он увидел необыкновенный свет и на востоке великую и прекрасную церковь на воздухе. Господь указал ему место будущей Соловецкой обители. Старцы стали рубить лес и строить кельи. Они заложили первый деревянный храм Преображения Господня с приделом во имя святителя Николы. Монастырь получил свое наименование по этому храму.
Впрочем, пустынники должны были перенести много испытаний,
прежде чем увидели свою обитель населенную иноками.
Составленные после смерти первых поселенцев жития идеализируют их деяния, но вряд ли следует сомневаться, что эти люди отличались редким мужеством и практическим умом.
Вскоре, прослышав о подвижниках и их подвигах, на Соловки потянулись ревнители пустыннического жития. Была построена небольшая церковь, и умножившаяся братия нуждалась в игумене. Первыми, поставленными Новгородским владыкой настоятелями, были Павел, Феодосий и Иона. Однако все они, не выдержав суровости и скудости Соловков, вскоре покинули остров. Тогда братия уговорила принять на себя крест новгородца, и он принял священнический сан и стал игуменом.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: