"20 пар гладиаторов Лукреция Сатрия, непременного фламина Нерона, сына императора, и 10 пар гладиаторов его сына, Лукреция Валента, будут биться в Помпеях с 6-го по 3-й день апрельских ид; большая звериная травля, тент. Писал Эмилий Целер, один, при лунном свете".
Римский драматург Теренций с горечью вспоминает о случае, когда на первом представлении его комедии "Свекровь" народ, узнав, "что будут гладиаторы, полетел, крича и толкаясь, дерясь за места" в амфитеатр, после чего зал опустел и пьеса провалилась. Цицерон в письме к своему другу Марку Марио так отзывается о бестиариях: "Остается упомянуть о боях с дикими зверями, по два в день на протяжении пяти дней; они были великолепными; но что за удовольствие для образованого человека смотреть либо как слабый человек будет растерзан могучим зверем, либо как прекрасный зверь пронзен охотничьим копьем?"
Громада помпейского амфитеатра одиноко возвышается на просторной площади, расположенной в юго-восточном краю города. Эллиптическое тело амфитеатра с восточной и южной стороны настолько близко примыкает к городским стенам, что две ближайшие крепостные башни, как это хорошо видно на одной фреске из Помпей, использовались для прикрепления тента.
Амфитеатр в Помпеях построен в 80-х годах до н. э. одновременно с Одеоном и на средства магистратов. Из всех известных до сего времени римских амфитеатров помпейский - самый древний. Его конструкция существенно отличается от устройства амфитеатров более позднего времени, например от знаменитого Колизея в Риме. Открытие амфитеатра в Помпеях, а это произошло ещё в 17 веке, дало возможность проследить эволюцию строительства подобных сооружений в античном Риме. В тоже время некоторые особенности помпейского амфитеатра обьясняются чисто местными условиями: характером окружающей природы, соседством с городской стеной.
Продольная ось амфитеатра ориентирована в сторону Везувия. Сооружение, вмещающее двадцать тысяч зрителей (то есть весь город), кажется снаружи невысокими, приземистым. Лишь поднявшись на верхние ступени, можно видеть, что его арена находится на дне огромной, выкопаной в земле овальной чаши, по краям которой расположены места для зретелей. Только два последних ряда опираются на надземную сводчатую крипту, которую поддерживает наружная стена, укрепленная могучей аркадой. В четырех местах со стороны города к стене примыкают наружные лестницы, две из них двойные. Контуры арены, представляющее собой эллипс с осями 66,7х35 м, много раз повторяются огибающими ее проходами, рядами скамей и, наконец, наружной стеной сооружения, оси которого равны 136,7х104 м. Для безопасности арена отделена от зретелей стеной высотой 2 м, которая была расписана сценами из гладиаторской жизни. Места для зрителей разделены парапетами и узкими проходами на три яруса. Скамьи первых пяти рядов, были предназначены для самых почетных граждан, места второго яруса, занимавшего двадцать рядов, были платными, а третьего, насчитывающего восемнадцать рядов, - бесплатными. Женщинам после указа Августа разрешалось сидеть только на самом верху, в маленьких ложах, расположеных над верхним ярусом.
Поразительную изобретательность проявили строители амфитеатра в расположении входов и лестниц, направляющих и организующих движение зрителей. Посетители верхнего, третьего, яруса поднимались на свои места по наружным лестницам. Зрители первого и второго яруса проходили через арочные проемы, ведущие в подземные сводчатые коридоры. Два самых широких коридора (5 м) ведут прямо на арену. Причем один из них с южной стороны, где амфитеатр очень близко подходит к городской стене, повернут на запад на 90 градусов. Этими коридорами пользовались зрители первого яруса, а затем отсюда выходили на арену гладиаторы. По узкому проходу в центре западной стороны здания выносили павших и раненых бойцов, убитых зверей. Два коридора на западной стороне и симметрично два - на восточной стороне сообщаются с подземной сводчатой криптой, огибающей арену под нижними ступенями второго яруса. В центре здания она перегорожена двумя стенами, которые делят ее на два изолированых друг от друга рукава: северный и южный. Это сделано для того, чтобы зрители пользовались близлежащими входами и не переходили из одной половины в другую. Через проемы, проделанные в стены крипты, зрители попадали в узкую открытую галерею, находящуюся между первым и вторым ярусом. Эти проемы использовались также для освещения и проветривания подземного свода. Лестницы, сооруженные в открытой галерее, приводят к радиально расположенным ступенькам-лучам, которые делят трибуны на секторы. Через проемы во внутренней стене открытой галереи можно пройти и в первый ярус, который также разделен на секторы радиальными стенками. для защиты зрителей от дождя во время игр над трибунами натягивался тент velarium. В амфитеатре нет подвальных помещений.
"Помпеи. Геркуланум. Стабии." - В. И. Кривченко. Исскуство, 1981г., стр. 83-87.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: