Сообщение об ошибке в тексте тайника


Музей узкоколейной техники в Лавассааре [MV/8106]

Тепловоз ТУ4-800
Тепловоз ТУ4-800
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Музей/экскурсия
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Эстония
Пярнумаа
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Лавассааре
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 5
РЕЙТИНГ
4.50Рекомендаций: 1Нашли: 5
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Мотовоз МД-54-4
Мотовоз МД-54-4
Водокачка
Водокачка
Стрелка
Стрелка
Мотовоз МУЗг-4
Мотовоз МУЗг-4
Автор: ЖЖ и Chuma
Создан: 12.07.2010
(отредактирован 13.09.2017)
Компаньоны: Chuma

Описание окружающей местности

Музей работает с июня по сентябрь. Более подробная информация по ссылке ниже

История узкоколейных железных дорог в нынешнем уезде Пярнумаа началась в 1896 году, когда была открыта узкоколейная железная дорога общего пользования Валк (Валга) — Мойзекюль (Мыйзакюла) — Пернов (Пярну).

В 1918 году была провозглашена независимость Эстонской Республики. По информации от М. Хелме, в 1923-1924 годах была построена линия узкоколейной железной дороги Пярну — Лавассааре, составлявшая единую сеть с линией общего пользования Пярну — Валга. Линия предназначалась в основном для вывоза торфа, который поступал на предприятия городов Пярну и Синди. В Лавассааре было построено каменное здание депо, сохранившееся до настоящего времени (с 1987 года используется Эстонским музеем узкоколейных железных дорог).

В 1930-х годах была построена торфовозная узкоколейная железная дорога в районе посёлка Тоотси. Она также составляла единую сеть с магистральной узкоколейной железной дорогой общего пользования (участок Пярну — Лелле — Таллин). В 1939 году в посёлке Тоотси был открыт торфобрикетный завод.

В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. В числе всех прочих предприятий, торфодобывающие и торфоперерабатывающие производства в Лавассааре и Тоотси были национализированы.

В 1948 году узкоколейная железная дорога торфопредприятия Тоотси была частично электрифицирована. По информации от А. Корсакова, это был первый в СССР опыт электрификации узкоколейной железной дороги торфяной промышленности. В Тоотси поступили шахтные электровозы 7КР-750 (II-ТР-2) производства Харьковского и Дружковского машиностроительных заводов, переоборудованные для наземной эксплуатации.

Первоначально на торфомассиве были электрифицированы только главные пути, в вывозной работе на временных внутримассивных путях применялись мотовозы. Позднее электровозы были оборудованы боковыми токосъёмниками и стали использоваться не только на главных путях, но и на «времянках», где контактный провод находился сбоку от пути для обеспечения возможности погрузки торфа в вагоны.

Практика показала нецелесообразность электрификации временных путей: несмотря на боковое расположение, контактная сеть мешала погрузке торфа, периодически обрывалась экскаваторами. Временные пути на торфомассивах часто перекладываются, перестановка опор контактной сети была трудоёмким процессом. Поэтому было принято решение о «деэлектрификации» временных путей и переоборудовании электровозов в комбинированные локомотивы — электротепловозы. На электровозы были установлены автомобильные двигатели ЗИЛ-5 (позднее ЗИЛ-120) и генераторы постоянного тока ДК-303А.

В 1959 годах в Тоотси был открыт новый торфобрикетный завод значительной мощности. Посёлок Тоотси стал основным центром торфяной промышленности Эстонской ССР.

В 1971 году участок узкоколейной железной дороги общего пользования Пярну — Эйдапере (линия в сторону Таллина) был заменён железной дорогой широкой колеи. В 1975 году была открыта ширококолейная линия Пярну — Мыйзакюла, узкоколейная железная дорога общего пользования в Пярнуском районе окончательно исчезла. Приблизительно тогда же была разобрана линия Пярну — Лавассааре. Почти на 10 лет узкоколейная железная дорога торфопредприятия Лавассааре стала изолированной. В то время она соединяла посёлок Лавассааре с торфомассивом, сообщение посёлка Лавассааре с внешним миром осуществлялось исключительно по автодорогам.

После ликвидации линии Пярну — Лавассааре был поднят вопрос о строительстве в Лавассааре торфобрикетного завода. В качестве альтернативы был предложен вариант соединения узкоколейных железных дорог в Лавассааре и Тоотси, благодаря чему появлялась возможность транспортировать торф на уже существующий крупный торфобрикетный завод в Тоотси. После длительного обсуждения был принят именно этот вариант. В определённой мере этому способствовало истощение торфомассива близ Тоотси. Торфомассив вблизи Лавассааре — более крупный, имеющихся запасов торфа хватит на много десятилетий активной добычи.

Строительство соединительной линии Майма — Тоотси началось в 1979 году, сквозное движение открылось в июне 1983 года. При строительстве был выполнен огромный объём работ. Наиболее дорогостоящим объектом стал путепровод над автодорогой Таллин — Рига, расположенный вблизи населённого пункта Халинга.

С момента открытия соединительной линии Майма — Тоотси узкоколейная железная дорога в Пярнуском районе стала крупнейшей в Эстонии. Объём перевозок после объединения сетей многократно возрос. В Тоотси и Лавассааре поступали новые тепловозы и вагоны.

Не позднее 1980-х годов все линии узкоколейной железной дороги за пределами посёлка Тоотси были «деэлектрифицированы». Небольшой электрифицированный участок остался лишь вблизи торфобрикетного завода, электровозы продолжали использоваться в маневровой работе.

В 1987 году в посёлке Лавассааре группой энтузиастов был создан Эстонский музей узкоколейных железных дорог. Музей разместился в здании депо постройки 1920-х годов и на прилегающей к нему территории.

После 1991 года сеть узкоколейных железных дорог продолжала активно работать. Владельцем узкоколейной железной дороги стала компания Tootsi Turvas («Тоотси-торф»). В 2002 году по заказу компании Tootsi Turvas в депо Таллин-Вяйке и мастерских в Тоотси по специальному проекту были изготовлены новые торфовозные вагоны (сходны с вагонами ТСВ6А, но не имеют люков).

После 2005 года на обветшавшем пути участка Майма — Тоотси стали часто происходить аварии. Путепровод через автодорогу Таллин — Рига был обследован комиссией и был признан аварийным. В 2008 году владелец Tootsi Turvas (компания Vapo из Финляндии) принял решение об отказе от эксплуатации участка Майма — Тоотси. Вместо этого было решено доставлять торф по узкоколейной железной дороге в Лавассааре и перегружать его в большегрузные автомобили на эстакаде.

1 июля 2008 года был организован «прощальный рейс» поезда по маршруту Тоотси — Лавассааре для эстонских любителей железных дорог.

Узкоколейные железные дороги на торфомассивах вблизи Лавассааре и Тоотси в ближайшие несколько лет будут действовать. Однако в перспективе не исключается переход на автомобильный вывоз торфа, с последующей ликвидацией узкоколейной железной дороги. В этом случае единственным сохранившимся участком станет короткая линия в Лавассааре, принадлежащая музею (протяжённость — около 2 километров). 

Использована информация:  С. Болашенко  «Узкоколейные железные дороги Эстонии».
Официальный сайт музея с детализацией времени работы: http://www.museumrailway.ee/en/for-visitors/ (информация на эстонском и английском).
Если нет возможности перейти по ссылке, то гарантированный доступ только летом с 11 00 до 17 00.

Описание тайника

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

DidJ (12.09.2019 09:43:14)
Музей посетили, нашёл для себя много чего посмотреть.
Автору спасибо за тайник!
jussike (29.08.2016 15:41:27)
Leitud 23.07.2016
Cossacks (27.05.2012 09:18:47)
BiHiTRiLL (20.07.2011 11:16:12)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.