"Станьте на перекрестках дорог и посмотрите, и спросите, где старый исторический, добрый и лучший путь, и идите по нему, и найдете покой душам вашим, и будете жить в мире"...
Таких мест в Украине да и во всей Европе, со всей первозданной красотой и дыханием 17 столетия, практически нет. Вот уж действительно, попадая туда, чувствуешь как текла здесь жизнь несколько сот лет назад...
Выйдя из автобуса и перейдя через речку мы видим, как впереди виднеется купол колокольни Манявского Скита, который расположен между горами в небольшом ущелье и со всех сторон окружен лесами. Пройдя через территорию скита и выйдя через задние ворота в конце двора начинается дорога, которая уводит далеко в гору к Блаженному Камню и его святому источнику.
В начале идти легко. Солнечный свет, проникая сквозь ветки елей, рифлеными стрелами ложится на усыпанную опалой хвоей тропинку. Справа - озеро с миниатюрной дамбой, через которую лениво плещет ручей. Через сотню метров, выйдя на полянку, мы обнаруживаем беседку с темным следом от костра. Как же, должно быть, великолепен тут самый обыкновенный шашлык! Но, во-первых, цель наша - отнюдь не шашлык, а, во-вторых, здесь он несколько неуместен... За беседкой тропка забирает круто в гору, и мы, отдав все силы покорению крутого склона, карабкаемся вверх. А подниматься достаточно - несколько сотен (иногда кажется почти вертикальных) метров. Не любой сразу одолеет. Ели здесь, и без того великанские, кажутся еще выше. Где-то вверху они смыкают свои кроны. Оглядываешься назад - из-под ног вниз уходит склон в ежистом полотне лесов, где-то далеко синеют на солнце горы, а над головой - ветви образовывают естественную крышу, не пуская сюда яркий свет. Место ведь - святое... Здесь, в неглубоком гроте стоят иконы и чадят свечи. По замшелым камням испариной стекает вода, и от этой воды свечи потрескивают. Теперь самое время остановиться и прислушаться к тишине. Мы пришли к Блаженному Камню и его святому источнику. Отсюда все начиналось.
Манявский скит, согласно легенде, основали монахи Киево-Печерской Лавры, бежавшие от Хана Батыя в 1240 году. Основатели Манявского скита поселились возле Блаженного камня, который находится на склоне горы возле целительного источника.
Самое первое сооружение на территории монастыря – Храм Воздвижения Честного Креста, датируемый 1242 годом. К святому месту за советами потянулись люди, неоднократно приходил князь Данило Галицкий. Здесь он получал благословление на оборону Руси-Украины. Но однажды храм пострадал от монголо-татарской орды и все монахи погибли. Новую жизнь святому месту дал монах-схимник Иов Княгинецкий (1551-1621) - аскет-схимник, выходец из мелкой тисменицкой шляхты, пришедший в 1608 году с горы Афон и воздвигший здесь бастион православной веры. Он учил монахов афонскому аскетизму и благочестию, объяснял им смысл и правила томления тела и духовного поиска Бога. Известно, что он 12 лет провел на Афоне, после чего вернулся в родные края, где и приобрел славу благочестивого набожного пустынника и даже получал приглашения от самого Константина Острожского, от которых отказывался. Именно в пещерном ските под Блаженным Камнем Иов и жил несколько лет в бдении и молитвах до закладки Скита Великого.
Вместе с ним обитали там его несколько учеников. Они-то и стали в последствии первыми членами монастырской братии. Однако существует предание, будто место это было выбрано не случайно. Сказ повествует о двух иноках Киево-Печерской Лавры, отправившихся по свету искать воду, равную по весу воде из источника в Лавре, а следовательно, равной и по святости. И в том месте, где будет найдена такая святая вода, положено было основать монашеский скит.
Правда, сегодня вряд ли кто проверял: действительно ли вода в источнике из-под Блаженного Камня может сравниться в весе с лаврской. Впрочем, легенда не всегда бывает плодом чистого пост-вымысла, да и место, наверно, не зря считается святым, поскольку поговаривают, будто здесь дважды являлась Пресвятая Дева Мария... К слову, вряд ли кто вспомнит, что Захар Беркут - герой повести Ивана Франко - три года учился врачеванию именно под Блаженным Камнем.
И так слух о лесных монахах распространился по всему Прикарпатью. И к Блаженному Камню потянулись жаждавшие отреченного уединения монахи-скитальцы. Таким образом возникла целая монастырская община. Не хватало лишь одного - монастыря. В 1611 году был заложен Скит Великий...
(При подготовке описания использовалась информация из ресурсов www.liveinternet.ru и world.lib.ru)