Автор: November
Создан: 08.05.2010
Опубликован: 19.05.2010
(отредактирован: 13.08.2019)
Компаньоны: НЕСЕЗОН
Описание окружающей местности
Дебёсы Маленький посёлок городского типа, районный центр на северо-востоке Удмуртии. Расположен на реке Дебёска в 141 км от Ижевска. Первое упоминание в переписных документах относится к 1646 г. В 1749 году в Дебёсах была заложена церковь, а населенный пункт получил статус села. В 1796 году - волостной центр. В XIX в. в Дебёсах ежегодно проводились ярмарки и еженедельные базары. В 1921-23 Дебёсы являлись центром Дебёсского уезда Вотской автономной области. В дальнейшем Дебёсы были преобразованы в село, а с 1929 - районный центр Удмуртии. Название села связано с историей христианизации царскими властями удмуртов-язычников и сопротивления их этому. От того, что оказывали они, якобы, серьезное сопротивление этому деянию, их прозвали бесами, а местность, где бесы скрывались получила целостное название - Дебёсы. Раньше это село называли "где бесы".
Сибирский тракт Под Сибирским трактом закрепилось название самой длинной в мире дороги, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до гг. Охотск, Кяхта и Чита на востоке. В народе тракт имеет ещё несколько названий: "великий кандальный путь", "государева дорога", "Екатерининский тракт". Тракт начал прокладываться с начала XVIII века (с сенатского указа 1733 года) для связи Центральной России с Сибирью и Дальним Востоком. Из Москвы путь лежал через Нижний Новгород на Казань и далее через Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень шел до Тобольска и далее на восток. В 1824 резиденция сибирского губернатора была перенесена в Омск и трасса отклонилась к югу: от Тюмени на Омск. Тобольск оказался в стороне. От Омска тракт шел через Барабинскую степь на Томск, Красноярск, Иркутск, огибая с юга оз.Байкал, доходил до Верхнеудинска и разветвлялся. Восточная ветвь шла на Читу и Нерчинск, а другая - на юг в Кяхту, через которую шла торговля с Китаем. Впоследствии появились ответвления на север до Якутска и на восток до Охотска. Распоряжением Сената (1783 г.) налажено трактовое сообщение Санкт-Петербурга с Вяткой, в результате чего окончательно сложились две ветки Сибирского тракта: на севере - Петербургско-Вологодско-Вятская, на юге - Московско-Казанская. Таким образом, с.Дебёсы оказалось узлом, где эти две ветки соединились в одну. Поначалу дорога представляла собой бесконечные верстовые столбы, переправы через реки и горы, и перелески. Потом по распоряжению Екатерины II вдоль тракта появились берёзы, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду. Эти старые, так и называемые "екатерининскими" берёзы, всё ещё встречающиеся на различных участках Сибирского тракта. В 1817 г. специальным Указом Александра I были утверждены правила устройства почтовых трактов: ширина дороги 60 м, в том числе проезжей части 20 м. По обе стороны дороги отводилось место для канавы и придорожных аллей. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан "урок" посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием. Ответственность за сохранность берёз ложилась на общину. Этим же Указом предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы - пункты для дневок и ночёвок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. Поэтому вскоре через каждые 20-30 километров по тракту были построены этапные тюрьмы для ночлега каторжан, а в больших городах - Перми, Екатеринбурге, Казани конвойные роты - большие каменные здания. Сибирский тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом аспектах. Круглогодичное и даже круглосуточное функционирование тракта способствовало интенсивному хозяйственному, культурному развитию Урала и Сибири. По данным ежегодно по нему проезжало 20 тысяч пассажиров, 18 тысяч арестантов, свыше 50 тысяч тонн различного груза. Это был единственный путь, по которому на восток двигались служилые люди, купцы, переселенцы, ученые, путешественники. По всему тракту возникали поселения, население которых наряду с хлебопашеством и скотоводством занималось извозом. Вдоль тракта располагались сотни постоялых дворов, фуражных складов, тележных, санных и сбруйных мастерских, занятых обслуживанием нужд тракта. Медленно шли длинные тяжелые обозы с изделиями уральских заводов, ехали купцы с сибирскими и китайскими товарами, гнали табуны лошадей на запад, звеня бубенцами, проносились пары и тройки лихих ямщиков с пассажирами, пыля по дороге шли толпы каторжников, гонимые конвойными. В 1840 году с Кольшапо-Вознесенских заводов в Петербург провезли "Царицу ваз", ныне находящуюся в Эрмитаже. Эта ваза готовилась 29 лет и имела 5 метров в диаметре и весила 300 пудов. В 1845 году из Петербурга в Пекин подневольные люди на руках пронесли зеркало в подарок китайскому императору от Николая I. Зеркало длиной 3,5 м, шириной 1,5 м. Для крестьян тракт был обременительным. Они вносили денежную и натуральную плату за содержание дороги и привлекались к трудовому участию по содержанию дороги, к бесплатным принудительным перевозкам различных грузов, расчищать дорогу, по требованию проезжавших предоставлять провиант. Уголовных и политкаторжан вели в Сибирь по 100-200 человек, иногда по 500 человек. Их заковывали в кандалы и связывали друг с другом. Особо опасных преступников летом везли в открытых телегах, а зимой в розвальнях, усаживая друг против друга по три человека сзади связывая веревками, а позади саней ехал надзиратель с ружьем. При побеге заключенного конвоиры могли схватить любого мужика в дороге и связать с заключенными и увезти. Поэтому крестьяне боялись ездить по Сибирскому тракту. Усталые, оборванные, голодные, звеня кандалами, медленно шли осужденные на каторжные работы в Сибирь. Иногда они пели унылые песни, за ними на телегах ехали до ближайшей станции больные, ослабшие, умершие. На Уральском хребте, на Березовой горе (в Свердловской области) стоял столб с надписью "Европа-Азия". Здесь заключенные останавливались, вставали на колени, брали горсть земли, завертывали в тряпку и несли с собой, как память о России, родной земле. По Сибирскому тракту прошли и проехало много революционеров. Так, в 1790 году проехал в Якутию на Ильменский острог страстный ненавистник царского самодержавия, автор "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищев. В 1835 году проехал в Пермь русский демократ Герцен, в 1850 году в кандалах проехал замечательный русский писатель Достоевский. За ним шли петрашевцы, автор стихов "Вперед, без страха и сомнения" Плещеев. В 1864 году через Дебёсы был отконвоирован в кандалах Чернышевский, а с 1826 по 1828 годы здесь побывали 52 декабриста, следом вскоре после их отправки поехали в Сибирь жены декабристов: Трубецкая, Волконская и другие. Побывало в Дебёсах множество знаменитых людей, писателей, ученых, путешественников, государственных деятелей: царь Александр I, Ползунов (первый изобретатель паровой машины), Пржевальский, Семенов-Тяньшаньский, Чехов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Горький, Есенин, Маяковский. В 1829 году путешествующие по России немецкие ученые-путешественники записали, что они за 23 недели проехали 14500 верст, побывали на 568 станциях, сменили 12244 лошади. Строительство тракта было завершено во второй половине XIX века разделился на ряд дорог, имевших региональное значение. В дальнейшем его первостепенное значение уменьшилась в связи с установлением речного пароходного движения (1840-е гг.) и, особенно, после прокладки железных дорог (1870-1890-е гг.), соединивших центральные районы России с Сибирью. Основные грузы и пассажиры стали перевозиться по ней, не нужны стали и этапные тюрьмы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: