Заочье [MV/7389]

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тульчино
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тульчино
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Серпуховский Московской, Ясногорский Тульской обл. р-н
Ближайший нас.пункт
Тульчино, Жерновка, Красино, Хорошово
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 5
Рейтинг
4.75Рекомендаций: 2Нашли: 12
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Храм Преображения Господня в селе Жерновка
Храм Преображения Господня в селе Жерновка
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Красино-Убережное
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Красино-Убережное
Усадьба Киреевских в селе Красино-Убережное
Усадьба Киреевских в селе Красино-Убережное
Церковь Иоанна Дамаскина в селе Большое Хорошово
Церковь Иоанна Дамаскина в селе Большое Хорошово
Автор: Инструктор
Создан: 15.04.2010
Опубликован: 17.04.2010
(отредактирован: 05.06.2021)

Описание окружающей местности

"Широка, просторна страна родная! Бедна она внешними эффектами, но богата красотами духа! И есть всего одно украшение смиренных селений... Божьи храмы с колокольнями смотрятся в зеркало русских рек. С детства привык я видеть такую именно картину на своей родине, на берегах родной Оки. Войдешь у нас в Липицах на горку позади села, посмотришь на долину реки, верст на сорок видно вдаль. Только в ближайших деревнях своего и соседнего прихода разбираешь отдельные дома, а дальше заметны лишь здания Божьих храмов: красная тешиловская церковь, белая церковь в Лужках, в Пущине, в Тульчине, а на горизонте в тумане высятся каширские колокольни... Приедешь, бывало, домой на Пасху. Выйдешь к реке. На несколько верст разлилась, затопила всю равнину. И слышишь по воде со всех сторон радостный пасхальный трезвон во славу Христа воскресшего... Ярко, ласково светит весеннее солнышко, шумно бегут мутные потоки, важно расхаживают по земле грачи, вся земля проснулась и начала дышать, зеленеет уже травка. Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь, бывало, как несется над рекой пасхальный звон, будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный".

Так писал в начале XX века священномученик архиепископ Илларион, родившийся там же, в селе Липицы. Увы, нет уже храмов в Спас-Тешилове и Пущино. За несколько десятилетий уничтожено все, что создавалось столетиями и очищало душу. Последствия долго будут отзываться.

Прогулка, которую я предлагаю совершить, надеюсь, не только позволит полюбоваться природной красотой этого края, но и увидеть то, что пока ещё можно увидеть…

1.       Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тульчино

В XVI в. село Тульчино упоминается как вотчина Пафнутьево-Боровского монастыря. В селе был деревянный храм. В 1839 году вместо старой обветшавшей церкви на средства прихожан был построен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святого Илии Пророка. В 1888 году при храме начала действовать церковно-приходская школа построенная на средства прихожан. В 1930 году церковь была закрыта и затем какое-то время использовалась как зернохранилище. С 1960-х гг. здание храма, став бесхозным, превращается в зернохранилище…

Преодолев крутой подъем, по широкой улице с. Тульчино поднимаемся на самый верх. Даже лишенный завершения колокольни, колонных портиков, крыши и окон, он все равно является центром, организующим пространство, окрестные безлесные поля.

В 1999 году зарегистрирована община православных верующих. Здание церкви передано общине в 2000 году. Духовенство: протоиерей Дионисий Крюков - настоятель.

Исторические исследования

Село - центр монастырской волости, о котором в Писцовых книгах XVI века сообщается: "В Тешилове же стане вотчина Рождества Пречистые Богородицы Пафнутьева (Боровского) монастыря: село Тульчино, на реке на Оке, а в селе церковь Воскресения Христова, деревянна, клетски, а в ней образы и книги, и все церковные строения... (3 двора духовенства)... 6 келий, а в них живут нищие, питаются с церкви... деревня Олферчищева, на речке на Бредеи... деревня Безнино на Безнинском враге... да сельцо Балково... Всего в них двор монастырский да 54 двора крестьянских, 14 бобыльских и 1 двор пуст... да Пафнутьева монастыря игумена Тихона с братнею рыбные ловли на Сенкине перелозе на реке Оке". Под селом озеро Поганое и Попово на Окской пойме.

Сохранились хозяйственные книги Пафнутьево-Боровского монастыря за 1701 год, где перечислены повинности крестьян волости. А они таковы: крестьяне должны были обрабатывать монастырские пашни по 0,5 десятины на двор. Кроме того, с них взимался натуральный оброк по 3,2 копны сена, 1,5 сажени дров, 16 штук досок; по одной мере сметаны, одному сыру, 20 штук яиц, один четверик грибов "больших", 2 сажени грибов "ниточных" и по ведру груздей с каждого двора. Грибы взимались в урожайный год.

В 1763-1787 годах земли у монастырей были отобраны правительством, перешли в ведение Коллегии экономии, и с тех пор Тульчино, Балково и Алфертищево стали называться экономическими.

В 1701 году в Тульчино находился 51 двор; в 1859 - 53 двора, 357 жителей.

В 1839 году вместо старой обветшавшей церкви на средства прихожан был построен каменный храм во имя Рождества Богородицы с приделом во имя пророка Илии. В новый храм перенесли из старой церкви старинные иконы и деревянную скульптуру "Христос в темнице", ценную своей древностью. С 1888 года при церкви начала действовать школа, построенная на средства прихожан. За всю свою историю село ни разу не побывало в частном владении и помещичьей усадьбы в ней никогда не было. Управлялось село выборным старостой, а все важные дела решал сельский сход - общее собрание всех дворовладельцев села.

По данным 1925 года в Тульчино значилось: 76 дворов, 512 жителей; 75 садов.

Тульчинским уроженцем был известный художник И. А. Малютин (1891-1928 гг.).

Церковь в селе действовала до 1930 года, затем какое-то время она использовалась в качестве зернохранилища, но с 1960-х годов здание, став бесхозным, превращается в руины. В те же годы само село попало в число неперспективных и сегодня в нем проживают местные пенсионеры и дачники.

Ю. В. Беспалов
Южный рубеж Московии (Из истории Подмосковья)
Пущино, 1990, с. 151-152

 

 

2.       Храм Преображения Господня в селе Жерновка

Издавна село Жерновка было центром дворцовой волости в Тешиловском стане Каширского уезда. В начале XVIII в. селом владел барон Петр Павлович Шафиров.

В 1726 г. Жерновская волость была пожалована генералу Родиону Михайловичу Кошелеву. По его же заказу в 1758 г. в селе была построена церковь во имя Преображения Господня. Здание храма кирпичное, состоит из бесстолпного двусветного, одноглавого четверика, трапезной и колокольни в два яруса. Структура фасадов, разбитых пилястрами на три прясла, и формы портала восходят к традициям XVII в. Декоративная обработка - в духе провинциального барокко.

В конце XVIII в. село перешло во владение помещиков Мосоловых. Жерновская усадьба имела основания быть замечательной не только размерами (в 1848 г. за Мосоловым числилось 1025 десятин земли), но и в эстетическом отношении. Второе и третье поколение жерновских помещиков были не чужды искусству, один из Мосоловых коллекционировал живопись голландских мастеров. Последним владельцем усадьбы и коллекции был гравер-офортист, академик Николай Семенович Мосолов. В начале XX в. Мосоловы славились своими заводами скаковых лошадей, филиал одного из которых находился в Жерновке.

В настоящее время от старой Жерновской усадьбы сохранилось ничтожно мало (не так давно сгорел деревянный помещичий дом). Фактически вся восточная часть села, та, что в Тульской области, когда-то и была усадьбой.

Храм в советское время был закрыт, а ныне вновь передан Русской Православной Церкви. Настоятелем храма является иерей Дионисий Крюков.

В настоящее время храм частично отреставрирован, в нем регулярно совершаются молебны и панихиды. Духовенство: протоиерей Дионисий Крюков - настоятель.

Исторические материалы

Приход с. Жерновки расположен на возвышенной лесистой местности в 2 1/2 верстах от Оки и на разстоянии от губерн. г. Тулы 70 вер., уезднаго Каширы 25 вер. и от ст. Московско-Курской ж. дор. также 5 верст. В состав прихода входят село Жерновка и деревня Елокова, отстоящая от церкви в 2 верстах, с населением в общей сложности 211 душ мужскаго пола и 253 душ жен. п. Первоначальное образование прихода, такмо и название его неизвестно; но существующая в с. Жерновке Преображенская церковь основана и отстроена в 1758 году на средства достопамятнаго местнаго благотворителя Генерал-Лейтенанта Иродиона Михаиловича Кошелева (он же храмостроитель и Николаевской церкви в с. Городищах, Каширскаго уезда). Храм села Жерновки каменный; в нем два придела с алтарями: в настоящей холодной во имя Преображения Господня и в теплом приделе во имя св. Чудотворца Николая; оба придела устроены одновременно и снабжены ценною утварью. До 1878 г. приход с. Жерновки был самостоятельным, но с этого года соединен по малочисленности прихожан с Иродионовскою церковию села Хотавок. Особенно чтимыми иконами в приходе с. Жерновки служат иконы Покрова Пресвя-тыя Богородицы и Иверской Божией Матери.

Причт соединенного прихода села Жерновки и Хотавок состоит из священника и псаломщика; церковной земли при Жерновской Преображенской церкви имеется 48 десятин.

С 1891 года в с. Жерновке открыта земская школа.

Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей.
Тула, 1895, с. 403

 

...На фасадах Преображенской церкви мы увидим и ленточный руст, и причудливые навершия наличников, и антаблементы, и восьмиугольные медальоны...

Формально все это - средства из арсенала барочной декорации, но по сути - малообязательные фасадные украшения, всего лишь узор, который не влияет на тектонику стены, не вступает в сложные и многообразные связи с архитектурной массой здания. Обращает внимание и легкость архитектурных членений церкви, зрительно подчеркивающих ясную структуру ее объемов, и сама композиция фасадов, традиционно разбитых пилястрами на три прясла, несмотря на то, что четверик перекрыт сомкнутым сводом.

Все это убеждает в том, что зодчие жерновской церкви, как и создатели уже знакомого нам храма в Липицах, ориентировались по преимуществу на традиции и приемы древнерусского зодчества. Налицо свойственная этим приемам особая иерархия архитектурных средств: ведущая роль в создании образа произведения принадлежит группе лапидарных, уравновешивающих друг друга объемов. Их простота и ясность далеки от свойственного барокко динамизма и разнообразия форм.

Ф. В. Разумовский
На берегах Оки. От Серпухова до Каширы
М.: Искусство, 1988

 

3.       Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Красино-Убережное.

"Родительский дом в Красине, где он поселился, был настоящим дворцом. Трудно сказать, что, собственно подтолкнуло каширского воеводу связаться со столь хлопотным и дорогостоящим делом. В ту пору еще не началось "строительное неистовстово" эпохи просвещения - "золотого века русской усадьбы". Дом в Красине был первым каменным домом европейского образца во всей округе, даже в соседнем городе Кашире все гражданские дома в ту пору были еще деревянными. Требование репрезентативности, столь важное в столицах и в пышных аристократических резиденциях, здесь, на Оке, ничего не объясняет. Словом, перед нами памятник исключительный, хранящий некую загадку. Чтобы представить себе первоначальный облик дома-дворца, также придется серьезно потрудиться мыслью и воображением. Ведь дом два раза серьезно перестраивался. Его боковые крылья пристроены в конце века, тогда же в очередной раз переделывали и фасады в духе позднего классицизма. Тем не менее по-прежнему хорошо различима барочная основа старого симметричного объема с тремя сильно выступающими ризалитами. Но главное украшение дворца - большие наличники его парадного этажа - теперь может восполнить только воображение."

 Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Красино-Убережное построена ориентировочно в 1674 году тщанием Михаила Петровича Травина. Зданием каменная с таковой же колокольней.

В храме было 2 престола: во имя Живоначальной Троицы и во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Рядом стоящая усадьба, великолепно сохранившаяся до наших дней, благодаря тому, что её выкупил какой-то частник и поддерживает в отличном состоянии, принадлежала Каширскому воеводе Киреевскому.

Использованы материалы с сайта «Усадьбы России»

 

 4.       Церковь Иоанна Дамаскина в селе Большое Хорошово

Это на мой взгляд, самая необычная церковь из всех встреченных здесь, но самая труднодоступная, и информации по ней крайне мало. На сайте Ясногорского района упоминается церковь Иоанна Дамаскина в Хорошово. В списке церковных приходов Тульской епархии (1915-1916) сельцо Большое Хорошово (45 дворов, 168 мужчин, 153 женщины) приписано к Троицкой церкви в Красино-Убережное. На сайте Тульской и Белёвской епархий Большое Хорошово не упоминается.  Откуда взялась в этом селе такая красавица, в каком году построена, кем – поиски продолжаются…

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

ivberg94 (09.05.2020 22:58:49)
Побывали здесь в ходе четырёхдневного велопохода по Тульской области, хотя на первой точке побывали сильно заранее. Церковь в Жерновке за забором, окна пришлось считать, поднимаясь на деревья, что привлекло внимание местного жителя. В Красино-Убережном нас пустили в усадьбу, показывали интерьеры, хоть и не аутентичные, но тоже весьма интересные. Не каждый же день попадаешь в современную усадьбу. Рассказывали, как в этом здании была школа, в которую ходили дети даже из-за Оки, а в здании церкви в разное время - магазин, клуб и инкубатор.
ЖЖ и Chuma (04.05.2020 12:04:38)
Нелегально покатались по Тульской области. Еще год назад невозможно было представить, что для того, чтобы взять этот тайник надо получать 2 пропуска :) Брали точки с востока на запад. В этом небольшом районе сконцентрировались дороги всех 100500 типов качества. Удалось и потрястись на кочках, и пощекотать бока кустами, и использовать полный привод. Хотя если заранее подготовиться, изучить карты, и ехать не по стрелке, а в объезд, то маршрут будет в разы проще. От церкви Иоанна Дамаскина почти ничего не осталось, и она сейчас выглядит как остатки средневековой дозорной башни. Церковь Святой Живоначальной Троицы любопытна внутри, но подпорки того и гляди рухнут. Храм Преображения Господня обнесен трехметровым сплошным забором. Окна нужно считать с трех разных точек, пришлось использовать различные приспособления. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы оказалась не по указанным координатам, что завело нас на какую-то узкую улочку, ведущую на горушку. Пока искали подъезд к указанным координатам, удачно нашли церковь. В общем и целом, маршрут отличный. Всего 100 километров от Москвы, а какой рельеф, какие дороги!
lmi (06.04.2020 19:29:33)
макс и сцветка (13.11.2017 22:40:20)
valey (08.01.2015 22:15:25)
ЗдесьБыл (10.03.2012 11:36:32)
Andy16 (23.01.2011 12:19:04)
ЗдесьБыл (13.09.2010 17:42:25)
Сундук и Панда (20.07.2010 15:37:11)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.