Усадьба Гулевича расположена на краю села на склоне небольшой возвышенности, полого спускающейся к дороге и р. Десна. Создавалась для графа Гулевича, представляет собой один из интереснейших памятников усадебного строительства в Брянской обл. периода зрелого классицизма. По размерам она значительно уступает крупным дворцовым усадьбам Брянщины того времени (Ляличи, Гринёво и др.), будучи, однако, создана на основе тех же стилистических принципов.
К настоящему времени от ансамбля сохранились лишь помещичий дом, обращенный основным фасадом к дороге, ряд хозяйственных построек и сильно заросший парк.
Дом. Прекрасный образец монументального усадебного дома-дворца, классицистическая архитектура которого выглядит подчеркнуто парадно. Довольно крупная постройка в три этажа (верхний антресольный), кирпичная и оштукатуренная. Композиционно представляет собой близкий П-образному в плане объем с различным решением фасадов. Главный северный фасад имеет на флангах выступы, а в центре глубокую лоджию с двумя большими колоннами, поддерживающими балкон второго этажа и закрытую деревянную галерею антресолей. Боковые, сильно выступающие части паркового фасада также образуют крупные ризалиты, между которыми находится главный вход, ориентированный на основную аллею парка.
Во внешнем облике дома, одновременно нарядном и строгом, хорошо прослеживаются характерные черты зрелого классицизма. Невысокий нижний этаж, в котором находились подсобные и хозяйственные помещения, трактован как цоколь и решен традиционно скромно. Он имеет квадровую рустовку стен, прорезанных небольшими проемами и нишами с лучковыми перемычками. Высокий второй этаж с парадными залами и комнатами оформлен более пышно. Большие прямоугольные окна украшены нарядными тонко профилированными наличниками с подоконными досками и треугольными фронтонами. Завершает здание классицистический антаблемент с двумя фронтонами по сторонам лоджии. Его широкий метопно-триглифный фриз на боковых фасадах и со стороны парка прорезан небольшими квадратными окнами антресольного этажа, который на главном фасаде внешне выявлен лишь в левой части. Наружное убранство дома хорошо дополняют две большие тосканские колонны лоджии, поставленные на высокие кубические постаменты с позднеклассицистической металлической решеткой балкона между ними. В правом от лоджии выступе устроен вход с железным козырьком на ажурных консолях, видимо, относящимся к 1-й трети 19 в. Помещения нижнего этажа сводчатые, с различными по форме сомкнутыми сводами и распалубками над проемами. В трех из них: северном вестибюле с лестницей на второй этаж, средней комнате восточного крыла и самом обширном, квадратном помещении в юго-западном ризалите - своды опираются на квадратный столб в центре. Парадные помещения второго этажа, расположенные вдоль главного и южного фасадов, связаны друг с другом анфиладно. Выделяются размерами три зала: два в северо-восточной части дома и один в западной. Третий этаж составляют низкие и небольшие жилые комнаты. Прежнее внутреннее убранство сохранялось до недавнего времени в некоторых помещениях парадного этажа, где имелись лепные классицистические карнизы, паркетные полы и кафельные печи. Особенно великолепной была находившаяся в северо-восточном зале большая угловая печь со сложными формами в духе рококо. Ее поверхность членилась раскрепованными карнизами на три яруса с нишей в средней части, завершенной полукруглым фронтоном и украшенной по сторонам волютами. Печь была облицована изразцами с сюжетной росписью в коричнево-фиолетовой гамме, изображавшей отдельные галантные сцены с фигурами кавалеров и дам, заключенные в пышные рамки из гирлянд.
ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА) Расположена к юго-западу от усадьбы, на краю села; поставлена на возвышенности над небольшой речкой. Возведена в сер. 18 в. помещиком П. Саловым из кирпича (вместо прежней деревянной) и оштукатурена; в сер. 19 в. выполнены деревянные карнизы храма и новый верх колокольни.
Интереснейший образец усадебного ярусного храма типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле барокко, с явным влиянием московской архитектуры и отдельными более поздними классицистическими деталями. Объемно-композиционное решение здания в целом типично барочное. Невысокий двусветный четверик с пятигранной суженной апсидой и сравнительно короткой трапезной несет широкий восьмигранник с куполом, завершенный малым световым восьмериком с новой миниатюрной главкой типа вазы. Несколько необычны боковые фасады храма с несимметричным расположением проемов. В первом свете в центре фасадов четверика расположены входные проемы и по одному окну к востоку от них, во втором свете — также по одному окну, сдвинутому с оси входов; к востоку смещены также окна трапезной. Оригинальны полуглавия с окнами второго света в духе московского зодчества 1-й трети 18 в., завершающие боковые стороны четверика. С запада над трапезной возвышается трехъярусная колокольня, первоначально по древней традиции увенчанная шатром со слухами. Его конструкция частично сохранилась внутри деревянной надстройки с яйцевидным куполом, завершенным шпилем. Нижний четверик колокольни служит главным входом в храм, второй ярус глухой, а в третьем, с широкими арочными проемами, висели колокола. Фасадный декор здания образуют пилястры на углах объемов (у основного четверика с рустовкой, а у восьмерика с выпущенными углами), обрамления окон со штукатурными треугольными и полукруглыми фронтонами и боковые порталы с лучковыми завершениями. Лента поребрика, проходящая под карнизом аспиды, трапезной и основного восьмерика, захватывающая также их пилястры, явно восходит к древнерусской архитектуре 17 в. Деревянный классицистический карниз восьмерика с сухариками и модульонами отличается тонкостью профилировки. В ряде окон сохранились старые решетки кубоватого рисунка. В интерьере центральное помещение с восьмериком на оригинальных тромпах с парусами перекрыто восьмилотковым сводом со световым отверстием в центре. Тремя проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с лотками над гранями, и одним - с трапезной, перекрытой лотковым сводом. Внутристенная лестница в юго-западном углу трапезной с наружным входом ведет на колокольню. Сохранились остатки барочного иконостаса 2-й пол. 18 в.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: