Усадьба Гулевича [VI/5997]

Усадебный дом
Усадебный дом
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Брянская обл.
Выгоничский р-н
Ближайший нас.пункт
Удельные (Мирковы) Уты
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 2
Рейтинг
3.50Нашли: 15
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Церковь Сергия Радонежского
Церковь Сергия Радонежского
Автор: ZAV
Создан: 04.07.2009
Опубликован: 08.07.2009
(отредактирован: 18.05.2020)

Описание окружающей местности

Усадьба Гулевича  расположена на краю села на склоне небольшой возвышенности, полого спускающейся к дороге и р. Десна. Создавалась для графа Гулевича, представляет собой один из интереснейших памятников усадебного строительства в Брянской обл. периода зрелого классицизма. По размерам она значительно уступает крупным дворцовым усадьбам Брянщины того времени (Ляличи, Гринёво и др.), будучи, однако, создана на основе тех же стилистических принципов.

К настоящему времени от ансамбля сохранились лишь помещичий дом, обращенный основным фасадом к дороге, ряд хозяйственных построек и сильно заросший парк.

Дом. Прекрасный образец монументального усадебного дома-дворца, классицистическая архитектура которого выглядит подчеркнуто парадно. Довольно крупная постройка в три этажа (верхний антресольный), кирпичная и оштукатуренная. Композиционно представляет собой близкий П-образному в плане объем с различным решением фасадов. Главный северный фасад имеет на флангах выступы, а в центре глубокую лоджию с двумя большими колоннами, поддерживающими балкон второго этажа и закрытую деревянную галерею антресолей. Боковые, сильно выступающие части паркового фасада также образуют крупные ризалиты, между которыми находится главный вход, ориентированный на основную аллею парка.

Во внешнем облике дома, одновременно нарядном и строгом, хорошо прослеживаются характерные черты зрелого классицизма. Невысокий нижний этаж, в котором находились подсобные и хозяйственные помещения, трактован как цоколь и решен традиционно скромно. Он имеет квадровую рустовку стен, прорезанных небольшими проемами и нишами с лучковыми перемычками. Высокий второй этаж с парадными залами и комнатами оформлен более пышно. Большие прямоугольные окна украшены нарядными тонко профилированными наличниками с подоконными досками и треугольными фронтонами. Завершает здание классицистический антаблемент с двумя фронтонами по сторонам лоджии. Его широкий метопно-триглифный фриз на боковых фасадах и со стороны парка прорезан небольшими квадратными окнами антресольного этажа, который на главном фасаде внешне выявлен лишь в левой части. Наружное убранство дома хорошо дополняют две большие тосканские колонны лоджии, поставленные на высокие кубические постаменты с позднеклассицистической металлической решеткой балкона между ними. В правом от лоджии выступе устроен вход с железным козырьком на ажурных консолях, видимо, относящимся к 1-й трети 19 в. Помещения нижнего этажа сводчатые, с различными по форме сомкнутыми сводами и распалубками над проемами. В трех из них: северном вестибюле с лестницей на второй этаж, средней комнате восточного крыла и самом обширном, квадратном помещении в юго-западном ризалите - своды опираются на квадратный столб в центре. Парадные помещения второго этажа, расположенные вдоль главного и южного фасадов, связаны друг с другом анфиладно. Выделяются размерами три зала: два в северо-восточной части дома и один в западной. Третий этаж составляют низкие и небольшие жилые комнаты. Прежнее внутреннее убранство сохранялось до недавнего времени в некоторых помещениях парадного этажа, где имелись лепные классицистические карнизы, паркетные полы и кафельные печи. Особенно великолепной была находившаяся в северо-восточном зале большая угловая печь со сложными формами в духе рококо. Ее поверхность членилась раскрепованными карнизами на три яруса с нишей в средней части, завершенной полукруглым фронтоном и украшенной по сторонам волютами. Печь была облицована изразцами с сюжетной росписью в коричнево-фиолетовой гамме, изображавшей отдельные галантные сцены с фигурами кавалеров и дам, заключенные в пышные рамки из гирлянд.

ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА) Расположена к юго-западу от усадьбы, на краю села; поставлена на возвышенности над небольшой речкой. Возведена в сер. 18 в. помещиком П. Саловым из кирпича (вместо прежней деревянной) и оштукатурена; в сер. 19 в. выполнены деревянные карнизы храма и новый верх колокольни.

Интереснейший образец усадебного ярусного храма типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле барокко, с явным влиянием московской архитектуры и отдельными более поздними классицистическими деталями. Объемно-композиционное решение здания в целом типично барочное. Невысокий двусветный четверик с пятигранной суженной апсидой и сравнительно короткой трапезной несет широкий восьмигранник с куполом, завершенный малым световым восьмериком с новой миниатюрной главкой типа вазы. Несколько необычны боковые фасады храма с несимметричным расположением проемов. В первом свете в центре фасадов четверика расположены входные проемы и по одному окну к востоку от них, во втором свете — также по одному окну, сдвинутому с оси входов; к востоку смещены также окна трапезной. Оригинальны полуглавия с окнами второго света в духе московского зодчества 1-й трети 18 в., завершающие боковые стороны четверика. С запада над трапезной возвышается трехъярусная колокольня, первоначально по древней традиции увенчанная шатром со слухами. Его конструкция частично сохранилась внутри деревянной надстройки с яйцевидным куполом, завершенным шпилем. Нижний четверик колокольни служит главным входом в храм, второй ярус глухой, а в третьем, с широкими арочными проемами, висели колокола. Фасадный декор здания образуют пилястры на углах объемов (у основного четверика с рустовкой, а у восьмерика с выпущенными углами), обрамления окон со штукатурными треугольными и полукруглыми фронтонами и боковые порталы с лучковыми завершениями. Лента поребрика, проходящая под карнизом аспиды, трапезной и основного восьмерика, захватывающая также их пилястры, явно восходит к древнерусской архитектуре 17 в. Деревянный классицистический карниз восьмерика с сухариками и модульонами отличается тонкостью профилировки. В ряде окон сохранились старые решетки кубоватого рисунка. В интерьере центральное помещение с восьмериком на оригинальных тромпах с парусами перекрыто восьмилотковым сводом со световым отверстием в центре. Тремя проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с лотками над гранями, и одним - с трапезной, перекрытой лотковым сводом. Внутристенная лестница в юго-западном углу трапезной с наружным входом ведет на колокольню. Сохранились остатки барочного иконостаса 2-й пол. 18 в.

Описание взято с http://www.region32.ru

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DidJ (08.06.2021 23:27:33)
Усадьба осмотрена, ответ найден.
НЕСЕЗОН (08.06.2021 22:22:48)
Осмотрели усадьбу, на вопрос ответили!

ПС. Хрюшек в подвале дворянской усадьбы? )) Вспомнились почему-то рассказы про то, что делали с вазами в "Зимнем" штурмующие его.
Пульсар (04.04.2021 10:01:44)
Zlodey (21.05.2020 21:03:15)
Ambush (21.05.2020 19:34:46)
Zlodey (03.05.2020 18:31:07)
zepr (24.04.2018 00:15:31)
Кочевники (06.11.2017 19:33:07)
SkiverRus (28.08.2016 23:40:08)
Predator32 (05.05.2016 12:45:09)
fgr (01.06.2014 00:28:55)
avantis (07.10.2013 12:32:20)
ZAV (30.06.2010 09:49:25)
vulkan1979 (21.05.2010 16:08:10)
max_caesar (12.05.2010 21:00:16)
Инструктор (12.05.2010 20:58:08)
Oksana77 (06.11.2009 18:43:00)
SkiverRus (26.08.2009 20:23:42)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.