В апреле 2009 года исполнилось 75 лет ЮУЖД (Южно-Уральской железной дороге).
Верхне-Уфалейское отделение было одним из восьми отделений, составивших основу ЮУЖД в апреле 1934 года.
В городе Верхний Уфалей есть два памятника: железнодорожный вагон и паровоз. Паровоз-памятник Эм732-68 установлен примерно в 1996 г. в честь 100-летия локомотивного депо Верхнего Уфалея. Перед паровозом установлена колесная пара, а рядом - стрелка. За этим памятником ухаживают, он красиво покрашен. Вагон-теплушка установлен в честь 70-летия вагонного депо. В отличие от паровоза, доски вагона давно не красились, часть пола и стен отсутствует.
Рядом со зданием локомотивного депо находится памятник воинам, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне. На здании - мемориальная табличка Герою труда Платонову С.С.
Предлагаю прочитать статью из газеты "Уфалейский рабочий" - воспоминания ветерана Васильева А.Т., одного из многих тысяч железнодорожников ЮУЖД.
• Вся жизнь – дорога • Вспоминая прошлое, Александр Тимофеевич Васильев не жалеет о выборе, сделанном 63 года назад
Завтра исполняется 75 лет Южно-Уральской железной дороге. Ее история — это труд многих тысяч людей. В том числе и моего собеседника, который 3 апреля отметил 80-летний юбилей.
«Мы — псковские...»
Родился Александр Тимофеевич Васильев в деревне Заборье Псковской области. Он был младшим в семье: до него появились на свет брат и две сестры. В 1936 году пошел в школу и к началу войны окончил 5 классов. Уже в июле 1941-го Псковщина была оккупирована немцами. Все «прелести» оккупации Александр Тимофеевич узнал сполна и никому не желает пережить подобное. Он, подросток, видел, как расстреливали беззащитных людей, невзирая на пол и возраст. И без того нелегкую жизнь омрачила весть о смерти отца, Тимофея Васильевича (он погиб в конце 1943 года под Старой Руссой). На фронте был и брат, Иван. К счастью, он остался в живых...
Заборье наши войска освободили в феврале 1944 года. В 1946-м, после окончания 7 классов, А. Т. Васильев (ему тогда было 17 лет) поступил в железнодорожный техникум в г. Великие Луки. А спустя четыре года молодой специалист получил направление в далекий Челябинск — на Южно-Уральскую железную дорогу. Оттуда мой собеседник был направлен в паровозное депо станции Верхний Уфалей. И вот уже почти 60 лет его жизнь связана с нашим городом.
С паровоза — на тепловоз
Начинал Александр Тимофеевич помощником машиниста на паровозе ЕА производства США, который называли «Елена». Обслуживали локомотив три бригады во главе с машинистами Н. Петровым, М. Филимоновым и В. Вершининым. «Это были мои первые наставники, — говорит А. Т. Васильев. — Водили грузовые поезда до Челябинска и Свердловска. Грузы были разные — уголь, руда, лес... Вес состава — 1100-1200 тонн».
Кстати, как рассказал в свое время ныне покойный М. К. Волощук, профиль пути помощник знал не хуже машиниста паровоза. «Потому что топить нужно было в зависимости от профиля пути. На подъеме — дать больше пара, на спуске же — поменьше, чтоб не «орали» клапана. Из всего этого складывалась экономия топлива (за нее нам отдельно платили). Вообще паровоз — как живой. Кроме умения топить, его еще нужно было очень много смазывать, а потом вытирать. Экипировать. Чистить топку от золы. Локомотивные бригады соревновались друг с другом, чей паровоз лучше».
В 1953 году А. Т. Васильев стал машинистом паровоза (водил также грузовые составы), а в 1957-м — машинистом-инструктором. В 1964 году он был удостоен звания «Почетный железнодорожник». Кроме него такое звание было присвоено в разное время всего 10 работникам пункта подмены, из них живы сейчас только двое — Ю. П. Павлуцкий и Н. И. Уваров.
В 1967 году, после окончания дорожно-технической школы в Троицке, Александр Тимофеевич был назначен машинистом тепловоза (сначала работал на локомотивах серии ТЭ-3, затем — на ТЭП-60). Переход с паровозной тяги на тепловозную (он завершился в 1968 году) был революционным. Вес поездов увеличился до 2800 тонн, скорость движения — до 100 км в час. А их поток — до 12 пассажирских пар и такое же количество грузовых. Однако паровозное депо прекратило свое существование, а на его базе был создан пункт подмены локомотивных бригад, который в 1995 году стал производственным участком Челябинского локомотивного депо.
«Я не жалею ни о чем...»
Машинистом тепловоза А. Т. Васильев проработал 20 лет. А окончательно на заслуженный отдых он ушел в 1997 году, отдав железной дороге 47 лет. Много добрых слов сказал Александр Тимофеевич о ветеранах пункта подмены, с которыми связала его судьба. Это М. И. Лемтюгин, Н. П. Широков (оба — участники войны), А. Я. Бочкарев, В. Е. Краснов, Л. Г. Болотов, П. М. Бахарев, Г. В. Носиков, А. Г. Бутусов, В. И. Кленов и многие другие.
Сейчас в вагонном депо работают младший сын Владимир и внук Андрей (его отец, Юрий, тоже трудился здесь, но потом перешел на «Уфалейникель»). Другой внук, Михаил (сын Владимира), в прошлом году окончил с золотой медалью СОШ №12 и поступил в Омский университет путей сообщения. Всего же у моего собеседника четверо детей (есть еще две дочери), четыре внука, три внучки, три правнука и одна пра- внучка. Жаль, жена, Маргарита Андреевна (она работала учителем начальных классов в СОШ №12), уже ушла в мир иной... — Я не жалею о том, что так сложилась жизнь, — говорит А. Т. Васильев. — Да, много чего пришлось повидать за 80 лет. Были и радости, и беды. Одна война чего стоит... Но я честно трудился на своем месте, не искал легкой доли. А потому и душа у меня спокойна. Мне не стыдно смотреть людям в глаза...
Начальник пункта подмены локомотивных бригад А. П. Козлов, председатель совета ветеранов Ю. П. Павлуцкий и автор публикации поздравляют А. Т. Васильева, уфалейских локомотивщиков всех поколений, а также работников и ветеранов других предприятий отрасли с 75-летием Южно-Уральской железной дороги и адресуют им свои наилучшие пожелания.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: