Тихон и Хиония Архангельские. Куймань [TR/5697]

Троицкая церковь
Троицкая церковь
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Липецкая обл.
Лебедянский р-н
Ближайший нас.пункт
Куймань
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
3.36Нашли: 36
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Вход в церковь
Вход в церковь
Икона Тихвинской иконы Божьей Матери из Афонского монастыря
Икона Тихвинской иконы Божьей Матери из Афонского монастыря
Могила отца Василия
Могила отца Василия
Памятная доска на стене храма
Памятная доска на стене храма
Автор: Гендальф
Создан: 23.05.2009
Опубликован: 24.05.2009
(отредактирован: 16.08.2009)

Описание окружающей местности

Данный тайник является одним из серии тайников, посвящённым новомученикам и исповедникам Российским священномученику Тихону и исповеднице Хионии Архангельским.
Начало - Тихон и Хиония Архангельские. Большое Попово.
Продолжение - Тихон и Хиония Архангельские. Слободка.
Тихон и Хиония Архангельские. Новый Копыл.

Тихон и Хиония Архангельские. Троекурово.
Тихон и Хиония Архангельские. Патриаршее.
...Зимой 1933 г. отец Тихон стал настоятелем Троицкой церкви села Куймани, лежавшего почти на полдороге между Липецком и Лебедянью. Многие жители этого большого села обрадовались, когда в пустовавшем в последнее время храме вновь появился батюшка. Сперва Архангельские остановились у "какой-то женщины, но весной перешли в небольшую избушку" на крестьянском дворе Андрея Васильевича Жданова в слободе Закуйманке. В 1936 г. к родителям приехала овдовевшая дочь Ирина с четырьмя маленькими детьми.
Примерно в начале 1937 г. был арестован регент церковного хора села Куймани по имени Левон Самсонович. Наверное, с этого времени каждый день ждал ареста и о. Тихон, но ничем не выдавал детям своей тревоги. Продолжал служить в храме, как ни в чём не бывало работал по хозяйству. Между тем маховик массовых репрессий против православного российского духовенства вновь начал набирать обороты. Итоги всесоюзной переписи населения 1937 г., в которую был впервые включён вопрос о религиозных убеждениях, показали, что более 40 процентов взрослых граждан СССР исповедовали себя православными верующими. Это означало, что все почти двадцатилетние усилия богоборческой власти в борьбе с Русской Православной Церковью и православным народом обернулись крахом. Почти половина населения страны продолжала оставаться православными, сохраняя национальные духовные корни. Поэтому 2 июля 1937 г. Политбюро приняло решение о проведении массовых репрессий против духовенства и верующих мирян. Как работала запущенная адская машина "троек" по схеме "арест-допрос-приговор-расстрел" свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 г. было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300.
Стоит отметить, что часть православного духовенства к этому времени уже не выдержала жёсткого гнёта советской власти - многие, спасая свою жизнь и жизнь своих близких, оставляли служение в храмах и нанимались на более "безопасную" работу счетоводами, бухгалтерами, сторожами и пр. И священнику нужно было иметь огромное мужество, чтобы в этих условиях продолжать исполнять свои обязанности пастыря.
9 августа 1937 г. настал черёд и о. Тихона Архангельского - он был арестован уполномоченным Трубетчинского районного отделения НКВД Петровым и на основании постановления от 5 августа препровождён в липецкую городскую тюрьму. По воспоминаниям детей о. Тихона и очевидцев ареста, пришедшие арестовывать священника люди в форме сразу же спросили его: "Оружие есть?" "Есть! - ответил священник. - Крест и молитва!"
При аресте и обыске в доме Архангельских были изъяты паспорт о. Тихона, 178 книг, различная переписка, деревянный крест, церковные печати, а также газеты советского и дореволюционного периодов.
Из следственного дела Т.И. Архангельского ясно, что основанием для ареста священника послужили показания двух жителей с. Куймани, ещё 31 июля на допросе засвидетельствовавших, что Архангельский является "злейшим врагом советской власти и систематически проводит среди жителей Куймани контрреволюционную агитацию".
Тем временем, 10 августа в Трубетчине состоялся первый допрос отца Тихона в качестве обвиняемого по ст. ст. 19 -58 п. 8 и 10 ч. 2 за "антисоветскую деятельность". На вопрос всё того же сержанта НКВД Петрова, признает ли он себя виновным в "антисоветской деятельности, проводимой среди населения Куймани" с помощью религиозных предрассудков, священник ответил категорически: "Виновным себя в этом не считаю". На двух других кратких допросах, проводившихся в Липецке 2 сентября и 1 октября 1937 г., о. Тихон всё также твёрдо продолжал отвергать все обвинения, отрицая и показания свидетелей, в один голос и порой дословно совпадающими фразами утверждавших, что батюшка "высказывал клевету на колхозы ... террористические намерения против коммунистической партии и правительства ... выступал против реализации займа... распространял контрреволюционную провокационную клевету".
Чтение материалов этого следственного дела (как, впрочем, и подавляющего большинства подобных) убеждает: всё уже было решено заранее, и подследственному оставалось только выбрать один из возможных вариантов развития событий - пойти на сделку с совестью, предать свою веру и сделать то, что от тебя требуют; либо, не изменив своим убеждениям и идеалам, остаться самим собой и наверняка погибнуть. Последний путь выбрал о. Тихон Архангельский. Отрицая свою вину, не лжесвидетельствуя ни против себя, ни против ближних, ни против Церкви, он как бы заранее примерял на себе мученический венец. Но эти проявления духовного величия - не просто свойства мужественного и сильного человека. Это плод той духовной жизни, которую вёл христианин до этого, это плод любви ко Христу и такого смирения, когда христианин, не надеясь на свои силы, уповает лишь на Бога. Тогда только сбывается обетование Спасителя: "Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Мф. 10, 19-20). Поэтому "непризнание вины, зафиксированное в протоколе допроса обвиняемого, свидетельствует о присутствии Духа Божия в мученике или исповеднике, и здесь невозможна какая-то случайность или фальсификация".
4 октября 1937 г. "тройка" управления НКВД по Воронежской области на своем заседании приговорила Архангельского Тихона Ивановича к расстрелу. Там же, в тюрьме Липецка, или в одном из секретных мест для казней 17 октября 1937 г. приговор о применении высшей меры социальной защиты был приведён в исполнение. Тело мученика за веру было погребено в одной из тайных могил, где нашли свой последний приют многие невинноубиенные.
Хиония Ивановна и дети с самого дня ареста о. Тихона не знали, куда его увезли. Лишь потом, когда стало известно, что содержится он в липецкой тюрьме, начались постоянные поездки Хионии Ивановны в Липецк, Лебедянь и Москву к родственникам и знакомым за советом и безуспешные хлопоты в различных инстанциях об арестованном. А зимним декабрьским вечером в дом Архангельских явились трое "молодчиков из сельсовета". Узнав, что матушки Хионии нет дома, забрали у Ирины Тихоновны паспорт матери и написали на клочке бумаги без печати и штампа карандашом "расписку". Сквозь зубы один из них сказал: "Скажите спасибо, что так написал". 12 декабря Хиония Ивановна вернулась домой и, узнав, что за ней уже приходили, твердо решила: "Надо собираться, всё равно возьмут". Вечером Елена Тихоновна проводила матушку до сельсовета, где та назвала себя и напомнила, что за ней уже приходили домой. "Оставайтесь", - ответили ей. Вскоре её отправили в Трубетчино. Туда на следующий день Елена Тихоновна отвезла Хионии Ивановне еще некоторые вещи, продукты и бидон со святой водой. Из Трубетчино вскоре Хионию Ивановну перевели в данковскую тюрьму. Там на единственном допросе 20 декабря от матушки Хионии также требовали признания в антисоветской деятельности, якобы проводимой ей вместе с Тихоном Ивановичем в Куймани. Но на все угрозы и требования признать себя виновной она отвечала твердо: "В антисоветской деятельности виновной себя не признаю. Свидетельские показания о своей антисоветской деятельности я отрицаю".
Вот строки из письма Хионии Ивановны детям, ясно свидетельствующие о ней как исповеднице: "...Спросили, верю ли я в то, что Бог спас евреев, потопив фараона в море; я сказала: верю, и за это меня назвали троцкистской и сказали, что таких, как я, нужно уничтожать как врагов советской власти. Теперь я на себе испытала, как Слово Спасителя ни едино не пройдет не ис-полнено... Лампаду Господу жгите и молитесь, чтоб Господь меня и вас укрепил в его святой вере. Не судите меня, но прошу - простите и молитесь... Сию минуту меня допрашивали, чем я занимаюсь в Куймани... Что вы в Куймани свили гнездо? Чего не убираетесь оттуда, там люди работают, а вы - паразиты. Вы у меня дождётесь лагеря, я вас в лагерь упеку. Я говорю - воля ваша. А я жизнь жила, грешила и должна понести наказание за грехи. А начальник зашумел: враг! Враг! Самый настоящий враг!... Судя по допросу, у начальника никакого материала не было, но он очень и очень строго шумел на меня. Я никогда ничего не говорила никому из крестьян про советскую власть, ну а ложь всегда может быть... Дорогие мои, прошу вас, надейтесь и молитесь - Бог не без милости, нигде Своих рабов не оставит без помощи, и молитесь Богу, чтоб Он укрепил Своих рабов, привет мой всем, всем и спасибо за ваши труды. Простите меня. Храни вас Господь и его Пречистая Матерь".
В обвинительном заключении от 22 декабря 1937 г. в вину Х.И. Архангельской были поставлены "пораженческая агитация", упование на "приход к власти царя", "контрреволюционная агитация против мероприятий по выборам в Верховный Совет" и т. д. Решением "тройки" от 31 декабря 1937 г. Хиония Ивановна Архангельская была приговорена к 8 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере, которые провела в городе Шацке Рязанской области...
Окончание - Тихон и Хиония Архангельские. Тютчево

Немного из истории:
Куймань впервые отмечается в отказе 1636 года: «а присада под дворы и под огороды и под гуменники места... под Павловским лесом на изроче меж Куйманских отвержков, которые отвержки пошли в Куймань». В Экономических примечаниях к Генеральному межеванию Лебедянского уезда конца XVIII века сказано, что село Куймань расположено «...по обе строны речки Куйманки Ближнего логу и шести безымянных отвершков». Но в 1636 году в силу неизвестных причин Куймань не отстроилась.
Первое упоминание о Куймани находится в межевой книге 1680 года, зафиксировавшей границу между Добровским и Лебедянским уездами. Именно в этой связи упомянута была Куймань. В начале XVIII века село уже имело нынешнее название, заимствованное у речки Куйманки, на берегу которой оно строилось (недалеко от Куймани находится ее исток). Куймань этого времени - волостной центр домовой патриаршей вотчины.
Храм Троицы Живоначальной в селе Куймань был построен в 1814 году. В настоящее время имеет региональный статус согласно постановления администрации Липецкой области от 27 февраля 1992 года № 106. Храм был разрушен в 1937 году большевиками. Колокол храма безвозвратно утерян, так как при его снятии с колькольни, он упал и раскололся.
С 1977 по 1980 годы в селе была традиция в канун майских праздников вывешивать красный флаг на самую верхушку башни церкви. В мае 1980 года эта башня самопроивольно разрушилась.
Интересная деталь: с колькольни этого храма видно семь окрестных церквей.
В 2008 году, 7 августа, на южной стене местной церкви стараниями местных энтузиастов и священника С.Ракитинской церкви о. Николая Еремеева была открыта памятная доска со словами:

«Священник Митрополит Московский и Коломенский Владимир в сослужении Великого архидиакона Константина Розова 25 июля 1908 года совершил Божественную литургию в Храме Троицы Живоначальной с. Куймань в честь 50-летия в священном сане протоиерея Василия Землякова. Святый Священномучениче Владимире моли Бога нас. Благодарные миряне».

В память об этом событии столетней давности в возрождаемом Троицком храме благочинный округа о. Игнатий, будущий настоятель куйманской церкви о. Вадим в присутствии жителей села провели краткое богослужение и, выйдя из храма, освятили памятную доску. Небольшой молебен в память о. Василия Землякова состоялся и на могиле священника под стеной церковного алтаря. А мемориальная доска со словами "Здесь похоронен невинно убиенный священник Земляков Василий Яковлевич 1832-1921" пока находится внутри храма.
На встрече также присутствовали потомки о. Василия и Митрополита Владимира. Один из них - лебедянский краевед Юрий Рыжков. Он рассказал собравшимся о личности сельского священника о. Василия, о судьбе его родственника Владыки Владимира, зверски убитого большевиками и причисленного к лику Новомученников в наше время, а также о том летнем дне 1908 года, когда на лебедянской земле встречали священника столь высокого духовного сана.
Возрождение Троицкого храма в селе Куймань началось в 2008 году, и уже на Пасху в стенах церкви была проведена первая торжественная литургия. В храм вернулась чудом уцелевшая Тихвинская икона Божией Матери, писанная в Афонском монастыре. Старожил села Семён Егорович Шушунов спас икону от уничтожения, спрятав ее со своим братом при закрытии и разграблении церкви в 1937 году. Сегодня церковь снова возвращена верующим. В ней полностью очищена от мусора трапезная часть, возведена перегородка с храмовой частью, в которой отсутствует кровля, окна закрыты полиэтиленовой пленкой. Впереди много работы, но селяне полны решимости создать приход и возобновить регулярные службы, постепенно восстанавливая некогда большой и красивый Троицкий храм.

При описании использовались: "Жизнеописание священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских" из книги А.Ю. Клокова и А.А. Найдёнова "Жизнеописание затворника Илариона и история Троекуровской обители", 2008, статьи из Википедии и новости о Кумани с портала www.lebedyan.com
.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Mary010 (14.11.2023 16:49:23)
Тайник найден в полуразорённом состоянии: содержимое валялось вокруг вывороченного пня, контейнер же не обнаружен. Собрала всё, что нашла (все 3 геокрота целы) на отмывание/просушку. При следующей поездке восстановлю, правда, если снег выпадет - это может быть нескоро.
Poleva (14.05.2022 13:27:23)
Для переправы через канавку-запруду обустроили мостик из стволов упавших берёз. Немного прошлись по подлеску, подышали свежим лесным воздухом. Тайник нашли, в блокноте отметились. Были проездом 01-05-22, автору спасибо.
Detroit (13.05.2021 11:49:12)
Vlad374 (03.04.2021 23:11:11)
_wolf (29.10.2020 11:15:59)
хрущёв (21.07.2020 10:31:27)
Agnes (02.07.2020 01:00:01)
АнТАнОл (20.08.2019 21:04:07)
Йети (20.08.2019 17:21:07)
Триэр (20.08.2019 17:13:48)
fasimba (01.02.2019 10:01:01)
Detroit (18.05.2018 13:06:28)
leoneii (03.10.2017 21:22:48)
Юленька (12.06.2017 23:07:38)
регистрации.нет (30.10.2016 15:13:26)
capitan48 (29.09.2015 22:14:23)
Андреич и Олька (23.09.2015 21:05:26)
Вишневая косточка (21.08.2013 19:49:38)
тигруля (11.06.2013 21:37:50)
Al-Varez (17.11.2012 20:15:44)
Байдерины (09.09.2012 16:55:12)
HunterLip (09.07.2012 21:55:46)
leonovea (04.06.2012 16:50:55)
Aleshara (03.07.2011 19:59:18)
Семья Тумановых (14.01.2011 23:44:02)
Yolka (15.11.2010 21:21:48)
RinKa (23.10.2010 02:37:05)
COOLerJke (22.09.2010 00:30:58)
gelenvagin (10.05.2010 20:24:17)
oko01 (13.12.2009 21:50:23)
Сундук и Панда (26.10.2009 18:19:52)
МАРСЕАНе (11.10.2009 20:26:40)
Агасфер (07.09.2009 19:56:28)
Nukedaddy (02.09.2009 21:54:56)
МАРСЕАНе (09.08.2009 18:57:41)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.