Сообщение об ошибке в тексте тайника


Село Верхне-Никульское [VI/5513]

Дорога в село Верхне-Никульское
Дорога в село Верхне-Никульское
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ярославская обл.
Некоузский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
село Верхне-Никульское
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.80Нашли: 12
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
В этом храме старец прослужил 33 года
В этом храме старец прослужил 33 года
Росписи внутри храма
Росписи внутри храма
Старые могилы на церковном кладбище
Старые могилы на церковном кладбище
Автор: Dionisiy
Создан: 03.05.2009
(отредактирован 26.09.2017)
Компаньоны: Станислав, Евгений, Алексей, Наталья, Наталья, Елена

Описание окружающей местности

Верхне-Никульский церковный приход является центром духовной жизни большого района. По дореволюционной описи в него входило 26 деревень и, в том числе, усадьба Борок. Все они были объединены вокруг центрального села Верхне-Никульского и храма Святой Троицы - одного из старейших в Ярославской Епархии. Место для села первые поселенцы выбрали удивительное - оно было самым удобным и красивым из всей округи. Хорошая пешеходная доступность между деревнями создавала гармоничное единство этих поселений. История села уходит в глубину столетий. В XVI веке эти земли принадлежали богатым русским князьям Солнцевым. На высоком левом берегу реки Ильдь, в живописном парке находился княжеский дом. На правом берегу жили крепостные крестьяне. Интересно отметить тот факт, что в церкви св. Троицы на протяжении всего времени со дня её освящения, никогда не прерывалась служба: ни в те времена, когда владельцы этих земель разорялись и продавали свои владения, ни в советское время, когда велась беспощадная борьба с религией и многие церковные приходы подвергались уничтожению. С храмом Св. Троицы связаны имена многих людей, которые внесли заметный вклад в историю и культуру России. Например, братья Солнцевы - Фёдор Григорьевич и Егор Григорьевич - выдающиеся русские художники XIX века. Родились они в селе Верхне-Никульском в семье крепостных крестьян графа И.А.Мусина-Пушкина. До сих пор на кладбище в Верхне-Никульсвом сохранилась могила матери братьев Солнцевых. Во второй половине XX века с церковью села Верхне-Никульское связано имя удивительного человека, настоятеля храма с 1960 по 1992 год, отца Павла Груздева - крестьянского сына, впоследствии монаха, архимандрита, старца. Его биография и события этого страшного для России века тесно переплелись. Отец Павел родился 23 января 1910 года в Мологском уезде в крестьянской семье. Когда его отца призвали в Первую Мировую войну в армию, четырёхлетнего мальчика взяли на воспитание в Мологский Афонасьевский женский монастырь бабушка-монахиня Евстопия и тётки инокини Елена и Ольга. В монастыре отец Павел жил до самого его закрытия в 1929 году, после чего переехал в Новгород в Варлаамо-Хутынский монастырь. В 1932 году вернулся в Мологу, при затоплении которой они с отцом разобрали родную избу и по Волге сплавили её до Тутаева (Романов-Борисоглебска), где и обосновались. В мае 1941 г. о. Павел был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама Рященцева, получил 6 лет лагерей и 3 года ссылки. В декабре 1949 года его арестовали повторно и сослали в Казахстан, где он работал чернорабочим до августа 1954 года. Отец Павел вспоминал, как в годы заключения служили они Литургию в лесу. Среди заключённых был епископ, священники. Вместо престола использовали пень, полотенце было вместо саккоса, консервная банка вместо кадила. Выжимали из черники сок для зэковской причастной чаши. В одну из таких служб архиерей стоял перед пнём, ему помогали молящиеся, рядом находился охранник. Вдруг молния ударила в пень и он исчез, а на его месте образовалась воронка, полная чистой воды. У охранника - глаза на лоб. "Ну, - говорит, - вы все здесь святые." Много пережил отец Павел в заключении - допросы, пытки, череда лагерей, ссылка. И хотя имел он образование "низшее, один год", как написано в его "Личной карточке арестованного", но такую школу жизни прошёл, которая учит мудрости не книжной, а самой что ни на есть глубинной, - той мудрости, которая переходит в юродство, попирая "премудрость мира сего". Полвека шёл Павел Груздев к принятию монашества и священства, хотя по внутренней сути своей всегда был иноком и служителем Церкви. В 1958 году отца Павла рукоположили в сан священника. В 1960 году его направили в село Верхне-Никульское Некоузского района Ярославской области настоятелем церкви Святой Троицы. Прослужил он в этом храме тридцать лет и три года. Отец Павел умел читать в сердцах и в мыслях людей, как в открытой книге. Иногда от этого внутреннего прочтения "мурашки по спине бегали", как признавалась одна монахиня. Скольких прихожан предостерегал он от опрометчивых шагов, скольких предуготовлял к тяжёлым испытаниям, ждавшим их в будущем. Множество воспоминаний сохранилось в Борке и окрестных деревнях о его даре провидения. Все, кто знали отца Павла, говорят о нём, что это был кладезь народной мудрости, песен, пословиц, поговорок, прибауток, преданий. А молитва отца Павла имела такую силу, что ото всюду съезжались к нему люди самых разных судеб, званий и профессий, так что остановка автобуса "Верхне-Никульское" стала называться в народе "Отец Павел". Все жители Борка тесно общались с настоятелем храма Св. Троицы. Зарождение и расцвет научного центра как раз приходится на те годы, когда отец Павел возглавлял церковный приход в Верхне-Никульском. Общались и дружили с ним учёные старшего поколения, такие как член корреспондент АН СССР С.И.Кузнецов, глубоко верующий человек, и молодые, которые приобщались к религии благодаря отцу Павлу. В июне 1992 года старец по состоянию здоровья вынужден был уйти за штат и поселился в Романове-Борисоглебске при Воскресенском соборе, продолжая служить и проповедовать, принимать народ, несмотря на тяжёлую болезнь и полную слепоту. Почил он 13 января 1996 года. Похоронен архимандрит Павел, как он и завещал, на Леонтьевском кладбище Романова-Борисоглебска, рядом с родителями. Вспоминается дневниковая запись отца Павла: "Я знаю для чего живу - для славы Божией. Знаю, когда умру - когда будет угодно Богу. Знаю куда иду - в небесное Отечество, и дивлюсь, что находят на меня иногда минуты печали". Мы можем только догадываться, почему он так написал. Может быть от того, что не всё успел сделать для своей паствы, для прихода... Через череду испытаний последнего времени церковный приход отца Павла в Верхне-Никульском получил его духовный сын, недавно рукоположенный священник отец Георгий Захаров. Отец Георгий уроженец Ярославля, в прошлом художник. В Борок приехал больше двадцати лет назад. Все эти годы вместе с супругой, матушкой Татьяной, обучали они детей рисованию в изостудии. Как художник он многое успел сделать за эти годы. Им выполнены росписи по сказкам Пушкина в большой игровой комнате детского сада, расписан конференцзал в Институте биологии внутренних вод, немецкий, английский и музыкальный классы в борковской гимназии, оформлены музейные экспозиции. Увидев росписи в детском саду, настоятель некоузской церкви Николы-в-Замошье отец Севастьян пригласил художника расписать церковь. Эта работа заняла несколько лет. Тесное общение с отцом Павлом и отцом Севастьяном заставило художника переосмыслить свою жизнь, открыло новый взгляд на мир уже с религиозной точки зрения. Приход в Верхне-Никульском достался отцу Георгию в трудное время. С уходом отца Павла, за последние 10 лет церковь обветшала, обрушилась одна из главок летнего храма, многое пришло в запустение. Да и прихожане не могут сейчас достаточно жертвовать на ремонт храма. Рассчитывать теперь приходится на помощь извне, да на безвозмездный труд прихожан. И что самое удивительное - помощь приходит. Не иначе как по молитвам тех отцов-настоятелей, благодаря которым служба в храме Святой Троицы не прерывалась на протяжении нескольких веков. Вот их имена за последние 150 лет, которые сохранились на памяти у стариков: отец Павел служил в середине XIX века; отец Лавр - в семидесятых годах XIX века; отец Николай в начале XX века; отец Александр в двадцатых годах XX века; отец Леонид - служил перед Великой Отечественной войной и во время неё; отец Пётр - в сороковых-пятидесятых годах XX века и, конечно, отец Павел Груздев с 1960 по 1991 г. Спасибо им и ещё многим, многим сельским батюшкам за то, что сохранили храм, что служили Богу верой и правдой, что не оставляли людей в бедствиях и скорбях, разделяли с ними радости и труды, учили народ слову Божию и тогда, когда это слово попиралось и преследовалось. Удивительный покой и умиротворение охватывает душу, когда идёшь по сельскому кладбищу. Пробуждается чувство общности с прежде почившими поколениями. Кажется, что вся история России отражена в именах на памятниках и надгробиях сельского погоста. Здесь покоятся рядом и дворяне, и крепостные, и священники, и партийные работники, и учёные, и колхозники, и солдаты всех войн за последние 200 лет, что вела Россия. Именитые и безвестные - все они перед Богом равны. А над погостом и вековыми берёзами возвышается храм, как большой белый корабль, уже не одно столетие плывёт он в голубом небе на фоне бегущих облаков, отражаясь в спокойных водах реки Ильдь. А за окнами храма уже XXI век, III тысячелетие. Один современный мальчик из приходской Воскресной школы сказал, что храм напоминает ему космодром. Почему? - спросили его. "Потому что, - ответил он, - кто-то спускается в неба и его тут крестят, кто-то уходит на небо и его тут отпевают, а кто-то здесь на Земле встречается и их здесь венчают, чтобы Бог с неба послал им детей. Вот и идёт жизнь."


При подготовке тайника использован материал с сайта : www.borok.ru

Описание тайника

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Buhubat (10.08.2019 16:08:53)
Посетили с Матисой в ходе автопутешествия в Весьегонск. Впрочем, погода постаралась, чтоб наши кешерские планы ограничились вообще двумя тайниками...
Церковь появляется над деревьями, стоит только свернуть с дороги. Обращает на себя внимание необычные пропорции здания: Очень все тонкое, "точеное", тянется в небо. Вблизи обнаруживается, что церковь обнесена металлической оградой, установленной на каменном основании и, местами, имеющей дополнительные опоры из бревен, установленных с двух сторон под углом около 15 градусов к вертикали и смыкающиеся в верхней части. По углам ограды построены кирпичные домики неясноо предназначения. Один , я так понимаю, был сторожкой, предназначения иных не ведомо. Судя по куче крестов, прислоненных к одному из домиков, обращенному к новой части кладбища, там сейчас хранят похоронные причинадалы. В ограде три прохода - центральные ворота с двумя калитками по бокам от них. Есть еще два входа сбоку от ограды, один ведет на новое кладбище, а второй на улицу.
По периметру церкви, на высоте около 4 метров, висят на ножках светильники-желуди с тарелками отражателями. Шаг между светильниками около 3 метров. Такое освещение периметра навело меня на мысль о том, что во "времена рационального использования недвижемости" здесь размещался или военный склад или пенитенциарное заведение. Когда же заглянул внутрь, обнаружил, что церковь почти не пострадала в советское время:сохранились фрески, иконостас(правда без икон). Вообще, сложилось впечатление, что советская власть в такую глушь не добиралась: в некрополе не только сохранены памятники, но не встретил даже не одного перелицованного надгробия, что встречается сплошь да рядом по всей стране. Более того, на каменных надгробиях остались, венчающие их металлические кресты. Но о некрополе по порядку. Вошли мы через боковую калитку, арочный свод которой дал трещину и грозит обрушиться в любой момент.
Слева от входа две могилы в общей ограде. На ней висит табличка "Церковный сторож Сорокин Лукъян Дмитриевич", а рядом " Жена Сорокина Мария Ивановна". Здесь уже очень много интересного: Почему у церкви похоронили церковного сторожа с женой? За что такие почести простому, казалось бы человеку? Похоронен ок, конечно, не в престижной алтарной части кладбища и не имеет(вроде бы) каменного памятника, но все же! Некоторые богатые люди вообще были похоронены за оградой самой церкви! Дальше обхдим церковь справа и видим большой хорошо сохранившйся некрополь. Первое, что бросается в глаза очень странная могила, залитая сверху сплошной бетонной плитой, поверх которой были уложены несколько громадных глыб рваного камня. (почему то не могу отделаться от строчек песни "Трансильвания" про :"глубоко тебя зарыли, досвиданья, милый..". Возможно, я перебрал с фантастикой 19-го века и мне теперь везде мерещатся неупокоенные души. Но как то это оченьь странно - наваливать по верх могилы валуны), Крест на могиле был сломан(как и многие другие кресты), но починен тремя накладками из листового металла. Тот факт, что сохранились все части сломанных крестов и ни одна из них не была сдана на металлолом, можно говорить, что поломки носили "естественный" характер(деревьями например), а не действиями злоумышленников. Надгробие, необходимое для зачета, расположено совсем рядом. Эпитафия занимает не одну, а три грани памятника. Чтобы не возникало путаницы, на грани нанесены цифры, согласно порядку чтения. Хорошо читается надпись только на задней поверхности памятника- ее как будто недавно обновили. Надписи на большинстве надгробий чтаются очень плохо, так как заросли мхом. На других же, установлены относительно современные таблички из металла, надписи на котрые нанесены совсем неглубоко и от того читаются плохо.
Я опять забыл кальку и мелок, а потому, прочитать большинства несмог. У самой ограды, правее искомого памяятника, виднеется разверстая яма, укрытая гнилыми досками - то ли раскопанное захоронение, то ли остатки склепа. Левее алтаря, у самой будки, встроенной в забор, виднеется продолговатый холм - очень напоминает общие могилы, в каких обыкновенно хоронят неопознанные или безхозные тела. Такие же холмы видел на территории Гиморецкого погоста. Решил обойти церковь за оградой и наткнулся на богатое захоронение из 4 могил, начиная 1860-х годов и до конца 19 века. Для меня загодочн столь необычное положение захоронений - судя по литым чугунным надгробиям, человек он был обеспеченый. По углам всех надгробий отлиты херувимчики... Так по какой причие он оказался за оградой - не ясно. За оградой хоронили некрещеных, иноверцев, артистов и прочее. Ни под одну из указанных категорий данная семья не подходит. Каждая Всего 4 плиты на общем основании. Первая датирована 1863 годом Симеон Тимофеевич Смирнов, Затем следуют надгробия двух его детей, умерших в молодо возрасте и заканчивается все могилой его жены, умершей в 1906 году. На ее надгробии имеется интересная деталь: одна из строк гласит "На сем месте" Так вот предлог "на" не отлит на плите, а как бы наклепан сверху квадратом серого металла. Я полагаю, что имел место литейный брак или ошибка при наборе, исправленная таким вот странным образом, вместо переливки всей плиты. Плиты закреплены 4 гайками по углам каждой, при чем концы шпилек, залитых в бетон, на которые навинчены гайки, после закрывания расклепаны. Где то молотком, а где то зубилом, что не позволяет их открутить. Еще обратило на себя внимание одно надгробие, отличающееся от остальных по стилю и, скорее приближенное к современным: плоская плита, с высеченным крестом. Фамилия Морозов, навела меня на мысли об известных фабрикантах, но беглый гуглинг показал, что я ошибался, но от того не менее интересно получается! Это брат революционера Морозова, который побывал академиком, революционером-народником, покушался на Александра второго, за что до 1905 года сидел в "комфортабельных" камерах новой тюрьмы Шлиссельбурга. На этом же кладбище похоронена их маь - крепостная крестьянка Морозова Анна Васильевна, которая являлась не венчаной женой(сейчас бы сказали "гражданской") помещика Щепочкина, которому посвящен тайник в имении Борок неподалеку...

Надо остановиться на этом. Автору спасибо!

Matisa (10.08.2019 16:02:03)
Заезжали на точку с Buhubat по дороге в Весьегонск. 8.08.19 Уже при повороте в село Верхнее-Никульское стало понятно, что этот небольшой уход с маршрута того стоил! Над деревьями возвышалась изящная колокольня и остальные купола.
Церковь очень понравилась! Вроде и ничего в ней особенного, но очень поразила. Прошлись по территории, порассматривали старинные надгробья. Ответ на вопрос нашли быстро! Большое спасибо автору за интересное место!!
Andriss (21.03.2019 15:03:53)
Rogneda (17.03.2019 15:18:52)
Водяной76 (25.09.2017 11:04:15)
Cossacks (22.06.2014 10:25:39)
Mac (08.07.2012 20:37:20)
ParTa (01.08.2010 18:26:51)
Polinda (09.03.2010 18:15:14)
Dushik (10.08.2009 10:14:56)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.