Синь России [MS/5426]

Синь России
Синь России
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Музей/экскурсия
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Ближайший нас.пункт
Гжель
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.35Рекомендаций: 2Нашли: 44
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Гжельская часовня
Гжельская часовня
Гжельский художественно-промышленный институт
Гжельский художественно-промышленный институт
Автор: Инструктор
Создан: 19.04.2009
Опубликован: 19.04.2009
(отредактирован: 05.03.2020)

Описание окружающей местности

XIV век.
Первое упоминание Гжели в исторических документах ( "Духовная грамота" Ивана Калиты ).

XVI век.
В завещании царя Ивана IV "Грозного" Гжель значится среди "государевых дворцовых волостей".

XVII век.
В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ "во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины".

XVIII век.
В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды" и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека.

Начало XIX века.
Продукция Гжели именуется "палевой и цветной посудой", "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд", а сама Гжельская волость "весьма славной".

Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII в.

Честь создания русского художественного фаянса принадлежит московскому купцу Афанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 году освоил выпуск тонкой майолики или ценины, как ее тогда называли. Майоликовые изделия имели толстый цветной черепок, покрытый белой эмалью; большая часть их оставалась без росписи. Славу же гребенщиковской посуды составили именно те изделия, которые несли на своей чуть голубоватой поверхности прекрасные синие рисунки. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды, а роспись ориентировалась на образцы модного дельфтского фаянса из Голландии, который становился эстетическим идеалом своего времени. Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской, каждый из которых был не копией, а вариантом "противу заморского образца". Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: рокайльных завитков, стилизованных корзин с цветами, мотивов раковины, каемок с диагональными пересечениями. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши, блюда, лотки, на каждом предмете имея оригинальную трактовку, в основе которой лежал принцип крупного декоративного пятна на светлом фоне.

Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России - Гжели.

В истории русской керамики Гжель занимает особое место не только потому, что именно она стала центром народного керамического искусства, но и в силу того, что снабжала многие заводы глиной, поставляла превосходные кадры гончаров; они, в свою очередь, несли глубокие традиции гончарного искусства в другие места: гжельские крестьяне повсеместно основывали керамические предприятия. С гжельской майолики XVIII в. и начинается история развития народной художественной керамики в России. Вслед майолике в XIX веке началось изготовление полуфаянса, фарфора и фаянса. Всего за 50 лет Гжель освоила все основные виды художественных изделий из глины.

Наиболее яркие страницы этой истории приходятся на вторую половину XVIII в., когда в Гжели, расположенной в 50 верстах от Москвы, почти все население 30 деревень стало изготовлять майолику.

Большой интерес представляет и роспись на гжельских майоликовых изделиях, не претендующая на изысканность, выполненная в манере, близкой лубку. Она отличается мастерством композиции и цветовой гармонией. Каждая картинка - плод творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, позволяющем объединить в своем творчестве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства и плоды собственной фантазии. Уверенной рукой на необожженную эмаль наносился коричневый контур, который внутри заполнялся зеленой, синей, коричневой и желтой краской. Архитектурные мотивы, животный и растительный мир нашли, главным образом, отражение в гжельских рисунках, иногда человеческие фигуры, но более всего - птицы, столь любимые народным искусством. Они изображались в разных позах: стоящими, сидящими, порхающими, клюющими, устроившимися на ветвях, оглядывающимися назад.
Еще одну черту, присущую народному искусству, унаследовала гжельская майолика - сопровождать изображение надписями о времени изготовления сосуда, именах мастера или владельца. Благодаря гжельским сосудам мы знаем таких мастеров Гжели XVIII в., как Никифор Семенович Гусятников, Иван Никифорович Срослай, Иван Иванович Кокун.

Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным мастерицам (в то время - Артель «Вперед, керамика», а сегодня ЗАО «Объединение Гжель»)- Т. С. Дунашовой, Т.С. Ереминой и др. При разработке нового, современного стиля в фарфоре за идею был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, существовавший в начале 19 века на изделиях из полуфаянса, но в 1940-е годы унаследованная от предшественников техника претерпела коренные изменения: используется иной современный материал- фарфор, а так же новые керамические краски- высокотемпературный подглазурный кобальт.


При подготовке описания использованы фрагменты сайтов:
1.  http://www.gtsp.ru
2. http://www.kefa.ru

Описание тайника

Содержимое тайника

Знакомство с чудом по имени Гжель

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Беспокойная семейка (06.06.2020 15:46:43)
Вот и до контейнера добрались. Идти по шиколотку в болотной жиже было забавно. Места очень красивые, отдыхающих уже много на берегах.
Беспокойная семейка (14.11.2019 12:51:55)
По Гжели нагулялись, знаменитую красоту посмотрели. В нужной точке кипят ремонтные работы. Осталось желание посетить место традиционной закладки. Спасибо автору.
Кот и Кошка (14.05.2019 00:17:45)
pupanoid (10.05.2019 21:41:04)
DenSol (11.02.2018 23:56:59)
Vlad374 (28.10.2017 23:01:24)
shurr (08.09.2017 22:51:15)
Natic (13.08.2016 19:13:20)
Strazzz (12.06.2016 15:34:33)
mmm1863 (21.12.2015 21:14:07)
delia и shimp (08.11.2015 22:15:10)
RuZ (05.05.2014 20:52:41)
@ньк@ (12.01.2014 20:14:56)
Hen (26.09.2013 23:20:10)
Frogy (27.05.2013 11:18:08)
Анталья1980 (25.07.2012 13:33:28)
eev1961 (24.06.2012 00:05:52)
Vovsen (11.05.2011 20:41:46)
fiascko (12.10.2010 15:53:42)
Grang (04.09.2010 23:25:10)
svobodniy putnik (30.08.2010 12:59:43)
ЖЖ и Chuma (02.08.2010 11:52:10)
Dmk (28.07.2010 22:50:18)
Filomena (15.06.2010 02:31:05)
SeregaSan (29.04.2010 15:08:33)
Romanoff Vlad (30.11.2009 10:32:21)
Фиатра (01.10.2009 09:09:57)
Sage (29.09.2009 22:48:15)
Viksi-Twiksi (23.09.2009 00:23:00)
plumelet (21.09.2009 14:11:57)
vulkan1979 (20.09.2009 20:56:02)
Viksi-Twiksi (27.07.2009 11:30:00)
Инструктор (26.07.2009 20:21:30)
CJ (08.06.2009 21:01:18)
Shel (26.04.2009 18:28:48)
Vold (22.04.2009 11:19:46)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.