ВНИМАНИЕ! Из-за глюка на сайте во время написания пропал весь мой авторский текст по этому тайнику!!! Всё, что я писала в течение нескольких часов просто исчезло за одну секунду. Сохранённой копии у меня в компьютере не осталось, сейчас нет ни сил, ни вдохновения переписывать текст заново, у меня от произошедшего просто опустились руки! Может быть когда-нибудь потом... Но я хочу, чтобы тайник действовал. Поэтому размещаю в описании историю усадьбы Барятино, написанную другим человеком:
Марина Зверева
Золотой век усадьбы Барятино
«Село Ильинское, Борятинское тож; деревни Пименова, Михалкова, Андреева и Латынина, кн. Александра Михайловича Голицына, с выделенною церковною землею - 2572 десятин 1314 сажени. Село по обе стороны речки Гороженки и ее отвершка; церковь деревянная Успения Пресвятыя Богородицы, дом господской каменной, и при нем сад плодовитой и конской завод, деревни Пименова по обе стороны безымянного ручья; Михалкова по обе стороны речки Лубянки; Андреева по обе стороны безымянного ручья; Латынина по обе стороны речки Трасинки; на реке Тарусе мельница о дву поставах; церковная земля на левой стороне речки Гороженки и отвершка безымянного, да на правой стороне другого безымянного же отвершка; земля серо-глинистая; покосы средственны; лес строевой и дровяной, березовый, осиновый и дубовый; крестьяне на оброке».
Имение Барятино (Борятино) Тарусского уезда Калужской губернии, располагавшееся в живописном уголке близ города Тарусы, в XVII веке принадлежало князьям Барятинским. В 1697 году имение было продано воспитателю Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714). Почти полтора столетия Барятино находилось во владении князей Голицыных, последовательно переходя от одного владельца к другому.
Расцвет усадебного строительства в Барятине пришелся на вторую половину XIX века, эпоху, обычно оцениваемую в литературе как «умирание дворянской усадьбы». Причиной тому был переход усадьбы в руки нового хозяина - князя Дмитрия Сергеевича Горчакова (1828-1907), ближайшего родственника Голицыных. Князь Горчаков принадлежал к старинному княжескому роду. Его дедом был известный сатирик, автор либретто комических опер, член Российской академии князь Дмитрий Петрович Горчаков (1758-1824). Отец Сергей Дмитриевич и оба дяди Горчакова, Петр Дмитриевич и Михаил Дмитриевич, были военными «с давно установившеюся репутацией храбрецов». В 1848 году Дмитрий Сергеевич поступил в Московский университет, однако с началом Венгерской кампании 1849 года, следуя семейной традиции, перешел на военную службу. Во время Крымской войны 1853-1854 годов Горчаков был в ряду защитников Севастополя. Там он «пробыл всю осаду и испытал на себе все неудобства иметь своим начальником человека рыцарского закала, кн. Михаила Дмитриевича, не желавшего, чтобы его подозревали в потворстве своему племяннику».
По свидетельству близкого родственника и друга Горчакова, графа С.Д.Шереметева, Дмитрий Сергеевич был личностью неординарной: «Во всей его внешности чувствовалась горячая кровь и сквозила истинно военная, боевая жилка. Он был роста высокого, осанки богатырской, держался стройно, даже несколько закидывая назад голову, в движениях был скор и порывист, лицо имел выразительное. <...> Речь его была откровенная, правдивая и смелая; приемы были не мягкие, взгляды - определенные, не поддававшиеся господствующему течению; образ действий самостоятельный, без всякой примеси "дипломатического" искусства. Он <...> невольно обращал на себя внимание и внушал любопытство. <...> Лихой наездник, ловкий в танцах, всегда изящный в приемах и неизменный поклонник красоты, он привлекал к себе сочувствие женских сердец. <...> Совершенная противоположность военно-ремешковому типу, нередко процветавшему в Петербурге, он не мог скрывать своего отвращения к таковому - как и вообще не умел скрывать чего-либо. <...> Быстро воспламенялся он и молодым порывом принимал многое к сердцу, обращая внимание на оттенки людских отношений».
Князь Горчаков был благосклонно принят при дворе и включен в свиту царя Александра II в качестве флигель-адъютанта. Однако, по словам Шереметева, «Павлоградский гусар, появившийся при дворе и в светских салонах, резко отличался от господствующего и надоедавшего типа безукоризненных гвардейцев. <...> Не будучи никогда человеком примирительным, он некоторою резкостью приемов и речей не пришелся по нраву. <...> Самостоятельность в сочетании с древним историческим именем всего менее прощалась...» В 1867 году Д.С.Горчаков вышел в отставку. «Тогда лишь наступило для него то время, когда он мог дать волю своим художественным наклонностям и стремлениям; он весь отдался искусству. С княгиней Верой Ивановной переехал он в тарусскую деревню, столь им любимую, в свое дорогое Борятино, унаследованное им от своего восприемника князя Голицына. Там он, водворяя порядок, давал простор своим художественным наклонностям. Он стал собирать картины, книги, гравюры, предметы искусства, и Борятино превратилось в культурный уголок».
В конце 1860-х годов начинаются работы по реконструкции старого усадебного дома.
В письмах к матери Вера Ивановна Горчакова подробно описывает все изменения, происходящие в усадьбе: «Дом нельзя узнать: настолько он похорошел. Уже готовы оранжерея и кладовка, однако, строительство крыла здания еще не начато. Очень интересно наблюдать за всеми этими работами... <...> Мы теперь заняты развешиванием картин в новом доме, и проводим весь день на новом балконе, который весь украшен растениями и цветами». В 1870-х годах заканчивается формирование усадебного ансамбля; главного дома («дворца»), стилизованного под палаты XVIII века, дома управляющего, хозяйственного комплекса, парка с каскадом прудов, Успенской церкви. Окружающие отмечали, что «у князя Дмитрия Сергеевича было много вкуса, и все, им устраиваемое, носило двойственный характер: несомненного изящества и известной домовитости. Любил он очень дарить своих близких, и всякая безделушка, им покупаемая, была оригинальна и изящна. Он был истинный художник и жил в своем особом мире, дававшем ему радости, забвение и отраду». «Художник душою», Дмитрий Сергеевич создавал художественную коллекцию, тщательно отбирая произведения искусства.
Верным другом собирателя стала его жена Вера Ивановна, урожденная Бек (1841-1912): «Она вышла замуж за человека, ее любившего, и с того дня жизнь ее стала его жизнь». Вера Ивановна свободно владела французским, немецким и английским языками, «писала она чистым, не нынешним русским языком, любила читать вслух и прекрасно читала». «Знавшие ее весьма скоро подпадали под ее обаяние. Во всем ее появлении было что-то тихое, неизменно приветливое... В ней чувствовалась та тщательная подготовка, что дополняла ее природные свойства». Отчим Веры Ивановны, князь Павел Петрович Вяземский, был хорошо известен в мире коллекционеров.
Многие из друзей Горчаковых были страстными коллекционерами, как, например, Константин Александрович Иславин, Сергей Дмитриевич Шереметев или Константин Иванович Рюмин, о котором Вера Ивановна писала: «Он приносит нам время от времени посмотреть гравюры из своей коллекции, которая прекрасна, интересна и так велика, что мы не дошли еще и до половины, хотя посвятили этому уже несколько вечеров. Он такой фанатик, что если скажешь хоть слово, не относящееся к гравюрам, выходит из равновесия и расстраивается...»
Усадебное собрание князей Горчаковых включало в свой состав коллекцию живописи, оригинальной и печатной графики отечественных и западноевропейских художников XVI-XIX веков, коллекцию портретных миниатюр, предметы декоративно-прикладного искусства: старинное серебро, фарфор, хрусталь, бронзу, мебель работы немецких мастеров XVIII века, старинное оружие западноевропейского, восточного и русского производства
XVI-XIX веков В барятинской библиотеке было собрано около шести тысяч томов, в том числе редкие рукописи и книги XVI-XIX веков. Основные приобретения были сделаны Д.С.Горчаковым в 1860-1880-е годы во время его путешествий в Швейцарию, Францию, Италию и Германию.
Князь Горчаков относился к редкому типу помещиков, сочетающих в себе умение успешно вести хозяйство с обширными познаниями в различных областях искусства. Друзья и близкие князя Дмитрия Сергеевича Горчакова отмечали его одаренность в музыкальной сфере: «Он был восприимчив и к музыке, поражая всегда, когда бывал в духе и в ударе, своим умением не только участвовать в общем настроении, но и придавать ему особую живость, с оттенком чего-то отдаленного, родного, давно минувшего...»
Коллекционирование было семейной чертой князей Горчаковых: отец Дмитрия Сергеевича собирал живопись, а его ближайший родственник светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883) был известным коллекционером, чья картинная галерея вошла впоследствии в состав собрания Государственного Эрмитажа.
Художественные вкусы Горчакова сформировались главным образом в результате изучения шедевров мирового искусства во время поездок в страны Западной Европы. Кроме того, немаловажными факторами явились семейные традиции и отмеченные современниками «художественные наклонности» коллекционера, его склонность к занятиям различными видами искусства. Дмитрий Сергеевич придавал большое значение систематизации коллекций, значительную часть времени посвящая составлению каталогов. К концу 1870-х годов в Барятине уже имелись каталоги гравюр и книжного собрания.
Горчаковы часто посещали Францию, Германию, Швейцарию и Италию, где Вера Ивановна регулярно проходила курс лечения. Однако впервые князь Дмитрий с супругой совершили заграничное путешествие сразу после свадьбы, весной 1859 года, когда они были в Англии и Шотландии. В письме к матери девятнадцатилетняя Вера делится своими впечатлениями от посещения Виндзорского замка и Оксфорда, особенно подробно описывая уникальную библиотеку и старинный замок неподалеку от Оксфорда, в котором находилась «прекрасная картинная галерея, большую часть которой составляли произведения старых мастеров и гобелены», заметив, однако, что более всего на нее произвел впечатление сад вокруг замка.
Последние годы жизни князь и княгиня Горчаковы провели вдали от своей любимой «тарусской деревни»: слабое здоровье стало причиной их переезда за границу, в район так называемого южного Тироля в Северной Италии, на берегу озера Гарда. Из воспоминаний С.Д.Шереметева: «Кто проникал в их тихий и чарующий приют, тот выносил светлое и радужное воспоминание на всю жизнь». До последнего своего дня князь Горчаков поддерживал тесную связь с друзьями и близкими, находящимися в России: «Тела наши за границей, душа же в России, с утра до вечера читаем книги о Руси прежней, о Руси настоящей, о Руси же будущей мечтаем и надеемся!»
Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков скончался 26 апреля 1907 года и, согласно завещанию, был похоронен в Москве, в Свято-Даниловом монастыре. Барятинское собрание перешло по прямой линии наследования к его сыну, князю Сергею Дмитриевичу Горчакову (1861-1927), который сохранил коллекцию отца и пополнил ее книжными изданиями. Его жена Анна Евграфовна, происходившая из знаменитой семьи Комаровских, коллекционировала гравюры.
Трагично сложилась судьба последних владельцев Барятина. После революционных событий 1917 года С.Д.Горчаков некоторое время работал в редакции одного из московских журналов, однако вскоре был арестован. Умер в ссылке на севере Тобольской губернии. Анна Евграфовна была арестована уже в 1918 году «как заложница» после опубликования распоряжения Советского правительства о «красном терроре для буржуазии» и расстреляна «при попытке к бегству» 22 декабря 1918 года.
Горчаковские коллекции были национализированы. В 1919 году наиболее значимая часть собрания была вывезена в хранилища Государственного музейного фонда, откуда художественные ценности разошлись по различным собраниям...
Источник Вот так выглядел усадебный дом в 1870 - 1880 годах: ссылка
Ещё:
"...Прекрасная величественная церковь своей колокольней-столпом издали указывает, где усадьба. Постройка с романтическим декором, но увы без куполов, продолжает пребывать в небрежении. Дом управляющего и службы в большинстве своем помогают составить представление о былом экономическом расцвете поместья. Дом, лишившийся угловой высокой башни, стилизованный под боярские хоромы занимает школа. За ним высится куча угля, почти высотой с бывшее барское жилище, что б было чем топиться в холодное время года... Рядом с домом во многих местах видны подпорные стенки, сложенные из природного камня. Регулярную часть дополняли "зеленый кабинет", с периметральной липовой обсадкой и аллеи, сбегавшие от дома к р. Городенке, обмелевшей и зарастающей ивняком. Истинным украшением ландшафта остаются старые деревья экзотических пород, достигающие в высоту более 30 м."
До Барятино очень плохая дорога, сплошные ямы. Возвращаться обратно тем же путём, если вы не хотите попробовать проехать до М3 по грунтовкам. Хотя был бы у нас подходящий авто - мы бы рискнули попробовать, а на недоприводах мы и близко подъезжать не стали. Как туда ходит общественный транспорт, нам неизвестно.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: