«...Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии - это одна из самых больших достопримечательностей, которые я видел в СССР. Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее...» [ Далай Лама ХIV ]
В степи у подножия хребта Хамар-Дабан, недалеко от села Иволгинск, в 25 километрах от Улан-Удэ, находится буддистская духовная столица России - Иволгинский дацан. В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, здесь остановилось само время...
С 1937 года в России не было официально действующих буддийских религиозных центров. Однако после Великой отечественной войны, власти по неизвестным доселе причинам разрешили бурятам открыть два монастыря - один в Бурятии, другой в Агинском округе. Благодаря усилиям вернувшихся из ссылок старых лам и простых людей, в декабре 1945 года около селения Верхняя Иволга был основан «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, [основанный] в месте, [где вращается] Колесо Учения, [приносящее] Счастье и преисполненное Радости). Несколько десятилетий Иволгинский дацан являлся единственным буддийским монастырем на территории Бурятии - пока в 1990-х годах не стали вновь открываться духовные центры этой удивительной религии. В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт негосударственный буддийский институт "Даши Чойнхорлин". Он и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в России, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии.
Буддизм - самая древняя из трех главных мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду («Великая колесница» и «Учение старейших»). Тхеравада - единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии и России. Из Тибета она пришла в Монголию, оттуда - в Бурятию, Туву и Калмыцкую степь. Махаяна - новая ветвь. Ее отличительной чертой является учение о Бодхичитте - стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы - существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ. К Махаяне относятся ветви тибетский буддизма, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ. Нюансы и особенности буддийских учений настолько запутаны и сложны для понимания посторонним человеком, что их описание займет, пожалуй, львиную долю места на сервере геокешинга, да и то все равно найдется немало ничего не понявших читателей, включая и автора этого текста...
В Иволгинском дацане находится нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, феномен которого уже больше пяти лет обсуждается в научной литературе. 15 июня 1927 года, в возрасте 75 лет, Пандито Хамбо Лама (статус, аналогичный православному митрополиту) Итигэлов, в присутствии лам (монахов) Янгажинского дацана, попросил прочитать для него похоронную молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы долго не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, когда Хабо Лама перестал двигаться и стал казаться мертвым, в соответствии с завещанием, поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и захоронили в местности Хухэ Зурхэн (в районе современного Иволгинска). В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова, ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом, и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан. В 1973 году ламы повторно осмотрели тело Итигэлова. 10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова. Тело прекрасно сохранилось, следов гниения или сильного высыхания не было. Выполнив необходимые ритуальные действия, тело Хамбо Ламы перенесли в Иволгинский дацан, где для него был выстроен специальный дворец. В 2002 году было взято несколько образцов - волосы, ногти, частички кожи. Проведенные судмедэкспертами исследования показали, что белковые фракции тела Хамбо Ламы имеют характеристики, близкие к живому телу. Данный феномен пока не имеет научного объяснения и, с точки зрения медицины считается невозможным. Нетленное тело стало объектом массового поклонения.
Иволгинский дацан - не музей, а действующий монастырь. Войдя в него, следует соблюдать несколько несложных правил. Некоторые из них привычны для русских людей, некоторые - совсем необычны. Внутри квадрата стен не курите, не сорите, и не сквернословьте. Женщинам желательно не входить в излишне коротких юбках, в храмах фотографировать нельзя, зато снаружи - сколько угодно. На этом привычные правила и заканчиваются. Внутри храмов надо снять головные уборы, снять с плеч сумки и рюкзаки, взять их в руки или оставить у входа. К изображениям Будды, различных святых, и тем более - нетленному телу Хамбо Ламы нельзя поворачиваться спиной или указывать на них пальцем. Находясь в храмах во время молитв, не следует скрещивать руки или ноги. Сразу после входа в дацан следует совершить Горос - символический круг по тропинке вокруг границы монастыря, с внутренней его стороны. Горос, да и прочие перемещения вокруг чего либо, надо совершать только по часовой стрелке - как бы по кругу солнца. Войдя в ворота, поворачивайте налево, и идите вдоль стены пока не вернетесь обратно к воротам. На этом пути встретятся десятки хурдэ - молитвенных мельниц (барабанов). На них нанесены иероглифы, а внутри находятся свитки с молитвами. Поворачивая барабан (обязательно по часовой стрелке), вы как бы читаете эти молитвы.
Иволгинский дацан - удивительное и необычное место. Находясь среди его храмов-пагод, молитвенных мельниц и субурганов, в окружении степи с отрогами Хамар-Дабана на горизонте, забываешь, что находишься в России. Кажется что вокруг Монголия, степной Китай или даже Тибет. Поездка сюда запомнится Вам навсегда!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: