Автор: mimo
Создан: 12.01.2009
Опубликован: 13.01.2009
(отредактирован: 22.01.2009)
Описание окружающей местности
В начале XVII века на берегах Балтийского моря, отвоеванных у Швеции, закладывается новая столица России – Санкт-Петербург. Её строительство потребовало огромного количества хозяйственных материалов, которые надо было везти из центральной России. Сухопутный путь из Москвы в Петербург для таких перевозок не был пригоден. Места эти малонаселённые. Дороги малопроезжие. Путешествие в карете без груза продолжалось 5 недель. Нужно было искать водный путь.
Мы уже упоминали о том, что с древнейших времен такой путь существовал: по Волге, Тверце, Мсте, Волхову, Неве к Финскому заливу. Но этот путь был очень труден. В районе Вышнего Волочка суда нужно было перетаскивать волоком. В среднем течении Мсты имелись опасные, труднопроходимые пороги. Этот путь требовал больших работ по обустройству.
В 1703 году Петр I повелел прорыть в районе Вышнего Волочка канал, чтобы ликвидировать волок. Для его строительства было согнано 5 тысяч пеших рабочих, одна тысяча с лошадями и 400 плотников. Канал строился пять лет.
Перевозки начались в 1709 году. Несколько судов с корабельным лесом для строительства военных кораблей отправились по Волге из Казани. Вел караван капитан Маврикин. Суда зазимовали в пути, по вешней воде 1710 года вошли во Мсту и через Волхов и Неву доставили лес в Санкт-Петербург.
Так началось движение грузовых судов-барок по Вышневолоцкому водному пути, продолжавшееся более 150 лет. Действие этого пути оказало большое влияние на экономику, жизнь и быт жителей села Ровное.
Путь по Мсте был опасным. Особенно на отрезке между Опеченским Посадом и Боровичами. Село Ровное находится посередине этого отрезка, в районе самых опасных порогов: Рык, Вяз, Печник, Выпь, Лестница, Козий брод, Бели.
Многие жители села были в той или иной мере связаны с навигацией: занимались строительством и ремонтом барок, проводкой их и плотов через пороги, работали в качестве грузчиков и разнорабочих.
По Вышневолоцкому пути с 1712 по 1719 годы проходило за сезон не более 400 барок и плотов с грузооборотом свыше 120 тысяч пудов. Много судов разбивалось на порогах. Петр I отмечал в своем указе, что на Боровичских порогах “...судам чинится великая гибель, а паче провианту, в чем есть не без государственного убытку”.
Несли убытки и купцы. Новгородский купец, калмык по национальности, Михаил Сердюков, хорошо знавший Вышневолоцкий путь, предложил царю проект улучшения системы, обязался выполнить ряд работ за свой счет. М.И. Сердюков (1677-1754 гг.) своим умом и талантом создал Вышневолоцкую искусственную водную систему, пригодную для проводки груженых судов-барок.
В 1743 году Сердюков ведет расчистку порогов на Мсте. При этом проявляет поразительные способности самоучки-гидролога. Строит плотины-бейшлоты, при помощи которых задерживает воду на притоках Мсты. Вода в ней понижается до такого уровня, что лежащие на дне камни оголяются. Их взрывают или оттаскивают на берег. Стесывают береговые уступы. Он даже смог регулировать скорость течения реки в порожистых местах.
Эти улучшения позволили увеличить пропускную способность до 4 тысяч, а в отдельные годы до 5 тысяч барок в год.
Подробнее по истории Вышневолоцкой водной системы и судоходству по Мсте можно прочитать здесь:
http://www.borovichi.net.ru/par/shelf/n1516.html
http://www.vyshny-volochok.ru/history/water_system.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: