Автор: Rudolf
Создан: 12.10.2008
Опубликован: 27.10.2008
(отредактирован: 30.04.2024)
Компаньоны: Astridiya
Описание окружающей местности
Мост через реку Амур под Хабаровском является и по настоящее время не только крупнейшим на Транссибе, но и самым большим мостовым переходом в нашей стране. Поистине «Амурским чудом» называют это грандиозное и величественное сооружение, длина которого составляет 2,6 км, пролеты моста - длиной по 127 м. Амурский мост («Царский мост») соединил не только два противоположные берега Амура, но это и «венец Транссиба, последняя точка в истории строительства Великого Сибирского пути.»
"Амурское чудо XX века" - так назвали железнодорожный мост, построенный около г. Хабаровска в 1916 г. его современники. Тогда он был самым крупным мостом в Старом Свете, с длиной 2600 м.
Старый мост (архив сайта, фото В.Токарского) Судьба этого величественного сооружения напоминает жизнь человека-труженика, пережившего и моменты триумфа, и периоды лихолетья. Его строительство совпало с Первой мировой войной, в Гражданскую войну мост был взорван, а годы реконструкции пришлись на время экономических реформ и кризиса в России. Наверное, грандиозные сооружения тем и хороши, что обстоятельства не властны над ними.
Начали строить мост в 1913 году, и по проекту он должен был быть построен за 2 года 2 месяца - к октябрю 1915 года. Фермы для моста изготавливались в Варшаве (!), самом западном конце Российской империи. И везли их неимоверно длинным путем - по ж-д в Одессу, затем на пароходе через Суэцкий канал во Владивосток, и опять по железке до Хабаровска. Все было отлажено и сборка моста шла по плану. Но тут началась первая мировая, и германский крейсер "Эмден" в Индийском океане торпедировал бельгийский транспорт, который вез две последних фермы. Пришлось взять пролеты, которые предназначались для моста через Ветлугу и доставить их на место сушей (вот поэтому два пролета моста отличались от всех других).
И поэтому сдали мост только 5 октября 1916 года - с задержкой на год, аккурат за полгода до Февральской революции. Но на этом несчастья его не закончились: всего через 4 года красные войска во время отступления из Хабаровска под натиском японцев взорвали 2 пролета и мост не работал еще 5 лет. Наконец, весной 1925 года, он был окончательно восстановлен. И уж тогда поработать ему пришлось на всю катушку: нагрузка на однопутный мост была огромная, особенно в 30-50-е годы, в период индустриализации и освоения Дальнего Востока. Уже потом сдали (в 1942 году) и рассекретили (в начале 70-х) тоннель под Амуром, который взял на себя часть нагрузки моста.
На рубеже тысячелетий Амурский красавец переживает второе рождение. В 1999 г. закончена 1-я очередь его реконструкции. Вместо гирлянды полукруглых ферм появился прямой как стрела новый мост, которому стоять положено 100 лет.
К началу 90-х годов царский мост исчерпал свои возможности и от многолетней предельной нагрузки стал "уставать" - появились дефекты в металлоконструкциях и в опорах. Поэтому руководство МПС и Хабаровского края решилось на грандиозное начинание - строительство нового моста, причем двухъярусного - снизу железнодорожного, сверху автомобильного. Вопрос был решен к началу 1992 года - именно тогда "пробили" стройку в московских кабинетах и началась работа. К сожалению, начало работ совпало с гайдаровской реформой и разрушением СССР, что сильно затянуло и стройку и, следовательно, сдачу нового моста в эксплуатацию.
После долгих лет подготовительной работы, споров, хождений по кабинетам Госплана СССР и других министерств, бурных дискуссий среди широкой общественности г. Хабаровска, не желавшей смириться с утратой первоначального облика Амурского моста, было принято решение о реконструкции моста в двухпутный железнодорожный с совмещенным автодорожным проездом, с организацией движения на двух уровнях. Новый проект, составленный конструкторскими коллективами из Санкт-Петербурга, Москвы и Хабаровска, не уступал предшественнику по оригинальности инженерных решений, архитектурной изящности и функциональности сооружения. И при этом, вблизи Хабаровска впервые должен был появиться автодорожный переход через могучий Амур.
По недавним сообщениям СМИ, одна из ферм старого моста через Амур, построенного еще в 1916 году, может стать главным экспонатом музея истории Амурского моста. Идею создания музея в Хабаровске в настоящее время обсуждает руководство ДВЖД. Уникальный проект инженерного сооружения через Амур в начале прошлого века, наряду с Эйфелевой башней, получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже.
В настоящее время одна ферма моста находится неподалеку от въезда на новый мост через Амур.
Здесь использована информация с сайтов: http://www.transsib.ru/Museum/bridge1.htm http://www.transsib.ru/Article/article-vb01.htm http://glavpoezdrus.ru/article/a-23.html http://transsib.ru/trip-9901.htm
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: