Могила Святого Георгия Победоносца [TR/4728]

Могила Святого Георгия Победоносца
Могила Святого Георгия Победоносца
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Дагестан респ.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Верхний Джалган
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 4
РЕЙТИНГ
1.00Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Вход в пещеру с родником
Вход в пещеру с родником
Священный родник
Священный родник
Вид на море от тайника по дороге в Верхний Джалган
Вид на море от тайника по дороге в Верхний Джалган
Автор: isilgan
Создан: 20.07.2008
(отредактирован 07.10.2008)
Компаньоны: Мел

Описание окружающей местности

Вряд ли в истории есть личность более загадочная и противоречивая, чем личность Святого Георгия. Святой Георгий или Георгий-Победоносец – герой многих легенд и реальных событий. Кто же он не самом деле – мифический герой или реальная личность? Обратимся сначала к легенде «Чудо Георгия о змии», в которой говорится, что у стен некоего восточного города поселился огромный змей (огнедышащий дракон), с которым не смог справиться ни один из местных богатырей. Тогда против змея вышел юноша по имени Георгий, который, отложив оружие в сторону, начал молиться, и змей был побеждён словом. Смысл легенды понятен: слово сильнее меча.

Недаром говорят:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Любопытна трансформация данной легенды, причем, чем позднее текст, тем более «точными» деталями изобилует он.

В одной из версий данной легенды говорится, что после того, как Георгий усыпил змея, девица по имени Елисава повела его на поводке в город.

По другой версии легенды, змей угрожал городу гибелью, и горожане, чтобы спасти город, регулярно отдавали ему на съедение девушку. Георгий, победив змея, спас очередную жертву (царскую дочь), на которой женился.

Есть версия легенды, где Георгий пронзает змея копьём, а конь затаптывает его. В поздних версиях данной легенды отмечается, что змей обитал на берегу большого озера среди Ливанских гор в Финикии, около города Берита (Бейрута), по соседству с Палестиной, однако никакого озера в тех краях нет.

Долгий путь

Совсем недавно по историческим меркам ученые заинтересовались одним из селений в Дербентском районе Дагестана. Знатоков исторической науки не оставляет в покое тот факт, что в селе Верхний Джалган найдена гробница Святого Георгия, почитаемого как христианами, так и мусульманами. Какого именно Георгия? Ведь у каждого народа был свой герой с созвучным именем. Дабы разузнать обо всем этом наш корреспондент отправился в долгий путь к могиле святого Георгия!

Дорога от Дербента до села Верхний Джалган занимает час с небольшим, если добираться пешком. Чтобы проделать этот путь, нужно набраться смелости и терпения подниматься по ухабистым тропинкам через густой лес и крутые вершины гор. Нужно сказать, что это не первое мое путешествие к святыням села. На этот раз я поднимаюсь с группой местных жителей, которые трудятся в Дербенте строителями, а по вечерам возвращаются домой. Мой попутчик Ахмед знает здешние тропинки на зубок. Он и взялся показывать нам дорогу через лес.

Солнце клонилось к закату, когда мы уже слышали лай сельских собак и мычание возвращающего с пастбищ скотины. Переночевав у своего знакомого, утром следующего дня я уже стоял с кучей местных ребятишек у того самого надгробного камня. Детей заинтересовал мой цифровой фотоаппарат - штучка для здешних мест диковинная, а меня интересовал сам памятник и то, как он сохранился. Местные жители ухаживают за ним тщательно. По своему они называют его «пиром», то есть святым местом. Ко мне неторопливо подошел старик. После непродолжительного допроса я услышал тот самый «контрольный» вопрос, который и следовало ожидать: «Ты тоже из экспедиции Мурада Аджи?». Для тех, кто не знает, скажу, что Мурада Аджи в Джалгане уважают. Это пожалуй единственный ученый, кто ратовал за то, чтобы село Джалган стало чуть ли не местом паломничества к гробнице святого.

РАЗНЫЕ ГЕОРГИИ...

Вот что пишет по этому поводу сам ученый.

«... В России Георгия зовут Победоносцем, в других странах - Покровителем воинов, Великомучеником, Страстотерпцем. Но самым большим святым воин стал у осетин: у них он необыкновенно возвышен. Тоже всадник, но иной - седовласый старец на трехногом крылатом коне... "Уастырджи", - с придыханием произносят осетины. И от этого придыхания сжимается сердце.

… В исламском прочтении подвиг святого Георгия (или по-мусульмански Джирджиса) - иной. Он связан с именем Бога (Аллаха), в нем тоже присутствуют древние восточные персонажи: наделенные бессмертием и мудростью Хызыр и Илйас, они передают Джирджису эти свои качества. Мусульмане дополнили и обогатили повествование о великом воине за веру, высветили новые грани в его деянии.

Такая "дополняющая" традиция естественна, в ней невидимая глазу связь времен и культур. Например, те же славяне называют святого Георгия еще и "загонщиком скота", даже "скотным богом". При этом одновременно видят в нем черты древних Ярилы и Яровита - своих весенних божеств плодородия...

Какие же разные сложились образы Георгия... Непохожие. У народов, почитающих его, воин - свой, не схожий с другими. И вместе с тем он у всех един... Почему? Объяснение - в глубине и необъятности образа. Его, по-моему, очень точно передает другая московская икона - из коллекции Исторического музея. Здесь святой Георгий стоит на молитве Богу, держа в руках свою отрубленную голову... Нет образа сильнее. В нем сила духа и преданность вере, жизнь и смерть - все перемешалось, все слилось в неразрывном единстве, имя которому Человек…»

Стремясь сохранить исполненную верой память о подвиге святого Георгия, а не римскую выдумку, люди бесхитростно делали воина другим человеком, по-иному произнося его имя. Где-то Георгий стал покровителем скотоводов, где-то превратился в земледельца. У одних народов - он защитник воинов, у других - драконоборец.

Различия столь заметны, что в пору и задуматься, а не разные ли то Георгии? Объяснение же здесь бесхитростное: каждый народ делал его своим святым, приближал его к своей истории, своему образу жизни и тем сохранял не только в духовном пантеоне, но и в каждодневной культуре. Вот почему столь разнятся сведения о святом Георгии у разных народов. Вот почему столь похожи и одновременно не похожи литературные произведения о нем в разных странах. (Из книги Мурада Аджи)

Могила святого воина - самое почетное в Джалгане место. Оно рядом с мечетью. Когда-то над могилой возвышалась небольшая часовня. Ее сейчас здесь нет, остались только стены. Растет возле могилы и смоковница, которую по давней традиции высаживали около святых мест. Раз в день хозяйка дома, во дворе которого и оказалась могила, прибирается здесь. Детишки не без корысти сторожат могилу. Селяне оставляют деньги или сладости на могиле, при этом прося святого помочь решить их проблемы.

У родника

Почти в трех километрах от могилы есть священная роща. Когда-то здесь останавливались паломники, они собирались на молитвы - тенгриане, мусульмане и христиане приходили сюда. Здесь они отдыхали, приносили жертвы в честь святого воина, погибшего за веру. Алтарь и место разделки животных сохранились. Теперь животных в жертву приносят здесь только жители двух селений: Верхнего и Нижнего Джалгана. В мусульманские праздники в роще собирается молодежь. Юноши знакомятся с девушками, а после свадьбы укрепляют свой союз, принося в жертву животное или просто раздавая «саадака» (сладости).

Волны атеизма, захлестнувшие в 1917 году Россию, прокатились и по Кавказу. Но и они не смыли могилу святого Георгия - люди тайно ухаживали за ней. Не объявляя, разумеется, и не афишируя свою заботу. А вот священная роща пострадала. Ее приказали вырубить. К счастью, у властей не хватило сил довести приказ до конца.

Правда, без разрушений не обошлось, - пишет М. Аджи. - В З0-е годы в Дербенте взорвали храм святого Георгия, он стоял на месте, где, по преданию, убили воина. Сюда, к храму, от селения Джалган еще в давние времена провели водопровод, и прихожане совершали омовение перед молитвой его водой! (Омовение перед молитвой считалось обязательным у тенгриан.) Почти тысячу семьсот лет просуществовал водопровод. В 1938 году его разрушили. Ныне на месте гибели святого Георгия - памятник Ленину...

Лишь родник в священной роще селения Джалган живет бессмертной жизнью. Сюда по традиции приходят кормящие матери, у которых пропало молоко. Священную воду пьют и те, кто страдает бесплодием.

*****

Сегодня личность Георгия-Победоносца очень популярна во всём мире. Георгия-Победоносца на коне, пронзающего копьём змея, можно видеть на гербе Москвы и некоторых европейских государств.

И всё-таки он наш и свои деяния совершил здесь, и могила героя находится у нас.

История Святого Георгия – это ещё одно подтверждение тому, что Дербент – перекрёсток религий, второй Иерусалим, город толерантности, где находятся святыни различных религий, город, историко-культурное наследие которого принадлежит всему человечеству.

Вефадер Меликов

http://www.riadagestan.ru/print.php?new=63660&page_index=

Могила Святого Георгия Победоносца находится в поселке Верхний Джалган в точке с координатами:

N 042 ° 01.213 '
E 048 ° 15.463'

Священная пещера с родником

N 042 ° 01.411'
E 043 ° 15.242'

Описание тайника

Содержимое тайника

1.карабин с компасом
2. зажигалка
3.прищепка "стрекоза"
4.игра "Пятнадцать"
5.ящерка из бисера

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Звезда (16.01.2019 00:19:05)
Вот это тайник ! два взятия с интервалом 10 лет, оценка 1)
DisaV (15.01.2019 21:16:32)
Наверно, начать повествование стоит с того, что вечером 10 января 2019 года я приехал на электричке в древнейший населённый пункт на территории нашей страны, славный город Дербент, с намерением посвятить ему пару дней, оставшихся от длинных новогодних выходных, и (само собой!) взять ряд местных тайничков.
Для начала зашёл на Северную автостанцию, где хотел узнать насчёт возможности приобретения обратного автобусного билета на послезавтра, но автостанция была уже закрыта… Да и, как я выяснил позднее (а если быть точным – за полчаса до своего отъезда)), автобус на Крым идёт с Южной автостанции, что находится совсем в другом районе города.
Место для ночёвки я заранее определил на склоне горы, выше Цитадели, где со спутника виднеются приятные сосновые посадки.
По пути к историческому центру города и возвышающейся над ним Цитадели посетил Кырхляр, о чём тогда же и оставил запись в и-блокноте.
Что касается самой Цитадели, то по причине неурочного часа я тогда не прошёл дальше смотровой площадки между воротами Кала-Капы и собственно входом в Нарын-Кала, но зато вдоволь погулял по крутым склонам под стеной вокруг крепости.))
Пройдя дальше от Цитадели и поднявшись на высоту порядка 265 м н.у.м., я остановился на ночёвку на одной из террас.
От места ночёвки до указанной автором точки тайника по прямой было всего лишь 3 с небольшим км, и 11 января с утра я решил быстренько налегке сбегать на тайник, чтобы найти (либо восстановить) его, а потом спуститься в Дербент и посвятить осмотру города остальную часть дня. Но в реальности всё, как водится, получилось совершенно иначе…

В девятом часу утра 11.01 я стартовал вверх по склону в сторону села Джалган. Выйдя на тропу в четверти километра от места своей базы, я неожиданно увидел красиво обустроенный горный родник, у которого остановились двое местных жителей, идущих в город (на работу, наверное) из Джалгана. Они рассказали, что сия хорошая лесная тропа ведёт в Джалган, а если свернуть на подходе к селению направо, в гору, то можно выйти к старинной крепости… Родник же этот считается целебным. Координаты его N42 02.739 E48 15.921. Вода и вправду превосходная! Кто пойдёт на тайник пешком из Дербента (от Цитадели) – берите этот источник за ориентир.
Итак, пошёл я по тропе в сторону села, но в голове держал, что где-то справа выше на горе есть некая крепость (и, наверное, как раз та, о которой упоминают авторы тайника «Цитадель Дербента»). Поэтому, когда (довольно скоро) горное село показалось впереди, я не пошёл сразу туда, а свернул вправо на одну из немалочисленных в этом районе дорожек, желая подняться повыше и, возможно, обнаружить где-то на горе ту самую крепость… Надо заметить, что на склонах гор выше селения лежала облачность, поэтому с набором высоты видимость пропала, на деревьях появилась изморозь, а на земле стало попадаться всё больше и больше снега, пока на высоте метров 600-700 я окончательно не вошёл в зиму. :)
Покружив по лесным дорожкам, я оказался на вершине горы Джалган (700 метров с копейками), где, обнесенный забором с колючей проволокой, расположен комплекс всевозможных ретрансляционных вышек, но крепость так и не увидел… Ну ладно, обошёл я ретрансляционный комплекс, и по дороге спустился к селу Джалган в районе кладбища. Стрелка навигатора звала вперёд и вниз, куда-то вправо под гору… А я же привык верить авторам тайников и доверять координатам точек… Если даже координаты не очень точные, погрешность обычно не превышает 50 метров. Прошёл я по «гребешку», оставив село слева, да и пустился на спуск… Сомнения стали возникать метров за двести до указанной автором точки… Село осталось позади наверху, а склон с кустарником и колючками, по которому явно не ходят люди, не предвещал впереди никаких достопримечательностей… Так оно и оказалось: авторские координаты тайника привели черт-те куда, тупо в кустарник. Тут уж я осмотрелся, включил голову и пожалел, что так легкомысленно доверился координатам автора. Решил, что в какую-то цифру координат вкралась опечатка. Координаты «могилы» били неподалёку, чуть севернее, под ту же горку. Но и по тем координатам не обнаружилось ничего, кроме кустарника… Н-да, слишком уж много «опечаток». Возникло впечатление, что автор потерял свои снятые координаты, и накидал их в тексте описания «от балды», нимало не заботясь о том, куда они могут привести потенциальных посетителей его тайника.
Время было уже 11 часов дня, мне становилось жалко потраченного впустую времени. И такое ощущение было, что я наступил на мину замедленного действия, заложенную автором 10 лет назад… А я-то ещё удивлялся, что же тайник за столько лет никто из кэшеров не взял. А оно вон оно что оказывается – просто дураков нет. :)
Снова пришлось подниматься на горку. Ладно хоть не лето и не жара +35. Да и хорошая дорога вскоре попалась под ноги – подняться по ней к посёлку не составило труда.
Безрезультатно ткнувшись ещё в пару координатных точек, основанных на предположении об авторских «опечатках», я понял, что координаты автора лучше забыть, как страшный сон, и искать объекты самостоятельно… Нигде не было видно людей, у которых можно было бы спросить, и я решил, что стоит начать поиски с места, отмеченного на гугл-карте, как «родник Петра Великого». Прошел туда я через край села по улице Крепостной, мимо сельской библиотеки(!), и там удача наконец мне улыбнулась: это оказалась та самая «Петровская роща»; и, хоть не по координатам родника, а метров на 200 выше, но я обнаружил пресловутую пещеру «Святых сосцов», она же источник Урус-Булах, из которого, по преданию, в 1722 году, во время своего Персидского похода, пил воду Пётр I, будучи приглашённым в этой роще на пир местной знатью. Итак, правильные координаты пещеры: N42 01.773 E48 15.476. Это в 750 метрах (и отнюдь не по ровному полю, замечу!) к северо-востоку от авторских координат – огромная погрешность, находящаяся за пределами всяких разумных объяснений.

Между тем, время уже близилось к часу дня, и я пошёл «в народ» – в село: опрашивать местных жителей насчёт «могилы». Улицы села в это время года чрезвычайно грязны – даже по меркам «танков», которые «грязи не боятся», а покружить там мне довелось изрядно…
Местные жители – колоритны. По имеющейся информации, в этом селении издревле живут не русские и не дагестанцы, а потомки персов – военных переселенцев, которые в VI в. были поселены шахиншахом из династии Сасанидов Хосровом I Ануширваном здесь, на северной границе его державы, для охраны фортов построенной в то время горной стены Даг-бары, и до сих пор эти люди сохранили свой родной татский (иранский) язык. Увы, я по-персидски не понимаю, и при этом не все местные жители достаточно владеют русским (в частности, это относится к женщинам), плюс ко всему, ни про какого Георгия Победоносца и его могилу они знать не знают (что совершенно не удивительно, поскольку жил, умер и был похоронен тот в Римской империи, по меньшей мере, за 2 века до основания этого древнего дагестанского села), и максимум, что мне удалось добиться от них, это указание на некую «могилу» в виде кучи камней рядом с домиком всё в той же Петровской роще, в которой я уже побывал.
Но никто из местных жителей не верит ни в какую могилу Георгия Победоносца, находящуюся в Джалгане. Да у меня сложилось мнение, что в эту могилу верили (или делали вид, что верят) только 3 человека на Земле: придумавший её Мурад Аджи (чокнутый фантазёр, которого если и можно назвать историком, то лишь c приставкой «анти-»), Вефадер Меликов (журнализд, автор текста), ну и наш isilgan, автор этого тайника – как видно, неспособный отделить зёрна от плевел, и отличить от правды даже столь грубую топорную вопиющую ложь, какая ретранслируется у него в тексте описания… Вон даже дети на заглавной фотке тайника ржут над автором. :) А я только поражаюсь, как можно настолько бездумно и некритично копипастить чужие тексты…
Но даже если оставить в покое Георгия Победоносца, никогда не имевшего к Дагестанской земле ровным счётом никакого отношения, так ведь и в отношении св. Григориса, первого епископа Кавказской Албании, погибшего в Дагестане, южнее Дербента (см. церковь Св. Григориса в Нюгди), нет никаких оснований предполагать, чтобы его могила находилась на склоне горы Джалган – подобное предположение просто взято и высосано Аджи из пальца!)))
Я не спорю – каждый имеет право на свои заблуждения, но ведь даже заблуждения должны на чём-то основываться! А не браться «с потолка» (подобно авторским координатам в этом тайнике)))), наперекор всем имеющимся фактам, как это делалось у приснопамятного Мурада Аджи. :D

Теперь вернёмся к нашим коробочкам.
Авторскую коробку я честно попытался поискать, несмотря на полное отсутствие релевантных координат. Газовая труба, что на фото тайника, могла бы быть неплохим ориентиром (особенно, будучи заснята в светлое время суток), если бы не тот нюанс, что она тянется вдоль дороги на очень продолжительном участке, и на местности можно подобрать огромное количество локаций, подходящих под фото (тем более, учитывая, что кусты за 10 лет выросли), поэтому поиск коробки напоминает поиск иголки в стоге сена. Добавлю, что по дороге этой то и дело ездят местные, а я и так уже «примелькался» в селе со своими странными вопросами и поисками какой-то непонятной могилы.))) Вдобавок ко всему, мне решительно не хотелось тратить на эту придорожную чушь остаток светового дня (а денёк после обеда замечательно распогодился, туман исчез и уступил место солнечному сиянию), и я пришёл к выводу, что только найденная древняя крепость может теперь оправдать для меня потраченный «впустую» день, а закладка там традиционной части может спасти весь этот нелепый тайник, как-то оправдав его существование на сайте.
За последние месяцы и годы я так привык пользоваться картой OSM (на которой подробнейшим образом отображены достопримечательности, например, Крыма), что как-то и забыл, что у меня в телефоне имеются ещё и спутниковые снимки поверхности. :) Сменив в навигаторе привычную, но малоинформативную в случае Дагестана OSM на качественные космоснимки Bing высокого разрешения, я обнаружил на хребетике к северу от г. Джалган четырёхугольник, очень напоминающий остатки каменных стен форта… К нему-то я и направился! Вновь обойдя вышки г. Джалган, вскоре я по заснеженному лесистому хребту вышел на седловину, где стоит эта крепость – с одним входом, одним окошком в противоположной стене, и в обрамлении четырёх башен по углам. Хорошо ли она сохранилась? Учитывая, что персы построили её в VI веке, я бы сказал, что неплохо! Каменная кладка очень характерная. Этот форт (как и башня “Камах”) был частью 42-хкилометровой системы укреплений Даг-Бары (“Горная стена”), призванной охранять границу персидского государства от набегов кочевников с севера. Ровесник Дербентской цитадели, но только не подвергшийся реставрации. Живой свидетель Истории!

Итак, полноценный тайник с призами заложен с наружной стороны в западной стене этого форта, на высоте примерно 1,7 метра, рядом с юго-западной башней. Координаты N42 02.091 E48 14.958. Доставать из ниши его можно, запустив руку сверху, не разбирая камни маскировки. Фото в альбом постараюсь вскоре добавить.
К форту можно пройти (и даже проехать) по хорошей лесной дороге с двух сторон. А можно пройти и без дорог. :) Кому как нравится. Если что, ориентируйтесь по спутниковым снимкам.
Найдя старинную крепость и восстановив тайник, я уже мог сказать, что день прожит не зря. К тому же, ещё парочка тайников ждала меня в вечернем Дербенте…
А сейчас даже могу резюмировать, что это благодаря авторским косякам я практически весь день провёл на свежем горном воздухе, вместо того, чтобы дышать дербентским смогом... Ну а городские дербентские тайники – они ведь, в итоге, тоже никуда от меня не делись! :)
DisaV (11.01.2019 10:57:23)
xamba (гость) (25.09.2010 20:56:22)
BlackHawk (09.07.2009 16:23:47)
isilgan (07.10.2008 13:08:52)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.