Первый геликоптер [VI/4492]

Вертолет ЦАГИ 1-ЭА
Вертолет ЦАГИ 1-ЭА
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Ближайший нас.пункт
Люберцы, Кожухово
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
3.48Нашли: 51
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Черемухин Алексей Михайлович
Черемухин Алексей Михайлович
Автор: Timofey
Создан: 21.08.2008
Опубликован: 21.08.2008
(отредактирован: 11.03.2014)
Компаньоны: Lelu

Описание окружающей местности

Это было давно.
Во времена, когда вертолеты были еще маленькие...

Вместо вступления. Историческая справка.
09.10.1930 - в одном полете летчик Маринелло Нелли на вертолете конструктора д'Асканио (Италия) устанавливает сразу три мировых рекорда, в том числе рекорд высоты полета - 18 метров. Данный рекорд продержится несколько лет и будет официально побит только в 1936 году французским вертолетом.

Начало.
Поздней августовской ночью 1930 года по одному из подмосковных шоссе медленно, аккуратно огибая каждую рытвину, тянулась подвода. Необычный прицеп увлекал за собой этот транспорт: длинную, закутанную в брезент конструкцию на дутых колесах. Ранним утром процессия достигла цели и остановилась на траве Ухтомского аэродрома.
Так, в обстановке секретности, доставили к месту испытаний самый необычный из всех летательных аппаратов, построенных к тому времени отечественными специалистами. Под брезентом скрывался первый советский геликоптер, или как теперь называют - вертолет, ЦАГИ 1-ЭА («первый экспериментальный аппарат», название «винтовой аппарат» было отклонено из соображений секретности), созданный группой инженеров экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ. Руководил группой талантливый инженер А.М. Черемухин, который стал пилотом-испытателем своей винтокрылой машины.

Летные испытания.
Уже в сентябре начались летные испытания нового аппарата.
В первом же полете вертолет, оторвавшись от земли, завис на высоте 2 м, затем начал вертикально подниматься. Достигнув высоты 10 м, пошел на вертикальное снижение и совершил плавную посадку. Это был успех, подтвердивший правильность теорий и проведенных расчетов. Первые полеты ЦАГИ 1-ЭА проводились на рассвете, в короткую пору затишья, когда совершенно нет ветра, который мог сказаться на безопасности не слишком устойчивого и капризного в управлении аппарата.
Постепенно высота полетов ЦАГИ 1-ЭА увеличивалась. Уже к концу года Черемухин выполняет полеты на высотах 20-30 метров, что уже само по себе было мировым рекордом для винтокрылых аппаратов. Но не он был целью испытаний - необходимо было внимательно проверить все особенности аэродинамики и динамики полета вертолета, уточнить теорию несущего винта. Поэтому все внимание уделялось отработке и исследованию различных режимов полета характерных для вертолетов: вертикальный набор высоты, висение, горизонтальный полет в различных направлениях и вертикальное снижение.
Успехами ЦАГИ 1-ЭА заинтересовалось руководство ВВС. Народный комиссар по военным и морским делам М.Н. Тухачевский с группой авиационных специалистов посетил аэродром, где А.М. Черемухин продемонстрировал возможности своего вертолета, которые произвели впечатление на руководство.
Не все полеты проходили гладко. В мае 1931 года произошла авария: во время приземления при сильном порывистом ветре вертолет опрокинулся, получив повреждения задней части фюзеляжа, рулевых и несущего винтов. Поломки были оперативно устранены и испытания продолжились.

Есть рекорд!
О установлении рекорда тогда никто не задумывался. Как позже вспоминал А.М. Черемухин: «Если мы мало думали о установлении рекордов, то расширение пределов полученных летных данных, таких, как высота, скорость, особенности подъема, спуска, посадки, все время имело место при наших летных испытаниях».
Но всеже было решено выполнить полет для уточнения пределов летных характеристик ЦАГИ 1-ЭА, а именно: максимально возможной высоты полета.
Вечером 14 августа 1932 года Черемухин поднимает вертолет на фантастическую по тем временам высоту - 602 метра, значительно, в несколько раз, превзойдя действующий рекорд итальянцев. В этом же полете был превзойден и итальянский рекорд по продолжительности полета: 12,5 минут у ЦАГИ 1-ЭА против 8 мин 34 сек у д'Асканио. Все это осталось документально зафиксированным на барограмме полета, которая сохранилась до настоящего времени.

Но наш рекорд так и не был официально зарегистрирован. Работы по вертолетному направлению были настолько засекречены, что далеко не все специалисты в нашей стране знали о них, не говоря уже о публикации результатов за рубежом и подаче заявки на рекорд в международную авиационную федерацию (FAI).
ЦАГИ 1-ЭА также не суждено было стать прототипом серийных машин, но без него невозможно представить становление отечественного вертолетостроения. По сути он стал не просто первым отечественным вертолетом, а первым полноценным вертолетом в мире: если все предыдущие аппараты могли выполнять полеты на небольших высотах, или, как большинство из них, лишь подпрыгивать, то ЦАГИ 1-ЭА первым смог оторваться от земли на значительную высоту и выполнять полностью свободный полет вне зоны влияния «воздушной подушки». Уникальна была и схема ЦАГИ 1-ЭА, предложенная ранее Б.Н. Юрьевым: один несущий винт и рулевые винты для компенсации реактивного момента и управления. До этого в мире преобладали различные варианты вертолетов с несколькими несущими винтами. Но именно «юрьевская» схема ЦАГИ 1-ЭА с небольшими изменениями дошла до наших дней, став «классической»: более 90% всех вертолетов в мире в настоящее время выполнены по тому же принципу.
Уже давно нет и Ухтомского аэродрома. На его месте стоят жилые дома района Ухтомский, входящего в состав г. Люберцы, и располагается Ухтомский вертолетный завод им. Камова.
Непростая судьба выпала и на долю А.М. Черемухина: были репрессии, работа в «шарашке», реабилитация и вновь работа конструктором уже в туполевском КБ. До конца своих дней Черемухин честно и беззаветно служил раз и навсегда выбранному делу - авиации. В память о заслугах выдающегося инженера и пилота А.М. Черемухина в 2002 году одна из улиц г. Люберцы была названа его именем.
Несколькими годами ранее, на месте бывшего аэродрома, где состоялся рекордный полет ЦАГИ 1-ЭА, был открыт памятный знак. Строгий гранитный постамент с вертикально установленной на него стальной лопастью, которую обвивает устремляющийся ввысь вертолет, символизируют: «отсюда начались достижения советского вертолетостроения».
Совсем рядом с памятником, по левую от него сторону, за серым забором можно видеть территорию Ухтомского вертолетного завода им. Н.И.Камова и конструкторского бюро им. Камова, выпускающих вертолеты марки «Ка».
Желающие могут посетить музей КБ, расположенный на 5 этаже административного здания (N 55° 41.905', E 037° 52.617'), и познакомиться с основными моментами развития отечественного вертолетостроения и историей камовских вертолетов. Там же можно увидеть копию барограммы рекордного полета ЦАГИ 1-ЭА. К сожалению, музей открыт для посетителей только по рабочим дням с 9 до 16 часов, вход свободный.

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

GAB (13.01.2021 15:01:11)
Тайник найден.
Автору спасибо.
Natic (02.07.2019 01:43:23)
Побывала в Люберцах 30.06.2019. Приехала на те тайники, которые не взяла в прежние приезды – трёх из них тогда просто не было ещё. А вот "Первый геликоптер" - залежался у меня в списке на взятие, лет 7-8 уже как лежит.
А всё потому, что в те годы я ещё больше увлекалась ПВД, а геокэшинг был как бы приложением к походам. И в ПВД тогда в тех краях оказывалась тогда, наверное, дважды, но всё в такие сезоны, когда снег на земле лежит – а канализационный люк, по моим понятиям, в таких условиях непросто найти. А вот памятник ЦАГИ 1-ЭА на улице 8 Марта тогда мы с группой внимательно осмотрели и рассказ нашего турруководителя прослушали.

В этом году опять довелось побывать в этих местах – брала тут новый многошаговый милый тайничок. Но опять же зимой – в январе.
И вот, наконец, приехала летом. То, что в этом месте, где пруды имеются и дамба, и парк, в котором надо поиски вести, многое, ОЧЕНЬ многое изменилось, конечно, знала, когда брала тут в январе тот другой тайник. Из инета дополнительно почерпнула информацию, что в 2012 году приняли решение провести здесь масштабную РЕКОНСТРУКЦИЮ – новые аллеи заложить, новую сеть дорожек создать, декоративные фонари и скамейки-лавочки поставить, детские и спортивные площадки устроить, набережную облагородить, кафе построить, аттракционы разные открыть. Так и сделали! И теперь этот ПАРК НЕ УЗНАТЬ! Совсем не тот он, что был в год создания тайника!!! Как никак 11 лет утекло с тех давних пор!

И теперь главная аллея тут выложена тротуарной плиткой, а аллеи поменьше (но с фонарями!) и МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НОВЫЕ дорожки с бортиками по бокам засыпаны красноватым сыпучим материалом – то ли гравийной крошкой, то ли тенниситом (не специалист я в этой области). И это именно дорожки, а не тропы, как были раньше.

А к чему я это всё говорю тут? А к тому, что сложно, очень сложно теперь понять-ориентироваться в авторской легенде прохождения маршрута к заветному канализационному люку! =((( Да, кстати, об этом многие игроки пишут, начиная уже с 2012–2013 года!
И ещё, конечно, очень сбивает с толку авторская терминология – то аллея, то тропа, то крупная тропа. Причём то, что в одном задании называется «аллеей» (там, где четыре надо отсчитать слева), сейчас (да, думаю, и раньше!) никак аллеями назвать нельзя. Это типичные ДОРОЖКИ, которые раньше, наверное, были тропами. Да сейчас их и НЕ ЧЕТЫРЕ, где надо свернуть к кривоватой берёзе, а БОЛЬШЕ. И сама та берёза стоит не на пересечении этих дорожек и НЕ ПОСЕРЕДИНЕ АЛЛЕИ, а сбоку, потому что новая сеть аллей-дорожек изменилась (на фото в фотоальбоме это видно).
Кстати берёзу эту приметную я довольно легко нашла, А вот дальше… За ней надо «идти прямо до первого перекрёстка». А куда прямо? Там эта условно 4-я «аллея»-дорожка на более крупной, собственно аллее и заканчивается. А от аллеи в этом месте под углом начинается другая дорожка. Ну, вот по ней я сначала и пошла до первого «перекрёстка» - а он довольно близко. Слева там всё насколько могла обходила-обшарила. Не нашла нужного люка. Правда, пишут, что он теперь не выступает, а ВРОВЕНЬ с землёй. А трава там везде довольно густая и высокая. Весной-осенью, наверное, проще искать. Прошлась несколько десятков метров дальше «прямо»– до пересечения со следующей аллеей – обнаружила там люк, но не тот.
Но я и в других во всех возможных направлениях от этой берёзы на всякий случай прошла, поискала. Но там, мне показалось, точно не может быть. Да и не «прямо» это в моём представлении.
Долго ещё бродила по парку, прочёсывая местность. Нашла несколько люков. Два с зелёными крышками. Но явно не те – на них цифры читались довольно хорошо. Дома, зная год рождения Черемухина, прибавила к нему две комбинации сумм чётных цифр с этих люков. Проверила получившиеся две даты в интернет-текстах по истории вертолётостроения. И, о, чудо! Одна оказалась искомой! Потом уточнила у двух бравших тайник раньше игроков, и они подтвердили правильность года.
Но сколько же времени было затрачено!!! И всё потому, что на местности произошли ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, и авторская легенда маршрута в своей также значительной части перестала соответствовать местности. Игроки пишут, что и фотография тайника давно уже не соответствует реальности.

В авторском примечании к тайнику написано: Почему так запутано? - В авиации все непросто, хотя и подробно описано :) А я вот думаю, если бы действительно в авиации было всё ТАК запутано, то самолёты просто не долетали бы до пунктов назначения и пропадали бы где-то в пространстве, как в Бермудском треугольнике!

Поэтому, уважаемый автор Timofey, ну, пожалуйста, внесите необходимую КОРРЕКТИРОВКУ в тайник! Чтобы игроки «долетали» до финалки, а не терялись в Бермудском треугольнике этого парка! А тайник по информационной и исторической составляющей, бесспорно, интересен и познавателен.
avantis (28.04.2019 09:35:23)
Steelrat🐭 (20.03.2019 06:05:09)
GAB (20.03.2019 00:01:56)
Vlad374 (17.01.2018 06:24:05)
Decreed (29.10.2017 11:22:28)
Aleslav (20.06.2017 21:34:10)
0k0 (17.04.2016 23:59:01)
Hen (31.03.2016 00:35:41)
mmm1863 (31.03.2016 00:21:01)
pupanoid (20.12.2015 22:04:18)
Solo (02.08.2015 22:53:21)
BeTeP (12.11.2014 18:35:33)
DarkElf (28.02.2014 12:24:24)
chipik (29.07.2013 18:25:38)
gremling (09.06.2013 23:48:54)
SergLD (19.05.2013 13:13:24)
Баранья Нога (01.09.2012 23:12:25)
Mr.Rain (07.06.2011 13:52:01)
BECHA (04.05.2011 01:10:34)
Упорный (27.04.2011 23:02:38)
DisaV (24.04.2011 00:04:54)
Упорный (22.02.2011 20:57:51)
fiascko (05.10.2010 12:50:38)
Almost Team (23.06.2010 23:45:26)
Sage (22.06.2010 12:48:57)
Timofey (31.05.2010 23:36:13)
Shun (29.11.2009 20:15:05)
CATENa (18.08.2009 13:20:07)
камарио (18.06.2009 10:45:34)
komflex (15.06.2009 14:08:27)
Sleeper (01.06.2009 00:27:07)
Spelik (26.04.2009 19:00:26)
mikmak (25.04.2009 18:09:51)
Lupin (12.04.2009 18:53:13)
Инструктор (17.11.2008 09:58:22)
Susanina (16.11.2008 16:15:38)
Jery (09.10.2008 21:44:33)
Vold (12.09.2008 14:56:27)
Sage (12.09.2008 00:01:38)
Штирлиц и Кэт (31.08.2008 18:42:17)
опелевод (25.08.2008 14:49:16)
ЖЖ и Chuma (25.08.2008 11:39:25)
carpet (25.08.2008 11:32:07)
Timofey (23.08.2008 18:55:59)
Скиф_СВ (23.08.2008 01:07:34)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.