Автор: isilgan
Создан: 16.08.2008
Опубликован: 16.08.2008
(отредактирован: 03.10.2014)
Компаньоны: МЕЛ, газета "Вечерний Челябинск" (Ольга и Александр)
Описание окружающей местности
Свадьба у гроба - счастья не будет
Если верить легенде сказительницы Серафимы Власовой, этот гроб выдолбили из гранита работные люди в память об отважном парне Самсоне. В далёкие демидовские времена он работал в шахте. Был человеком добрым, честным, сильным духом. Безответно любил девушку Дуню, и когда та собралась замуж за другого, помог всем миром собрать ей в приданое сундук с самоцветами. Прознав про это, управляющий заводами Расторгуев силой завладел сундуком. Восстал Самсон против произвола, поднял за собой народ, но погиб в неравной борьбе с супостатами. .......
«В этом гробу лежат двое молодых людей, которым родители не дали пожениться», «Двое влюблённых крестьян сбежали от помещика, их догнали и убили» - такие приблизительные ответы я услышала от молодых людей в браке или на подходе к нему. Но больше половины опрошенных сказали, что Самсонка -это девушка. А одна невеста предположила, что это вовсе не гроб, а... лодка. Якобы на ней влюблённые сбежали и утонули. Услышь такое, Самсон точно бы перевернулся в гробу. Вывод неутешительный: почти все тупо следуют традиции, о сути которой не ведают. Старые люди говорят, что нельзя в день свадьбы ездить на кладбище и тревожить души мёртвых - счастья не будет. И ещё надо избегать касаться похоронной утвари. А как ещё назвать вышеописанное, как не плясками на крышке гроба? Уверена, кто-то возразит - традиции рушить нельзя. Но, исходя из здравого смысла, можно попробовать их изменить. Пусть мёртвое останется мёртвым.
Кыштымский рабочий, 07 июня 2008 года, №62 (11491), стр. 02
Свадебный поцелуй у... гроба!
Эту праздничную процессию мы увидели при въезде в Кыштым. Играли свадьбу. И по давнему обычаю молодожены приехали к Самсонкину гробу: Удивительный камень появился здесь много лет назад. Говорят, жил в давние времена горный рабочий Самсон. И крепко любил девушку Марью. Она отвечала ему взаимностью. Только их любовь никак не устраивала демидовского приказчика Ивана Селезнева - подручного "кыштымского зверя" Григория Зотова. Для зотовских утех держал приказчик Марью. И однажды силой утащил ее в охотничью избушку, а сам с другими надсмотрщиками подстерег и убил красавца Самсона. Только не досталась Марьюшка ни Зотову, ни Селезневу. В ту же страшную ночь неведомым образом исчезла она из поселка. Потом стали поговаривать, будто видели ее. Да не одну, а с красивым, высоким парнем, очень похожим на Самсона.
Кинулись зотовские прихвостни-убийцы раскапывать яму, куда они бросили мертвого Самсона, а там только камень, очень похожий на гроб, лежит. Теперь он встречает всех въезжающих в Кыштым, как память о любви, пересилившей разлуку и смерть. ....
В Кыштыме пытаются поломать устоявшуюся традицию, когда молодожены в обязательном порядке едут после регистрации к Самсонкиному гробу.
Мимо трехметрового валуна, лежащего у дороги на Аргаяш в 15 километрах от Кыштыма, пролетают в день сотни машин. По пятницам к нему приезжают целые кавалькады автомобилей, украшенных лентами, шарами и куклами, выстраиваются вдоль обочины.
Выходят молодожены, фотографируются. Свидетели или просто ловкие парни лезут на деревья и повязывают вокруг березового или елового ствола какую-нибудь ленточку. Знак того, что любовь, закрепленная у Самсонкина гроба, будет до... гроба. Когда возникла эта традиция, никто не знает. Но последние несколько десятилетий молодые (в основном из Кыштыма, а порой и из Аргаяша и Озерска) едут к Самсонкиному гробу.
Самсон без Далилы
Откуда он появился? В честь какого Самсона назван? У уральской писательницы Серафимы Власовой есть сказ "Сугомакская легенда". Из него мы узнаем о "демидовском наборе" - подневольных из Смоленской губернии, которых заводчик Акинфий Демидов пригнал на Урал поднимать отечественную промышленность. Был среди них парень Устин. Тогдашний управляющий купец Лев Расторгуев за стать и силу прозвал его Самсоном.
Устин по прозвищу Самсон был альтруистом: за просто так людям помогал. Полюбил он свою землячку Дуньку. А та отдала сердце другому парню - Евсею. Самсону бы возмутиться, а он, напротив, принялся собирать приданое на чужую свадьбу. И однажды приволок к Дунькиной избе кованый сундук с самоцветами. А дальше все пошло наперекосяк. Угнетатели в виде управителя и приказчика сундук украли. Самсон это дело прознал, сундук у воров увел, а вместо него камень поставил - прямоугольный. Потом поднял восстание, обратившись к соратникам со словами: "Братцы, не слезами, молитвами надо воли добиваться, а вот чем, - и он кулак свой показал, - грудью, кровью, а ежели придется, как покойный Емельян". Восстание подавили, Самсон погиб. "И тогда в память о нем работные, что от страшной бойни уцелели, из гранита гроб долбили и на проезжей дороге, как на могиле, поставили его".
Что касается Дуньки, то ей вроде как уцелеть удалось - сбежала. С самоцветами или без, неизвестно. А тот камень, прозванный Дунькиным сундуком, стоит на лесной дороге недалеко от Самсонкиного гроба. Словом, путаная и мутная история. О том, как Устин стал Самсоном, а Дунька никогда не была Далилой.
Замуж через гроб
Более похожа на реалии другая версия происхождения гранитного памятника. Но уж больно прозаичная. То ли в 60-х, то ли в 70-х годах прошлого века делали примыкание к основной трассе. Экскаватор выгреб длинную, тяжеленную, странной формы глыбину. Везти ее куда-то было накладно. Вот и оставили у края шоссе. Вскоре подоспели доброхоты-язычники и покрасили "ископаемое" в три "гробовых" цвета - сверху белым (вроде как саван), внизу красным (характерная обивка), посередине черным (знак траура). Сам камень представляет собой валун оригинальной формы со слегка волнистой поверхностью. Кому напоминает верблюжью спину, кому - подводную лодку, а большинству - гроб.
Весь камень испещрен датами и автографами: "Здесь были Гуля и Петя", "Вадим и Венера", "Тимур и Аня", "Шумовы и Глуховы были здесь". Вокруг окурки, разбитые бутылки, засохшие цветы, оберточная бумага от свадебных букетов. Все расположенные по соседству березы обмотаны тряпками, лентами, полиэтиленовыми пакетами - бересты не видать. Тряпочные свидетельства любви и верности достигают такой высоты, на которую разве что белки взобраться могут...
Вокруг безлюдно - только машины пролетают. А фотографировать гроб, пусть даже каменный, без людей как-то неэтично. И тут на удачу показалась пара с корзинками. Мужчина оказался подданным страны, принимавшей Олимпиаду. К Самсону никакого отношения не имел. Зато его спутница - Снежана Мещерякова охотно поведала, как десять лет назад она в ходе собственной свадебной церемонии бывала на этом месте и распила тут бокал шампанского. Пока она рассказывала, китаец - продавец местного рынка, представившийся Иваном (а в действительности его зовут Ван-Юнти), сидел в траве и разбирал собранные опята.
- Очень грибы наши любит, - сообщила Снежана, - вот и напросился с нами. Только остальных найти не можем. Где-то затерялись... Ой, а вон Ирина идет.
Следом из леса вышла еще одна грибоискательница - Ирина Сергеева. Как выяснилось, и ее 12 лет назад не миновал Самсонкин гроб. Тоже здесь шампанским причастилась. И тоже затем разошлась. Через четыре года.
- Плохая примета, - сокрушается Ирина, - у меня и сестра развелась. Тоже замуж сходила через этот гроб.
Но нет худа без добра. У Снежаны и Ирины растут от тех браков дети - дочь и сын. Уж они точно не станут связывать свои судьбы с камнем на обочине.
И тому есть начало. Когда председатель молодежного комитета Анастасия Калачева в очередной раз вышла с ребятами на уборку вокруг этой гранитной каменюки, она впервые задумалась: "А почему, собственно?!"
- В самом деле, - до сих пор недоумевает Настя, - почему мы убираем за взрослыми дядями и тетями, которые считают, что именно здесь и именно таким образом надо отмечать свое бракосочетание?
Не без подсказки Анастасии был созван "круглый стол", где решили отказаться от посещения молодоженами Самсонкиного гроба и предложить им ездить в городской сад имени Пушкина. Первую свадьбу в августе там уже сыграли. Фамилии горсадовских молодоженов называть не будем. Чтоб не сглазить.
...Когда мы покидали Самсонкин гроб, наши новые знакомые все еще оставались у его подножия. Не потому что устали. Дожидались четвертого спутника. Как его настоящее имя, мы так и не узнали. Только вместе со всеми покричали: "Слава, Слава!!!" Будем надеяться, что отзовется: китайцы быстро привыкают к русским именам. И Самсонкин гроб не настолько коварен, чтобы в его окрестностях заплутался представитель дружественной нам Поднебесной.
Виктор Рискин
Челябинский рабочий, №168 (25774), 12 сентября 2008 г.
Мы слышали еще одну версию:
В 1861 году этот камень для производственных нужд везли в г.Кыштым. На подъезде к Кыштыму до людей донеслась весть об отмене крепостного права. Они бросили этот камень на дороге и разъехались по домам.
Камни действительно приметные. Находятся прямо у от дороги. К Самсонкиному гробу ездят свадьбы. Дунькин сундук поражает своими размерами. Примечательно, что эти два камня объединяет одна легенда. Поэтому и тайник объединяет эти камни одним шагом.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: