Недалеко от выезда из города Саратова в сторону Вольска находится пересечение двух очень оживленных дорог. Железной, по которой в сутки проходит несколько десятков составов, и автомобильной, где за тот же срок проезжает не менее 30 тысяч машин. Долгое время тут был простой переезд, и постоянно стояли вереницы ожидающих зеленого светофора автомобилей. Теперь здесь путепровод. Какое-то время после постройки он был еще и самым первым платным в наших краях. Но этот «эксперимент» был прекращен, сейчас проезд по нему бесплатный. Железная дорога, которую пересекает путепровод, не совсем обычная. Она строилась намного быстрее всех других в наших краях. А, может быть, любых других, что прокладывались в стране. Летом 1942 г. фашистские войска, развивая наступление на Сталинград, перерезали все железные дороги, которые вели к этому городу по правобережью Волги. Однако, предвидя такой ход событий, советское командование еще в январе того года дало распоряжение строить «рокаду», новую железнодорожную линию Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Сталинград протяженностью 978 км, которая обеспечила бы транспортировку войск и грузов вдоль Волги к возможному будущему фронту. Задание было чрезвычайно важное и срочное, а потому уже в феврале, несмотря на снега и морозы, изыскательские партии начали выбор трассы. В апреле полотно под укладку рельсов готовили 13 тысяч военных строителей и 3,5 тысячи местных жителей с 790 подводами, мобилизованных на стройку. Вскоре к ним присоединились 100 тысяч заключенных, прибывших из различных мест страны, в том числе и с крайнего востока. Люди работали по 14 часов в сутки. Строительной техники почти никакой - лопаты, кирки, тачки, носилки. Не хватало продуктов питания, рабочей одежды, медикаментов. Жили в палатках, в наспех сколоченных бараках. Нередко случались налеты вражеской авиации. Местами рельсы укладывали прямо на кое-как подготовленный грунт. Но так или иначе 7 августа 1942 г. по новой дороге пошли первые поезда. Главный участок «рокады» от Саратова через Петров Вал и до станции Иловая, что была рядом со Сталинградом, был построен за 132 дня. Железнодорожникам удалось вывезти из города, к которому уже приближались фашисты, 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными, беженцами. Одновременно по этой дороге стали перебрасываться резервы на левый фланг врага, что потом во многом обеспечило победоносный исход исторической Сталинградской битвы.
Источник: Д.С. Худяков. Хвалынская «кругосветка»: Книга для дорожного чтения. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2006
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: