По преданию, это село было основано более трех столетий назад мордовскими поселенцами, которые причалили к каменистому берегу Волги, поросшему дремучим лесом. И вскоре на горе между двух оврагов выросло небольшое село.
Со временем население села стало увеличиваться, здесь оседали беглые крестьяне и мастеровые люди, но свобода была недолгой: при императоре Павле I всех жителей отдали в крепостную зависимость генералу Обольянинову. Этот помещик и построил в центре села в 1812 году деревянную церковь, которую освятили в честь свято¬го Димитрия Солунского. Вскоре Мордовое настолько разрослось, что в 1844 году рядом с маленькой деревянной церковью началось строительство нового каменного храма с колокольней.
К концу ХIХ века здесь насчитывалось около 2800 жителей. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне жили земледелием, рыбной ловлей, мелкой торговлей, плетением корзин, извозом. Наиболее предприимчивые занялись судоходством. Мимо большой пристани в Мордовом ежедневно курсировало свыше 200 больших и маленьких пароходов. Так как суда в то время ходили на дровяном топливе, прибрежные густые леса очень быстро поредели, а вскоре их и совсем вырубили.
В 1892 году настоятелем храма в Мордовое назначили иерея Олимпа Диаконова, известного миссионера, входящего в саратовское Братство Святого Креста. За то время, что отец Олимп служил в храме и преподавал Закон Божий в церковно-приходской и земской школах, местные жители успели полюбить ревностного и образованного священника. Отец Олимп был дружен со священномучеником Михаилом Платоновым, основавшим в революционном Саратове движение «За веру и порядок», и как и святой Михаил был расстрелян в 1919 году на саратовском Воскресенском кладбище.
Храм в селе Мордовое также постигла мученическая участь. Его закрыли в 20-е годы ХХ века, почти полностью уничтожили внутрихрамовую роспись (до наших дней уцелело лишь несколько фресок), с купола сняли кресты, а колокольню разобрали на кирпичи, которыми заложили оконные проемы. Сровняли с землей и церковное кладбище. Рядом с храмом миссионеры нашли часть надгробия с могилы священника Павла Васильевича Платонова, скончавшегося в 1915 году. Молитвенная жизнь в храме возобновилась лишь несколько лет назад: раз в две недели в Мордовое приезжает священник из Красноармейска и служит молебны, на которые приходит немногочисленная группа местных жителей.
Старожилы поведали и о судьбе последнего настоятеля храма. Его вместе с церковным старостой арестовали. Та же участь ожидала всех прихожан — тех, кто осмелился поставить свою подпись под прошением о восстановлении храма. По этому списку их и увозили по ночам. Псаломщику удалось избежать ареста. Он согласился играть спектакли в сельском доме культуры, который разместился в церкви. Сцену поставили на месте алтаря, но после нескольких представлений псаломщик повесился. Дом культуры закрыли, отдав здание под зернохранилище, и на его стенах стали появляться памятные надписи вроде: «Тут были мы». После развала колхоза здание опустело. Спасаясь от жары, сюда заходили коровы, пасшиеся неподалеку, и также оставляли следы своего пребывания.
Постепенно из центра он «переместился» на окраину: Волга поглотила значительную часть села и приблизилась к храму. Теперь его от обрыва отделяет не более 100 метров. Горы медленно тают, и с каждым годом река все ближе и ближе подходит к селу, и когда-нибудь совсем может смыть его с лица земли.
Тает и село. Сейчас здесь проживает около 500 человек — большая часть приезжает сюда только на лето. Оставшись без работы, люди потянулись в город. Туда же устремляет свои взоры и молодежь, обрекая деревню на медленное.
Святой великомученик Димитрий Солунский.
Димитрий Солунский один из наиболее чтимых святых в православном мире, покровитель г. Фессалоника. Греки именуют великомученика Димитрия Мироточцем , т. к. его мощи источали миро, а в византийских текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес великомученика Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти великомученика Димитрия. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой.
Описание составлено по материалам сайтов: http://old.rspu.ryazan.ru/ http://www.sedmitza.ru/ http://www.eparhia-saratov.ru/
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: