Автор: Mac
Создан: 15.06.2008
Опубликован: 20.06.2008
(отредактирован: 28.01.2020)
Компаньоны: Andriss
Описание окружающей местности
Башлачев Александр Николаевич (27 мая 1960, Череповец, Вологодская область —17 февраля 1988, Ленинград), российский поэт, автор и исполнитель песен. Не смотря на то, что в Череповце он провел большую часть жизни, почему-то больше известен все же в С.-Петербурге, где прожил последние годы. СашБаш был одним из наиболее значительных явлений, когда-либо возникавших на отечественном музыкально-поэтическом небосклоне. Его многослойные, полные неожиданных ассоциаций и отдаленных аллюзий, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихи-песни, в которых архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество сосуществовали на равных. Этот почти не похожий на рокера поэт с гитарой, к грифу которой привязаны колокольчики (одна из отличительных черт его творчества), по манере исполнения стоял ближе к Высоцкому (которого он любил и ценил), чем к Гребенщикову (которого он тоже любил и ценил). Он пронёсся по небосклону русского рока шальной кометой, ослепил и ошеломил тех, кто его услышал и понял - и выбросился из окна двадцати восьми лет отроду.
Рука на плече. Печать на крыле. В казарме проблем - банный день, промокла тетрадь. Я знаю, зачем иду по земле - Мне будет легко улетать. («От винта!»)
Учился в Череповецкой средней школе. С 1977 работал на Череповецком металлургическом комбинате художником. В 1978 уволился и поступил в Уральский государственный университет (г.Свердловск), на факультет журналистики. Окончив который, вернулся в родной город и даже устроился на престижную работу - корреспондентом в газету "Коммунист". Его первые песни для местной группы «Рок-сентябрь» незамысловаты, в них очень сложно разглядеть человека, который станет символом целого направления в музыке 80-х. На рубеже 1950 - 1960-х гг. в России родилось новое искусство - «песенная поэзия», бардовская песня. Примерно полутора десятилетиями позже рядом с нею встала рок-поэзия. Между ними не так уж просто провести границу. Почему, скажем, когда Александр Градский, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков или Александр Башлачёв поют свои песни под гитару, то это всё-таки рок, а Владимир Высоцкий или Михаил Щербаков, даже если записываются в сопровождении электроинструментов, остаются бардами? Или вальс, казалось бы, к рок-музыке уж и вовсе никакого отношения не имеет, - но и у Башлачёва, и у Гребенщикова есть песни в ритме вальса... Видимо, принадлежность к року определяется не музыкой, а мировоззрением. Сейчас это определение переходного от бардовской песни к рок-музыке стиля почти не употребляется. Как рок-барды начинали многие - и Шевчук, и Цой с Рыбой отыграли ни один квартирник, прежде чем собрали настоящие группы. Да, без квартирных концертов то время не представишь. После одного из таких концертов в Череповце жизнь Башлачева перевернулась. Впрочем, это был не совсем концерт, просто дружеские посиделки. В сентябре 1984 года Артемий Троицкий (да, тот самый, который был редактором русского "Playboy", вел музыкальную рубрику в "Cosmopolitan") приехал из Москвы в Череповец в гости к приятелю Леониду Парфенову (да, тот самый, который вел "Намедни" на НТВ). Парфенов познакомил Троицкого со своим другом Сашей Башлачевым, а вечером СашБаш, как называли его друзья, спел для московской культовой знаменитости несколько песен. Это было первое исполнение "Времени Колокольчиков".
"И пусть разбит батюшка Царь-колокол - Мы пришли с черными гитарами. Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл Околдовали нас первыми ударами. И в груди - искры электричества. Шапки в снег - и рваните звонче-ка. Рок-н-ролл - славное язычество. Я люблю время колокольчиков".
Троицкий был удивлен неизвестно как выросшим в северной глуши поэтом и сказал, что ему нужно срочно ехать в столицу, что там его песни примут "на ура". Через несколько недель Башлачев уже был в Москве, каждый вечер Троицкий водил его к кому-нибудь в гости, где Башлачев давал концерт. Вообще есть люди, в квартирах которых переиграли, наверное, все столпы русского рока, включая Башлачева, Майка, Юрия Наумова, Егора Летова, Янку и многих других. На квартирниках можно было познакомиться с совершенно неожиданными людьми: музыкантами, поэтами, журналистами, актерами, режиссерами и хотя бы что-то заработать. А песни Башлачева вообще дошли до широкого слушателя только благодаря записям этих подпольных концертов. Ведь Башлачев сделал лишь одну студийную запись - на даче у Александра Липницкого. Правда, оригинал сам же потом и уничтожил: был недоволен результатом. Ему всегда хотелось собрать настоящий ансамбль, чтобы и баян, и гитары, и барабаны, и синтезатор, и ложки, и бубен - такой русский рок-н-ролл. Чутье на подвело Троицкого - СашБаша приняли с восторгом и в Москве, и в Ленинграде, он играл квартирники и в Сибири, и в средней Азии. А сколько песен написал в этих поездках. Пик его творчества пришелся на 1985 год. Маленькая былина "Ванюша" приводила слушателей в ступор - вывернутая наизнанку русская душа со всеми ее противоречиями, рваными краями, уродством и красотой. Башлачев, не самый великий гитарист и певец, забывал обо всем, когда пел "Ванюшу". Очнувшись с последним аккордом, он и слушатели замечали, что гитара в брызгах крови, что СашБаш разбил пальцы, что у всех слезы на глазах и ощущение исповеди в сердце. У древних греков для такого воздействия было точное определение - катарсис (очищение через душевное переживание, сопереживание героям). В 1986 году он окончательно выбрал Ленинград местом жительства. Там он вступил в местный рок-клуб, участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», работал в знаменитой котельной «Камчатка». Весна 1987 - съемки в документальном фильме А.Учителя "Рок". В процессе съемок от участия в них отказался. Из фильма убраны все кадры с участием Башлачёва. Основное событие этого же года - с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз: "Надежда". С августа уже новых песен не писал, пребывал в постоянной депрессии, совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне V фестиваля). В сентябре начались съемки в фильме "Барды покидают дворы", от участия в которых в процессе работы отказался. 17 февраля 1988 года Башлачев выбросился из окна 9 этажа ленинградской квартиры друзей. Его похоронили на Ковалевском кладбище (3 квартал, 3 участок), где он когда-то совсем недолго работал - разгребал снег. У его могилы растет дерево, к которому поклонники привязали много колокольчиков – их печальный перезвон можно слышать даже при легком ветерке. Позднее в том же году родился его сын Егор.
За считанные годы Александр Башлачев создал около пятидесяти песен, хотя некоторые из них песнями не назовешь - каждая из больших вещей Башлачева ("Ванюша", "Егоркина былина") содержит в себе целый мир, как эпические поэмы древности. Ранние песни Саши были написаны под непосредственным влиянием В.Высоцкого, А.Галича, М.Науменко ("Зоопарк"). Однако к 1984 году (время переезда в Ленинград и вступления в рок-клуб) он был уже абсолютно самостоятельным, ни на кого не похожим поющим поэтом. Его же влияние заметно в ранних песнях К. Кинчева («АлисА»), В. Цоя («Кино»), Д. Ревякина («Калинов Мост»), С. Задерия («НАТЕ! »), Янки (Яна Дягилева) других.
Музей А. Башлачёва был открыт в феврале 2002 года в библиотеке №5 на окраине города Череповца. Он представлял собой маленькую с высоченным потолком комнату, похожую на колодец. Там стоял стол русского поэта А. Башлачёва и висели на стендах ксерокопии фотографий, рукописей, в углу – гитара и берёзка. Экспозиции, по сути, не было, но даже туда приходили, приезжали со всей России. В 2009 году библиотеку затопило. Для тех, кто приезжал, экскурсию не проводили, а открывали комнатку, запускали, и после снова закрывали.
Возрождать музей в новом помещении пришлось силами и средствами энтузиастов практически с нуля. Новый музей был открыт 1 ноября 2009 года. Он расположился в здании Центральной нотно-музыкальной библиотеки №11. Над его художественным оформлением работали молодые художницы Ирина Поспелова и Надежда Исаева. Посетителей музея встречает стена с 8-ю стендами фотографий, которые рассказывают о жизни Саши. Это содержательная фотобиография, где как минимум половина фотографий подлинные. Снимки разных лет из архива семьи Башлачёвых предоставила и помогла их хронологически выстроить сестра поэта – Елена Башлачёва. В небольшой светлой комнате, одна стена которой стеклянная, располагается сам музей. С внешней стороны стеклянной стены стоит берёзка с колокольчиками, напоминающая берёзу на могиле, а с внутренней стороны – стол с рукописями, письмами Башлачёва, с его журналистскими статьями 1983 года для газеты "Коммунист" (с 1990-х годов – газета называется "Речь"). В папке на столе собраны статьи о творчестве А. Башлачёва, в другой папке копится материал по истории музея: открытие, встречи, концерты. Центральное место в музее занимают два стенда "Поезд" и "Комната А.Башлачева". На стенде "Поезд" воссоздано купе поезда Свердловск-Ленинград, на котором музыкант очень часто путешествовал и о котором писал в своих песнях. Для композиции "Комната" семья Александра передала музею письменный стол поэта, за которым он работал. Над письменным столом – полка с книгами любимого писателя Александра – Владимира Маяковского. Остальные вещи (печатная машинка, пепельница) – воссоздание "как бы могло быть". Отдельный стеллаж – личные вещи поэта: фотоаппарат и знаменитые колокольчики. За три года музей объединил под своей крышей большой круг творческих людей, став своеобразной концертной площадкой, одним из культурных центров Череповца. В музее проходят встречи, концерты памяти, туда приходят и приезжают его друзья. В музее побывали Л. Парфёнов, А. Липницкий, А. Чернецкий (гр."Разные люди"), Борис Гребенщиков. В планах музея создание отдельной комнаты для творческих встреч с писателями и музыкантами, интерьер которой будет стилизован под советскую квартиру 80-х годов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: