Йоканьга. Последний теплоход [VI/3562]

"Клавдия Еланская" у причала в Мурманске
"Клавдия Еланская" у причала в Мурманске
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Мурманская обл.
Ближайший нас.пункт
Островной, Гремиха
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 4
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 5
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Утро в Гремихе
Утро в Гремихе
Дома ЗАТО Островной
Дома ЗАТО Островной
Остров Витте - один из гряды, закрывающей бухту Йоканьга от волн океана
Остров Витте - один из гряды, закрывающей бухту Йоканьга от волн океана
На палубе "Клавдии Еланской" во время рейса
На палубе "Клавдии Еланской" во время рейса
Автор: Железнодорожник
Создан: 04.01.2008
Опубликован: 10.01.2008
(отредактирован: 14.01.2008)
Компаньоны: Инструктор

Описание окружающей местности

      Еще 15-20 лет назад в западной части бассейна Северного ледовитого океана существовала развитая система пассажирских судоходных линий. Белоснежные теплоходы отправлялись из Мурманска и Архангельска в Кандалакшу, Шойну, Индигу, Нарьян-Мар, многие другие поселки и деревни на берегах Белого и Баренцева морей.
      Сейчас ряд населенных пунктов на побережье покинут, в других резко сократилось население. Для многих поморских сел прилетающий один-два раза в неделю 12-местный Ан-2 остался последней связью с Большой Землей. Теплоходы отправлены на переплавку или проданы в другие страны.
      Но среди всей этой разрухи каким-то чудом выжила последняя пассажирская морская линия в Баренцевом море – от Мурманска до бухты Йоканьга, где стоят два поселка – Островной и Гремиха. Последний теплоход – «Клавдия Еланская» каждые 5 дней, летом и зимой, отправляется в 400-километрове плавание вдоль стылых берегов Кольского полуострова.

      Спасло эту линию то обстоятельство, что в бухте Йоканьга находится военно-морская база Северного флота, в которой до недавнего времени базировались атомные подводные лодки. Аэропорта там нет, а население и гарнизон (всего около 3000 человек) надо как-то снабжать и возить на Большую землю. В итоге с Мурманским пароходством был заключен долговременный договор на выполнение рейсов в бухту Йоканьга.
      Островной и Гремиха – закрытое территориальное образование. На этот рейс билеты продают только при наличии пропуска, но можно договориться и совершить рейс без права выхода на берег. Пару лет назад несколько рейсов в год (летом) продлялись до Архангельска, становясь доступными для всех желающих, но сейчас из-за отсутствия договоренности с Архангельской областью о дотациях, эти рейсы сокращены до Чапомы.

      Северный берег Кольского полуострова, несмотря на суровость климата, был заселен с древних времен. В 1608 - 1611 годах царский писец Алай Михалков вместе с дьяком Василием Мартемьяновым совершил путешествие по Лапландским землям, упомянув в описании 15 саамских погостов, в том числе старинные саамские селения на Йоканьге и Вороней. В тот же период здесь были основаны поморские становища, а в начале 20 века в удобной закрытой бухте Йоканьга устроена метеостанция, возник небольшой поселок Гремиха
      6 марта 1918 года в Мурманске высадились английские солдаты. Вслед за ними на побережье появились французы, американцы. Началась интервенция Кольского края. Белогвардейцы и интервенты устроили здесь 12 тюрем. В Йоканьге была самая страшная тюрьма на Кольском полуострове - неподалеку от радиостанции наспех были построены бараки и землянки, куда втиснули более тысячи заключенных. Йоканьга была выбрана местом каторги потому, что отсюда было невозможно бежать.
      В том месте, где стояли бараки Йоканьгской тюрьмы, в 1927 году воздвигнут памятник. Из гранитных валунов выложено основание. Железные решетки и стальные цепи как бы напоминают о тех мучениях, которые перенесли узники. Сверху обелиск, на котором высечены слова: "Жертвам интервенции вечная память". По периметру памятника захоронены около 200 черепов погибших узников Йоканьгской каторжной тюрьмы.

      В конце 30-х годов руководство СССР активизировало усилия по обороне северных рубежей страны. Для защиты коммуникаций на подступах к Белому морю, предполагалось создать в Гремихе сильную военно-морскую базу. Первые строители на теплоходе "Аракс" прибыли в Йоканьгу в мае 1940 года. Кроме того, этим же транспортом сюда были привезены пять двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть автомашин, трактор и 12 лошадей.
      С началом войны, 22 июня 1941 года, командующий Северным флотом контр-адмирал Арсений Григорьевич Головко подписал приказ о создании Йоканьгской военно-морской базы (ЙВМБ), где ранее базировались пограничные корабли. База создавалась по единому генеральному плану, разработанному Главным морским штабом на случай войны. В приказе отмечалось, что Йоканьга - это маневренная база для обеспечения боевых действий кораблей флота по обороне подходов к Белому морю и как промежуточный пункт на пути перед ним и Кольским заливом.
      В июле - августе 1941 года стали прибывать в базу сторожевики и тральщики, переоборудованные из рыболовецких траулеров. Они бросали якоря на рейде базы, так как не было ни причалов, ни пирсов. Единственным причалом служил разбитый парусник.
      Осенью 1941 года из Гремихи, где находился в ту пору центр Саамского района, двинулись к линии фронта оленьи упряжки. Жители тундры вступили в оленетранспортные отряды и стали бойцами. Они шли на фронт со своими оленями, нартами, легкими чумами, с меховой одеждой и шкурами.
      В 1944 - 1945 годах корабли Йоканьгской ВМБ тралили свободные ото льда участки пути, несли дозорную службу на входе в Белое море, усиливали охрану конвоев. За всю войну они провели 700 транспортов в зоне своей базы и доставили 2 миллиона тонн различного груза. По внутренним коммуникациям и в зоне Йоканьгской военно-морской базы прошло более 1800 транспортов, самостоятельно совершили переход 1500 судов.

      Уникальность военно-стратегического положения ВМБ, которая обеспечивала контроль над восточной частью Баренцева моря, горлом Белого моря, проливами Маточкин Шар и Карские Ворота, а также наличие прямого выхода в океан и важность решаемых военно-стратегических задач были правильно оценены высшим военным руководством страны. Поэтому ВМБ и город, несмотря на колоссальные затраты, связанные с их содержанием, продолжали успешно функционировать и развиваться в послевоенные годы. Началось активное строительство и освоение новой техники. В строй ВМФ начали поступать новейшие в те времена - атомные подводные лодки.
      Именно в Гремиху пришла 20 июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка К-3 «ленинский комсомол», совершил поход подо льдами Северного ледовитого океана к Северному полюсу. Впоследствии здесь была сформирована бригада АПЛ. Вскоре здесь же обосновались и ракетчики, возник поселок Островной.

      Расцвет базы и поселков пришелся на 1980-е годы. В период разрухи и сокращения флота Гремиха стала переживать не лучшие времена. К началу нового столетия все боеспособные подводные лодки были переведены в другие базы, а корпуса списанных постепенно отправляли на разделку в Мурманск и Североморск. Последний раз слово Гремиха «прогремело» на всю страну 30 августа 2003 года, когда в Баренцевом море затонула АПЛ К-159 с перегоночным экипажем на борту, буксируемая к месту утилизации.

      Сейчас ходят разговоры о снятии с Островного и Гремихи статуса ЗАТО и ликвидации поселков. Когда это произойдет, исчезнет и последняя пассажирская линия в Баренцевом море…

При написании текста были использованы материалы исторической справки на сайте Администрации Мурманской области.

За пропусками в ЗАТО Островной следует обращаться в Пограничное управление ФСБ по Мурманской области: 183038, г.Мурманск, Северный проезд, дом 5. Телефоны (8152) 48-75-80, 48-76-26.

Тайник посвещен именно этой последней пассажирской линии на Ледовитом океане. Если Вы получите пропуск и сойдете на берег - в Островном и Гремихе можно найти много интересного, в том числе безымянный памятник подводникам, погибшим в Атлантике на АПЛ К-8 в 1970 г. Гремиха заслуживает своего отдельного тайника.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

AS (24.08.2023 23:09:02)
Оба здания пока живы.
DisaV (25.06.2020 10:40:00)
Вчера, 24 июня 2020, "К. Еланская" отправилась из Мурманска в один из редких "длинных" рейсов - на Терский берег Белого моря. Соответственно, ваш покорный слуга навострил лыжи в Чапому - надеюсь, удастся там высадиться!
Ну а пока мы подошли к причалу Гремихи. Местечко выглядит весьма депрессивно.) Ещё и погода добавляет антуражу - холодно, ветер.
Оба "зачётных" домика на месте, надписи читаются (угадываются) без использования оптики с борта теплохода. Всё выглядит почти так, как и на авторском фото 2008 года.
Привет всем с "Клавдии Еланской".

P.S. За время стоянки судна на разгрузке у причала погода кардинально улучшилась, и местность стала выглядеть гораздо позитивнее.)
Во второй половине дня старпом (классный мужик!) пригласил нас, пассажиров, на экскурсию на ходовой мостик, показал, рассказал про пароход... На мостике как раз представилась возможность воспользоваться биноклем, и я увидел, что одно слово на зелёном доме невооруженным глазом разобрал неправильно (не угадал). Исправился.

Ну а с причала без пропуска в ЗАТО не выпускают, это факт. Чтобы попасть на Святой Нос, нужно либо оформлять в Мурманске пропуск, если хочется на пароходе, либо идти своим ходом от Дальних Зеленцов - тогда пропуск не нужен.
Lybov'&Mixa (03.10.2016 11:29:56)
Stealth (Serg_Club4x4) (08.06.2008 00:59:51)
Stealth (Serg_Club4x4) (10.01.2008 21:35:54)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.