Православная Церковь превосходит все церкви неправославные: во-первых, своей истиной, своим православием, соблюденным и завоеванным кровию апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых; во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению (ровным, прямым и верным путем), что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, Богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасть душу свою, наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. — Где есть такие молитвы, славославия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви? Нигде.
св.прав. Иоанн Кронштадтский
Село Пенино, в прошлом упоминающееся в летописях еще в ХV в. под именем Сумерского погоста, расположено в живописной местности при одноименном озере и окружено с запада и юга холмами и возвышенностями, по которым рассыпаны небольшие деревни, чередующиеся полями и перелесками. Лежит оно в 160 км к юго-западу от С.-Петербурга, в крае, издавна называвшемся в народе округом Самро, до 1927 г. относившемся ко Гдовскому уезду С.-Петербургской губернии, а ныне — к Сланцевскому району области.
В центре округа лежит одно из крупнейших озер нашего края — озеро Самро, площадь зеркала которого составляет одну квадратную милю. С запада и юга озеро окружено болотами, а с севера — лесами. В западной части из него вытекает пучинистая река Сомра, впадающая в реку Долгую. Впервые Сумерский погост с церковью Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в Писцовой книге Шелонской Пятины Господина Великого Новгорода, составленной Феодором Валуевым, под 1498 г. Таким образом, в 1998 г. исполнилось 500 лет с момента первого летописного упоминания погоста. На самом деле, этот погост, вероятно, гораздо древнее и, быть может, даже принадлежит к тем из них, которые были учреждены на Руси еще святой Ольгой в 957 г. “по Лузе реке”. Земли эти, порубежные, пограничные, неоднократно подвергались нападению врагов, о чем безмолвно свидетельствуют могилы рыцарей и шведов, сохранявшиеся еще в начале нашего века. В ХVll в. шведы восемь лет удерживали Сомерскую волость за собою, и лишь по Плюсскому и Столбовскому договорам вынуждены были вернуть ее России. Помнят эти места и воинственные походы в Ливонию и к Нарве великого князя Московского Иоанна lll и царя Иоанна lV Грозного, следовавших через Самру. Войска царя Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Петра Великого шли этим путем из Новгорода к Нарве.
Жители Сомерской волости в быту и языке (наречии) различались на две группы. К первой относились жители восточной и северной частей округа, лежащих по реке Сабе, и у впадения реки Сомры в Долгую. Они представляли собой потомков новгородцев (словен), говорящих новгородским наречием и принадлежащих великорусскому этносу. Около озера Самро и по реке Долгой жил народ коренного чудского происхождения, говорившего “особым наречием, в котором много дикости и поэзии”. Первая упоминаемая в летописи церковь Сумерского (Пенинского) погоста отмечена под 1498 годом. Освящена она была в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ХVlll в. прежняя деревянная церковь, также Рождества Божией Матери (очевидно, ХVll в., уже далеко не первая, выстроенная на этом месте) сгорела, и в 1789 г. прихожанами была выстроена другая, также деревянная. Она была двухэтажной, в верхнем ее этаже был устроен главный престол Рождества Богородицы, в нижнем — приделы Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и св.вмц. Параскевы Пятницы, — издавна почитавшейся в этом крае, из-за расположенного близ церкви чтимого в народе источника святой Параскевы. Антиминс главного придела был освящен митрополитом С.-Петербургским Исидором (Никольским) 27 октября 1862 г., в Крестовоздвиженском приделе — митрополитом С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) 27 мая 1778 года, в приделе св.вмц. Параскевы — им же 31 октября 1784 г.
Торжественным и радостным для жителей всей округи было освящение храма, совершенное 17 августа 1900 г. Преосвященным Никоном (Софийским), епископом Нарвским, викарием С.-Петербургской епархии в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и местного духовенства. Отец Иоанн специально приехал на освящение храма. С Гдовским уездом, которому принадлежало с.Пенино и этой местностью его связывали издавна тесные, как духовные, так и родственные узы. Из Гдовского уезда происходила родом супруга св.прав. Иоанна Кронштадтского, Елизавета Константиновна Сергиева, отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий (ок. 1790 — после 1855), начал свою службу в 1821 году в Кяровской Покровской церкви Гдовского уезда (в 8 верстах от Гдова). В 1832-45 гг. он служил настоятелем Гдовской Пятницкой церкви, был Гдовским благочинным, освящал многие вновь выстроенные церкви уезда, в том числе в с.Ложголово (1836), в 1846 г. был инициатором перенесения древней иконы святого Иоанна Предтечи из с.Кушелы во Гдов. Поэтому священники, состоявшие в родстве с семьей Несвицких (у о.Константина было шестеро взрослых детей), были близко знакомы о.Иоанну, и он часто посещал своих родных в Гдовском уезде. , . На освящение боковых приделов св. Иоанном Кронштадтским также были произнесены слова, к этому же времени относится и освящение им каменной часовни на св. источнике вмц.Параскевы Пятницы, хорошо запомнившееся местным жителям. Тогда же была посажена березовая аллея, ведущая от церкви к источнику. По воспоминаниям старожилов, каждое деревце держали местные крестьяне и опускали в заранее выкопанную лунку, по окроплении св.водой, которое совершал о.Иоанн, идя к часовне между двумя рядами собравшихся на освящение храма крестьян в праздничных одеждах.
В 1900-1910-х гг. храм стал одним из красивейших в уезде. в эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с.Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви. Храм в Пенино в 1930-х гг. был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. Воинство небесной России пополнилось в эти годы именами уроженцев с.Пенино священников-новомучеников о.Валентина Левитского (1867-1937) и о.Арсения Голосова (1969-1937), священника Михаила Виноградова (†1937), уроженца Боровичского уезда Новгородской губ., служившего на Козьей Горе и проживавшего в с.Поречье, священника Филимона Алексеева (1866-1937), уроженца д.Кошелевичи, служившего и проживавшего в с.Самро. В Доложске (Заручье), ближайшем к Доложскому Успенскому скиту приходе, пострадали за веру уроженцы этого села: братья-священники о.Николай Покровский (1866-1937) и о.Иоанн Покровский (1869-1937), — один из них, а другой — служил в с.Рель, а также диакон из Заручья о.Василий Соколов (1878-1937). Судьбы их остались до сего времени в памяти местных жителей и, веруем, православные христиане соберут по крупицам свидетельства о жизни этих мучеников за веру.
В годы войны 1942-44 гг. в храме недолго совершались богослужения, вероятно, “входящим” священником Православной псковской миссии, окрывшей сотни храмов после поругания их безбожниками. Однако, после войны храм остался без службы (действовала лишь расположенная вблизи Пенино Покровская церковь на Козьей Горе, после войны не закрывавшаяся и действующая до сего дня). Сохранившийся иконостас храма был перевезен в 1948 г. в Крестовоздвиженскую церковь с.Ополье, где иконостас был утрачен после закрытия церкви в 1930-х гг., где пребывает до настоящего времени. В бывших церковных домах с.Пенино, рядом с опустевшим храмом, в 1950-х гг. была размещена школа-интернат. Еще хорошо сохранявшийся до того времени храм сильно пострадал от соседства этого интерната. В доме священника разместили клуб и кинотеатр, затем там был устроен школьный склад, ныне от дома остались одни стены. Здание бывшей церковно-приходской школы, отданное интернату, стоявшее к западу от храма и погоста, на краю леса, сгорело около 15 лет назад. Сохранились рядом с храмом новое двухэтажное здание, испоьзовавшееся как спальный корпус интерната, и дом, где прежде жили церковнослужители. До сих пор особым почитанием богомольцев пользуется освященная св.прав. Иоанном Кронштадтским часовня св. Параскевы Пятницы на святом источнике (она лопнула и дала трещины от подвижек грунта в 1950-х — 60-х гг. и требует ремонта). К часовне ведет вековая березовая аллея. Народ называет это место Иорданью и постоянно берет здесь воду, приезжают даже издалека, из Петербурга, и берут воду большими емкостями. Местные жители периодически чистят источник и ухаживают за ним, (особенно после 1960-х гг., когда во время кампании борьбы с Церковью источник был намеренно загрязнен). Величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на суровое время, и сегодня стоит как сказочный богатырь на высокой горе в селе Пенино.
История этого края и местности свидетельствует, что в начале века намоленное за полтысячелетия святое место было избрано как особо благодатное для иноческой жизни, и здесь по благословению св.прав. Иоанна Кронштадтского была учреждена святая обитель и скит. Источник: http://www.rogatka.orthodoxy.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: