Канозеро – гордый и величественный страж доверенных ему суровой природой Севера несметных сокровищ. Не смотря на всю материальную бесполезность этих сокровищ, реальной цены им наверно нет, ибо исполинское озеро охраняет не что иное, как реликвии прошлого, напоминания из минувших тысячелетий и одновременно неразгаданную тайну доисторического времени – петроглифы. Кто они эти петроглифы? Что они означают? Кто, в конце концов, нам их оставил? Изучив немало трудов по данному предмету, мне стало ясно одно: нет ответа! Лично мы со СкитальцемЪ и Майоршей, пожив в окружении этих загадочных следов древней цивилизации, пришли к мнению, что это не что иное, как SMSки. Но для кого? И о чём они? Их смысл остался для нас загадкой. Однако учёные с мировыми именами по сей день не оставляют призрачной надежды разгадать смысл этих «весёлых картинок». Не совсем уверен, что им можно верить (проверить-то не получиться), но с умным видом эти учёные мужи вещают нам вот что: Петроглифы - они же писаницы - высеченные изображения на каменной основе (от греч. petros - камень и glyphe - резьба). Высечены они во времена неолита, мезолита или палеолита сплошными точечными ударами кварцевого отбойника по всей площади, реже - только по контуру рисунка. Не исключено, что они были окрашены, хотя следов этого, разумеется, не сохранилось. Размеры фигур варьируются от крошечных - длиной в несколько сантиметров, до очень больших величиной 2,5-4,1 м. Правда, таких «гигантских» изображений - единицы. Преобладают размеры от 15 до 60 см. Петроглифы могут иметь самую разную тематику - ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших известных времен вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует - петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тесаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах. Всё это понятно – это не сложно выявить при детальном изучении творчества древних мастеров. Но при этом у учёных нет ответа на самые насущные, на мой взгляд, вопросы: - кто конкретно их делал, что за народ? - кто реально на них изображён? - и Главное - ЗАЧЕМ? Кстати вопрос о заключительной фазе наскального творчества тоже остается неразработанным. То ли случилась какая-то катастрофа вплоть до исчезновения целой цивилизации, то ли изменилось мировоззрение у народа создававшего это искусство, а может просто от наскального творчества они перешли к устному (самое время вспомнить Калевалу: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2291 )? Нет ответа! И почему, кстати, именно каменная выбивка? Ведь в других местах просто рисовали на камнях специальными красками. А можно и ещё упростить процесс и вычерчивать, допустим, изображения на земле, выкладывать их из камней на обширных прибрежных пляжах. Нет ведь: был выбран самый длительный и трудоёмкий способ. Может быть, сказалось желание обеспечить долговечность изображениям? И краски, и рисунки на земле быстро смывались временем, стирались льдами. А высеченные в граните рисунки оказались вечными. Может именно чтобы до нас всё-таки дошли эти SMS’ки…? Они дошли. Смотреть на них можно не отрываясь как заворожённому. Причём чем дольше смотришь, тем сильнее отрываешься от проблем мира современного и медленно растворяешься в бездне эпох. Вся суета отходит сама собой и просто поражаешься: сейчас тут не просто выжить, а КАК же тут жили люди 5 тысяч лет назад?!!! Так и не смогли мы разгадать послания, но зато доподлинно убедились, что наскальные изображения дают наглядное подтверждение мысли В. И. Ленина “о возможности отлета фантазии от жизни” в процессе осмысления мироздания :-))). А что касается петроглифов в этом регионе, то они ещё более уникальны, чем все известные до этого. Начну с того, что обнаружены они были лишь в 1997 году! Причём совершенно случайно: во время спортивно-исследовательской экспедиции, организованной краеведческим музеем пос. Ревда. До середины 1990-х гг. на Кольском полуострове петроглифы вообще были известны только в одном месте - у пос. Чал-мны-Варрэ на берегу р. Поной. Поэтому открытие на берегах и островах Канозера многочисленных наскальных изображений явилось научной археологической СЕНСАЦИЕЙ . А наиболее серьёзное изучение петроглифов Канозера, было проведено Кольской археологическая экспедиция РАН во главе с В.Я. Шумкиным. Вот по их-то отчётам мы со СкитальцемЪ и углублялись в бездну истории. Местные петроглифы выбиты на гладкой поверхности метапе-ридотита - метаморфизованной породы темного цвета ультраосновного состава (попробуйте произнести это без запинки с первого раза!). Нанесены они были, как собственно и везде с помощью каменного отбойника. Но при этом многие рисунки имеют разновременный, наложенный характер, т.е. нанесены или исправляют предшествующие рисунки. Это редкость! Однако петроглифы Канозера несколько более молодого происхождения, чем такие же рисунки в Карелии и Прионежье (в т.ч. на известном Бесовом Носу). Но самым важным является то обстоятельство, что эти изображения имеют сходство практически со всеми стилями, применявшимися при изготовлении наскальных рисунков в других частях Карелии и Скандинавии. Таким образом, учёные делают вывод, что в первобытное время в окрестностях Канозера могло располагаться одно из важнейших святилищ ВСЕЙ Северной Европы!!!
И вот всё это драгоценное богатство и поручено охранять Канозеру. Правда оберегать эти бесценные дары Канозеру в настоящее время приходиться в гордом одиночестве, ибо с приходом смутных времен в начале 90-х годов прошлого столетия, с этих мест ушли последние люди и так обитавшие тут в последние века буквально в единичных экземплярах. Хотя, один такой уникальный экземпляр до сих пор водится на берегах доисторического озера. Это не кто иной, как легендарный, и я бы даже сказал летописный герой – С.В.Верещагин. Нет такого туриста водника, ходившего по Умбе, кто не знал бы его! А кроме туристов тут никого и не бывает (ну, иногда браконьеры пожалуют за семужкой, но они-то как никто осведомлены КТО такой Верещагин). Последние 20 с лишним лет отдал Верещагин озеру. Не знаю, что их роднит, но они весьма гармонично дополняют друг друга. Правда на самом озере Верещагин с супругой живёт лишь четыре месяца в году, уезжая на зиму в Кировск, но справедливости ради стоит отметить, что зимой тут никого и не бывает. Разве что медведи… Хотя со слов самого героя, даже зимой он регулярно появляется тут, заезжая сюда на снегоходе. Хотя и летом, скажу я Вам, попасть сюда весьма затруднительно. Естественное месторасположение этого водного объекта имеет идеально выгодную стратегическую позицию, подходящую для целей охраны исторических объектов государственного значения - попасть сюда ой как не просто! А потому автобусов с цивильными туристами вы тут не встретите. Правда и самим туда вам попасть будет, мягко говоря, не легко. Вариантов собственно не так много: самый распространённый и самый доступный – по воде. Доступен этот способ, если без непогодного экстрима, то с середины июня, по середину августа. Да и то, чтобы дойти до этого места, находящегося в среднем течении одной из красивейших рек Кольского – Умбе, придётся пройти несколько не шуточных порогов, надёжно оберегающих верховья реки от проникновения туда на плавсредствах со стороны моря. В общем, понятно, что в этом случае лучше иметь твёрдые навыки сплава по порогам, и не забыть при этом дома надёжные плавсредства и главное: спасжилеты! Из первого лучше конечно катамаран, хотя многие ходят по реке и на байдарках. Но должен сразу ПРЕДУПРЕДИТЬ: пороги Умбы шуток не любят, и, идя по ним на байде, надо иметь не просто навыки уверенного управления ею в порогах, а лучше задуматься о спортивной квалификации, ибо на главном пороге Умбы - «Падуне» (см. фото в фотоальбоме тайника), с незавидной регулярностью появляются траурные таблички на соседних скалах в память о погибших тут байдарочниках!!! Это НЕ шутки! Не сложный на вид порог является коварнейшим препятствием, поддающимся далеко не каждому! Информации о погибших тут катамаранщиках я не обладаю, а потому этот маршрут мы шли именно на кате. Для данного типа маломерного флота река, даже в большую воду, не представляет особых сложностей, но безумно донимает длинными плёсами, где байдарка выглядит куда прогрессивнее. В такой ситуации даже и не знаю, что лучше. В общем, выбирать себе плавсредство ясное дело Вам :-))). И раз уж вы решились на такой шаг, как сплав по Умбе, то подозреваю, что вы в среде туристов-водников не новичок, или хотя бы идёте не в одиночестве! А раз такое дело, то дабы не грузить описание сложностями сплава по Умбе, лучше дам Вам несколько ссылок на весьма качественные лоции и описания. Все они лежат тут, на сайте уважаемого мною водника Афанасенкова М.А.: http://www.afanas.ru/reports/umba.htm. (личная рекомендация: обратите внимание на лоцию под названием «Умба-97, очерк рейда объединенного королевского флота». Смешно…).
Однако имеются и другие реальные способы попасть на Канозеро. И если подлёт сюда на вертолёте я бы отнёс не только к экзотическим, но и к не самым бюджетным и к тому же не самым доступным способам, то вариант запороться сюда на джипе представляется мне более реальным. ОДНАКО, этот способ нами не апробирован, и уверен, что если он вообще возможен, то потребует максимально подготовленного внедорожника! В данном случае Вашей целью должна стать бывшая деревня Подмуна. Именно там, на месте бывшей метеостанции, сейчас и проживает Верещагин. Другого обитаемого жилья от этого места нет в радиусе более 40 км. вокруг – одна тайга, озера, реки и болота! И ни человечка… Впечатляет! Так вот у Верещагина, за вменяемое вознаграждение можно выпросить либо лодку с мотором на прокат (у него их минимум две), либо, что кажется мне более логичным, попросить его самого отвезти Вас сначала на остров Каменный, а потом всенепременно на Еловый. На Горелом же нами было обнаружено самое незначительное количество древней живописи, не смотря на, казалось бы, более подходящие для этого места – шикарные «бараньи лбы» на всём Западном берегу острова, вытянувшегося с Севера на Юг. Вероятно, загадочные древние люди имели несколько иное представление о подходящих местах… Заодно сам Верещагин проведёт для Вас наверняка интересную экскурсию и покажет такие петроглифы, которые даже мы со СкитальцемЪ не нашли проведя на островах не один день. Кстати в настоящее время Верещагин в едином лице выполняет (причём официально) функции практически всех должностных лиц уполномоченных государством следить тут за порядком. Он и рыбохотинспектор, он и сотрудник Кировского исторического музея, да что там – царь и бог! Ничего это Вам не напоминает? Например, его кинотёзку…??? Стати хочу ПРЕДУПРЕДИТЬ: Умба нерестовая река сёмги и в части мест появление на её берегах с любыми рыболовными снастями ЗАПРЕЩЕНО. Ох, и боятся же по этому поводу Верещагина туристы. Понятно, что свежей семги или жирненького лосося всякому отведать хочется. Но легенды о его свирепом нраве резко остужают рыболовные страсти. Однако, как выяснилось, эти легенды значительно преувеличены относительно реальных размеров «кровожадности» в сущности, не такого уж и крутого характера Верещагина. На деле Станислав оказался вполне приветливым и понимающим человеком. Сам угостил нас рыбкой, а потом даже помог за относительно умеренную плату переправить наши катамараны на 15 км вверх по озеру против крутого ветра (небезызвестный «вмордуВинд»). Сами мы бы против такого сквозняка шли бы дня три! И кстати на Канозере подобные ветра не редкость. А что удивляться – длина озера 25 километров. Даже при несильном ветре, волны, пройдя такую дистанцию, умудряются разогнаться до приличной скорости и набрать изрядную силу и высоту. Некоторые деревья на открытых берегах имеют такой неестественный наклон, что создаётся впечатление, что ветер тут дует всегда! Вообще у Канозера не одна такая странность. Даже гидрономика у него крайне интересна: с одной стороны это всего лишь серьёзное расширение русла Умбы, а с другой, впадая в Канозеро, Умба из него… не вытекает! Выходят из озера только Родвиньга и Кица. И лишь после длительного «одиночного плавания» по крайне заболоченной местности южнее Канозера, пройдя ещё и через Почозеро, они, наконец, находят друг друга в лабиринте тайги, снова образуя Умбу. ЧуднО!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: