Здание управления ЮВЖД - одно из самых красивых зданий Воронежа, своеобразный символ эпохи, а башня здания является одной из доминант центра Воронежа. Силуэт здания встречается на почтовых конвертах и открытках, буклетах, альбомах, календарях и в других печатных изданиях как узнаваемый символ Воронежа, одна из его «визитных карточек».
***
В 1928 году Москва выделила деньги на строительство нового здания дирекции ЮВЖД – до этого она размещалась в нескольких домах, разбросанных по всему городу, в том числе в гостинице «Бристоль». Публичного конкурса на проект не объявили, его заказали маститому московскому архитектору, которому за разработку проекта полагалась кругленькая сумма – 5 тыс. рублей.
Об этом узнал молодой сотрудник технического отдела ЮВЖД архитектор Николай Троицкий – недавний выпускник Ленинградского института гражданских инженеров. К тому времени он успел прославиться в архитектурных кругах Воронежа как автор сложнейшего проекта жилого дома на пересечении улиц Карла Маркса и Студенческой, который горожане за необычную форму назвали «Гармошкой». Проект Троицкого победил во всесоюзном конкурсе.
Вдохновленный победой молодой архитектор попросил железнодорожное начальство разрешить ему разработать проект нового здания. «Делайте, пожалуйста, но денег у нас на оплату вашей работы уже нет, – ответил начальник. – Кроме того, я не могу разрешить вам работу в ваши служебные часы. Работайте во внеурочное время».
«Это было сверхневыгодное предложение, но я впал в азарт и мне надо было укрепить и выявить свое архитектурное мастерство, и я согласился на все эти условия», – вспоминал Николай Троицкий в книге мемуаров «Я – коренной воронежец».
Он стал работать по ночам. В помощники пригласил Игоря Маковецкого – талантливого техника-строителя из своего отдела, который не имел архитектурного образования. Здание управления ЮВЖД должно быть одной из доминант Воронежа – по проекту оно просматривалось с разных точек города. Троицкий запроектировал здание в лучших традициях конструктивизма. Фасады управления были плоскими, с большими остекленными поверхностями и вертикальными членениями. На углу проспекта Революции и улицы Феоктистова часть здания была скруглена. А на углу Феоктистова и Фридриха Энгельса архитектор запроектировал башню в виде параллелепипеда с угловым окном во всю высоту находящейся внутри лестничной клетки. В верхней части башни располагались часы.
Проект молодого воронежского зодчего был более экономичным, чем у маститого москвича. Вспомогательные помещения и коридоры в нем составляли всего 20% (а в проекте москвича – 40%), что значительно сокращало объем здания, а следовательно, и его стоимость. Добиться этого ему удалось благодаря необычной планировке – здание в плане напоминало гребенку. Ее «зубья» были расположены под прямым углом к главному корпусу. В них находились большие залы. Еще одним преимуществом проекта Троицкого была хорошая освещенность коридоров и рабочих помещений. В проекте москвича коридоры освещались только с торцов, то есть фактически были темными.
И хотя столичному архитектору по договору выплатили 5 тыс. рублей, начальству ЮВЖД больше понравилась работа Николая Троицкого, за которую он ничего не получил. Окончательное решение приняли в Наркомате путей сообщения, выбрав проект воронежца, – по своей планировке и конструктивному решению он был более экономичным и рациональным. Его даже рекомендовали сделать типовым для других дирекций железных дорог.
***
Из истории довоенного здания управления ЮВЖД:
Кое-кто еще не забыл той поры, когда серой громадины с колоннами не было, и только в глубине усадьбы красовался симпатичный старинный особняк, в котором нынче – художественный музей.
Весной 1929 года тут появился забор, и зеваки из числа прохожих сквозь щели с изумлением созерцали то, что происходило внутри. В котлован жутко было посмотреть – такой он глубокий: землекопы в нем казались муравьями.
Работы шли ударными темпами. Летом начали класть фундамент. Цемента, опалубки, железной арматуры и прочих материалов требовалось в таком количестве, что не хватало обычных транспортных средств. Тогда подвели к площадке узкоколейку, и крошечный паровозик, посвистывая от натуги, подкатывал платформы для разгрузки. Газета уже сообщила, что возводится самое большое в Воронеже здание, и по мере того как росли стены, обыватели судачили меж собой, во сколько же обойдется Наркомату путей сообщения эта «стройка века». Чаще других здесь можно было видеть местного архитектора Николая Владимировича Троицкого : ведь именно он победил московского коллегу в конкурсе на лучший проект. Воздвигаемое здание было в сущности первым детищем Троицкого, и понятно, с какой ревнивой заинтересованностью следил он за ходом осуществления своего замысла.
В 1932 году четырехэтажная, на высоком цоколе, каменная цитадель, выходившая сразу на три улицы (проспект Революции, Университетскую и Ф. Энгельса) и сооруженная в модном конструктивистском стиле (прямые вертикальные плоскости, масса стекла, никаких ухищрений), приняла в свое чрево многошумное железнодорожное ведомство. А Троицкий, пережив триумф, получил завидный заказ: спланировать по соседству еще одно здание. Оно предназначалось для управления строительством магистрали «Москва-Донбасс». Через два года оба дома, сросшиеся как сиамские близнецы, занимали целый квартал на главной улице города. Мимо, тренькая, бежали трамваи, мчались полуторки и эмки, а парни в необъятных брюках восторженно задирали головы, оглядывая чудо современного воронежского зодчества.
А. Акиньшин, О. Ласунский «Записки старого пешехода»
***
В 1942 году, во время оккупации Воронежа, здание сильно пострадало от бомбёжек, артиллерийских обстрелов и пожаров. Более половины стен было разрушено, главных образом выходящих во двор. Два внутренних корпуса лежали в руинах, а всё здание внутри выгорело. После освобождения города в 1943 году управление ЮВЖД было размещено в доме № 3 по улице Студенческой.
***
Вернувшись в 1943 году после эвакуации, управленцы увидели: здание практически все разрушено – трудиться негде. 3 июля начальник магистрали Ф. Ткаченко провел совещание с командирами нескольких служб. Была определена очередность производства восстановительных работ в нескольких зданиях, на которых остановили свое внимание руководители. Это – дом связи (краеведческий музей) и дом чекистов, а также училище связи и ряд других. Решено откомандировать на объекты, поднимаемые из руин, 120 плотников, 36 столяров, 14 штукатуров, 15 маляров, 250 чернорабочих и специалистов других профессий. К осени, в кратчайшие сроки, задание было выполнено. Но такая временная пристань для работы не могла заменить довоенного сооружения Троицкого.
20 июня 1944 года архитектор заключил трудовое соглашение с главным инженером дорпроекта Константином Гирко. Они действовали в соответствии с приказом начальника ЮВЖД № 162 от 11 апреля. Троицкий брал на себя обязательство составить задание на восстановление здания. Состав работы был значительным. В него входили проекты фасадов главного в двух вариантах и дворового, а также схемы существующего – с вариантом решения его со сломом центральной части. Помимо этого нужно было дать перспективы здания со стороны проспекта Революции и распределение помещений в планах здания.
Из воспоминаний Н. В. Троицкого: «Здания управления двух дорог (ЮВЖД и МДЖД), стоящие на проспекте Революции в Воронеже и построенные оба по моим проектам, были немцами сожжены и разбиты авиабомбами. Управление ЮВЖД сделало мне предложение составить проект их восстановления, но не в прежнем объеме, а объединив в одно сооружение и изменив их архитектуру, в которой отразить пафос победы над жестоким врагом. И я, будучи уже главным архитектором Воронежа, получил специальные разрешения Министерства путей сообщения и Комитета по делам архитектуры СССР, после чего приступил к этой работе и успешно закончил ее, а к 1952 году здание было восстановлено в новом виде».
Троицкий не однажды бывал в Министерстве путей сообщения, добиваясь утверждения своего «объединенного» проекта. Он по праву считал себя созидателем всего нового, но вместе с тем внимал и советам более старших товарищей. Критика маститого академика Алексея Щусева, которая прозвучала на экспертном совете МПС, способствовала тому, что свое первоначальное, без «излишеств», решение по главному фасаду здания Николай Владимирович скорректировал. Получилась увязка проекта с архитектурой старого музея, выполненного в стиле барокко XVIII века, стоявшего внутри двора. Была создана своеобразная рама этому историческому памятнику. Фасад обогатился элементами декора (на арках и колоннах). Алексей Щусев одобрил такую «корректировку». Другой член совета – профессор Владимир Гельфрейх – также высказался за новый вариант. Что касается еще одного консультанта, академика Льва Руднева, то он переделку по первости принял в штыки. Мол, зачем, кто посоветовал, разве было плохо? Пришлось его проинформировать о советах Щусева. В конце концов Лев Владимирович «предоставил» свою положительную подпись.
Из автобиографии Н. В. Троицкого (1 октября 1975 года): «В период 1944-54 годов я много работал по созданию генеральных планов города Воронежа, сначала в бригаде, возглавляемой академиком архитектуры Л.В. Рудневым, а затем самостоятельно в качестве основного автора».
Многие годы творческого тандема сдружили Троицкого и Руднева. Вместе они поднимали из руин Воронеж, делились идеями, как лучше спроектировать здание штаба ЮВЖД. Например, академик рекомендовал три арки, открывающие вид на Путевой дворец и связывающие двор этого дворца с улицей, сделать по оси главного фасада и по осям существующих воротных проездов. Высота арок на фасаде – в три этажа, а в глубине лоджии – два. Обязательно предусмотреть устройство башни. От установки скульптур отказаться. На выступах разместить декоративные щиты (картуши). Руднев напоминал: здание – одно из ведущих построек города в архитектурном отношении, и подход к нему как к рядовому строительству недопустим. И еще: непременным условием осуществления большой идеи должно стать качество отделочного материала. Пилястры, выступы, карнизы, портики и колонны облицовывать плитами и отливками, заготовленными из специального состава бетона методом вибрации. Простенки, парапеты – украшать высококачественной цветной штукатуркой светлых тонов. Так родилась гармония каменного зодчества, которая торжественно заявляет о себе поныне.
Работа по заданию руководства Юго-Восточной отняла несколько лет. А ведь наряду с этим одолевали и другие заботы. Напомню, Троицкий был главным городским архитектором по 17 мая 1951 года (он принял в 1943 году бразды первого зодчего у Дмитрия Дегтярева, а передал их Николаю Александрову).
…В сентябре 1952 года со здания управления Юго-Восточной железной дороги были сняты последние строительные леса. Прекрасная жемчужина зодчества стала символом нового послевоенного Воронежа. И остается незыблемой до сих пор – сооружение, в возведение которого вложил свой выдающийся талант архитектор-железнодорожник Николай Троицкий.
Виктор Минаков, главы из книги "Гордость российской архитектуры"
***
Особенности архитектуры
Во время послевоенного восстановления здания управления ЮВЖД и дистанции связи ЮВЖД (ранее там размещалось управление МДЖД) решено было объединить. Фасад по проспекту Революции решён симметрично с тремя арками в центре высотой в три этажа. Затем они переходят в двухэтажные, опирающиеся на два ряда колонн проезда. Нижние два этажа имеют рельефную рустовку и разделены расположенными симметрично пилонами, на которых установлены колонны высотой в три этажа, удерживающие антаблемент.
В угловой закруглённой части здания размещён главный вход, выделенный портиком высотой в три этажа. Стены фасада по улице Феоктистова выполнены в более скромных формах. Стены украшены лепными картушами, виньетками, розетками в сочетании с высококачественной штукатуркой.
Переход от пятиэтажного корпуса по проспекту Революции к четырёхэтажному скрывается выступающей вперёд башней со шпилем и звездой на вершине 68 м. Её образ архитектор искал несколько лет, стараясь добиться её органического единства с характером всего здания.
В 1956—1957 годах в башне на высоте 55 м были установлены 4 циферблата часов (самые большие в городе), изготовленные по специальному заказу на заводе «Электросигнал». Диаметр циферблатов ‒ 2 м 20 см каждый, длина стрелок — 125 и 115 см, высота римских цифр — около 30 см.
В 1999—2000 годах по проекту архитектора С. А. Гилева к дворовому фасаду по улице Феоктистова была сооружена пристройка.
В конце 1990-х годов назрела необходимость реставрации здания с применением новейших технологий и материалов. В 2000 году начались реставрационные работы. Однако первые два года они шли вяло, пока не сменился генподрядчик. К 2008 году работы были завершены, в ходе которых первоначальные отделочные материалы были заменены новыми с сохранением первоначального вида.
В 2000 году часы на башне были с музыкальным сопровождением. Мелодию для башенных часов сочинили воронежские композиторы Александр Украинский и Сергей Волков. Мелодия на часах раздавалась из десяти динамиков и играла каждые 30 минут. Каждую четверть играли ее последние фрагменты. Однако, когда подрядная организация в 2000 году стала проводить ремонт здания, устройства башенного боя пришлось демонтировать.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: