В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, компанией ОАО «Российские железные дороги» была проведена поисково-исследовательская работа по определению наиболее подходящего типа бронепоезда периода Великой Отечественной войны для изготовления его реплики. В ходе исследования темы было выявлено, что наиболее совершенным типом бронепоезда того времени считался бронепоезд типа БП-43.
Бронепаровоз бронепоезда типа БП-43 разрабатывался на ремонтной базе №6 с учетом конструкции бронепаровоза типа ПР-35, разработанного еще в 1930-х годах и бронепаровоза бронепоезда «За Сталина». Часть чертежей разрабатывали в Управлении военных сообщений. Бронепоезду присвоили наименование БП-43, как и типу бронепоездов.
25 июля 1942 года по представлению управления военных сообщений вышло постановление государственного комитета обороны №2095сс, которые предусматривало изготовление во втором полугодии 1942 года 20 бронепоездов, десяти баз дивизионов бронепоездов и 20 баз бронепоездов. Постановление предусматривало кооперацию заводов нескольких Наркоматов. Бронедетали должны были поставлять заводы народного комиссариата танковой промышленности. Паровозы для бронирования и вагоны для баз бронепоездов и дивизионов бронепоездов планировали использовать из наркомата путей сообщений. Танковые башни бронеплощадок предполагали использовать от танков, ремонт которых был нецелесообразен. Пушки, пулемёты и оптические приборы выделяло Главное Артиллерийское Управление Красной армии.
Изготовление бронепоездов типа БП-43 производилось на заводах Народного комиссариата тяжёлого машиностроения СССР («Коломенский машиностроительный завод г. Коломна, завод «Стальмост» г. Москва); на заводах Наркомата путей сообщения («Чкаловский паровозоремонтный завод» г. Оренбург, «Ташкентский паровозоремонтный завод» г. Ташкент, «Красноярский паровозоремонтный завод» г. Красноярск, «Уфимский паровозоремонтный завод» г. Уфа, «Тамбовский паровозоремонтный завод» г.Тамбов, «Канашский вагоноремонтный завод» г. Канаш, «Ярославский паровозоремонтный завод» г. Ярославль, «Вологодский паровозоремонтный завод» г. Вологда); на заводах Народного комиссариата танковой промышленности СССР («Уралмашзавод» г. Екатеринбург).
Всего в период 1942-1944 гг. был построен 21 бронепоезд данного типа.
Бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, четырех бронеплощадок ПЛ-43, одной зенитной бронеплощадки ПВО-4 и четырех контрольных платформ. Длина бронепоезда без контрольных платформ 70 метров, полная длина - 112 метров. Запас хода был: «по воде» - 60-100 км, «по топливу» - 250-300 км. Максимальная скорость составляла 35 км/час.
Бронепаровоз ПР-43 имел броню толщиной до 60 мм. Из вооружения на бронепаровозе были установлены 12,7-мм зенитный пулемет ДШК и 7,62-мм танковый пулемёт Дегтярева ДТ. Из систем наблюдения и связи были установлены: большая стереотруба БСТ, перископ ПЕР-27, радиостанция типа 10-Р.
Бронеплощадка ПЛ-43 (площадка легкая 1943 года) делалась на основе 20-тонной двухосной платформы. Нагрузка на ось около 18 тонн, длина платформы по буферам 10,3 м. Бронелисты бортов носа и корм бронеплощадки толщиной 45 мм, крыши — 20 мм. В башне танка Т-34-76 с толщиной лобовых бортовых и кормовых стенок 45-52 мм, устанавливалась 76-мм танковая пушка Ф-34 и 7,62-мм танковый пулемёт Дегтярева. Еще два пулемёта ДТ установили по бортам бронеплощадки. Боекомплект: на орудие - 162 унитарных патрона, на пулеметы - 4536 7,62-мм патронов (72 диска). Так же были установлены системы связи и наблюдения: телескоп ТМФД, перископ ПТ-4-7, прицел ИС-55 и д.р.
Бронеплощадка ПВО-4 имела такие же размеры, что и ПЛ-43, листы бронелистов составляла 16-40 мм. Была вооружена двумя 37-мм автоматическими зенитными пушками образца 1939 года (61-К) с боекомплектом 200 патронов.
Контрольная платформа (платформа прикрытия). Обычные железнодорожные платформы, используемые для обнаружения минирования железнодорожного пути. Кроме того, платформы обычно перевозили путевой инструмент, рельсы, шпалы, рельсовые крепления — для ремонта железнодорожного пути, повреждённого при взрыве или обстреле. Во многих случаях контрольные платформы использовались для размещения десанта и/или наблюдателей, для этого их блиндировали на высоту около 40 см бронелистами толщиной 16-40 мм и мешками с песком и оснащали бойницами для стрельбы из личного оружия десанта.
Общий боекомплект бронепоезда: 672 76-мм унитарных патронов, 200 37-мм унитарных патронов, 250 12,7-мм патронов (из них 100 в лентах), 18144 7,62-мм патронов (288 дисков).
В 1943-1945 годах бронепоезда типа БП-43 использовались главным образом как средство контрбатарейной борьбы, для артиллерийской поддержки войск и ПВО.
Единственный сохранившийся оригинал бронепоезда серии БП-43 уставлен на площадке Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации. В ходе проведения работ по изготовлению реплики бронепоезда БП-43, он послужил натурным эталонным образцом.
Учитывая необходимость выпуска реплики бронепоезда на пути общего пользования все типы бронеплощадок были изготовлены на основе современных 4х-осных платформ модели 13-2114-08 вместо 2х-осных, применявшихся в военные годы.
Бронепаровоз был изготовлен на основе действующего паровоза серии Эр-796-43, взамен применявшихся в военные годы паровозов серии О.
Реплика бронепоезда типа БП-43 была изготовлена к 30 апреля 2020 года.