Автор: Das Boot
Создан: 11.06.2024
Опубликован: 24.08.2024
(отредактирован: 18.09.2024)
Описание окружающей местности
20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города. С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
2 июля 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении почётного звания «Город трудовой доблести» 20 городам. В перечень вошли: Боровичи, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Магнитогорск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Саратов, Томск, Ульяновск, Уфа, Челябинск и Ярославль. 20 мая 2021 года указом главы государства почётное звание было присвоено 12 городам: Барнаулу, Каменску-Уральскому, Кирову, Коломне, Комсомольску-на-Амуре, Красноярску, Магадану, Пензе, Рыбинску, Северодвинску, Тюмени, Чебоксарам. 10 сентября 2021 указом президента РФ почётное звание было присвоено ещё 12 городам: Алдану, Бологому, Воркуте, Дзержинску, Кемерову, Костроме, Лысьве, Мончегорску, Охе, Ступину, Сызрани и Чите. 15 ноября 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении почётного звания «Город трудовой доблести» Астрахани, Вологде, Горловке, Златоусту, Каспийску, Луганску, Норильску, Орску и Якутску. 11 сентября 2023 года президент присвоил почётное звание «Город трудовой доблести» ещё десяти городам РФ. Это города: Владимир, Воткинск, Находка, Новомосковск, Подольск, Прокопьевск, Рубцовск, Рязань, Улан-Удэ, Ханты-Мансийск.
Открытие стелы «Каменск-Уральский – город трудовой доблести» состоялось 4 ноября, в День народного единства, в 2023 году. В торжественной церемонии приняли участие почётные гости: ветераны – труженики тыла, сотрудники предприятий, которые в годы Великой Отечественной войны ковали Победу здесь, в глубоком тылу, и представители власти. В память обо всех тех, кто в годы войны работал в Каменске «насмерть», прозвучал гимн «Поклонимся великим тем годам» в исполнении Гузелии Шахматовой. Минута молчания и троекратный залп из стрелкового оружия стали выражением скорби и огромного уважения к труженикам тыла. Город бережно хранит воспоминания участников той грандиозной трудовой битвы. В исполнении артистов театра драмы – со страниц книги Нины Буйносовой «Война была у каждого своя» – прозвучали воспоминания ветеранов о том, как работали в годы войны, как встретили в Каменске великий День Победы. Финалом церемонии стало исполнение песни «День Победы». В честь сограждан, совершивших трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, торжественным маршем по площади прошли рота почётного караула Центрального военного округа и кадеты Каменск-Уральского филиала кадетского корпуса войск национальной гвардии Российской Федерации. Жители Каменска-Уральского помнят о подвиге своих земляков в годы войны. Герои Советского Союза увековечены в памятниках, их имена носят улицы, на Аллее Славы установлен памятник героям фронта и тыла. На каменских предприятиях созданы музеи, которые хранят документы, газетные заметки, фотографии военных лет. В день открытия стелы передвижные экспозиции музеев Синарского трубного и Уральского алюминиевого заводов, КУМЗа, а также документы и экспонаты городского краеведческого музея, связанные с периодом Великой Отечественной войны, могли посмотреть все, кто пришёл на церемонию открытия. Волонтеры-медики представили реконструкцию военного госпиталя, который работал в нашем городе в школе № 3. Монумент, посвященный жителям Каменска, ковавшим Победу в тылу, состоит из пяти частей: самой стелы и четырёх пилонов. Все они имеют несущий металлический каркас и облицованы литыми листами алюминия с рельефным изображением, над которыми «колдовали» челябинские скульпторы. Алюминий – гордость каменцев. Именно поэтому все части стелы выполнены из этого металла. На листах этого «победного» металла увековечены исторические материалы, отражающие трудовой подвиг тыла. Весь комплекс выполнен в челябинской творческой мастерской Виктора Маркунасова. Двадцать скульпторов трудились над воплощением проекта на каменской земле скульптора-монументалиста Дениса Стритовича и архитектора Кирилла Сокольского. Центр всей композиции – величественная стела, высотой более 25,14 метров. Лицевая сторона выполнена из высокопрочного стекла. Венчает её герб города. Боковые поверхности украшены барельефами с изображением предприятий и тружеников Каменска-Уральского, фрагментами историко-архивных фотографий и документов.
Налевой стороне стелы размещены изображения с фотографиями из фонда Краеведческого музея: «Разливка алюминия на Уральском алюминиевом заводе в годы Великой Отечественной войны» и «Выливка кремния из печи №1. Уральский алюминиевый завод – 1941 год». Над ними – «Волковская плотина Красногорской ТЭЦ». Эти предприятия заслуженно отображены на главной стеле мемориала. Уральский алюминиевый завод, вошедший в строй 5 сентября 1939 года, всего один год и девять месяцев проработал в мирных условиях. А потом вся тяжесть снабжения оборонной промышленности стратегическим металлом в первые годы Великой Отечественной войны легла именно на него. УАЗ с августа 1941 по январь 1943 года оставался единственным действующим алюминиевым предприятием. Он дрался против всех заводов континентальной Европы, работавших на врага. С лета 1941 года началась эвакуация заводов, расположенных в западной части страны. До 500 вагонов в сутки прибывало тогда с эвакуированным оборудованием и людьми на Уральский алюминиевый. Несколько тысяч человек круглосуточно сортировали, ремонтировали и устанавливали прибывшее оборудование. Вдоль сегодняшних улиц Набережной и Исетской в 1941 году расположились бараки, напоминавшие очертаниями овощные теплицы-полусферы. Их изогнутые деревянные каркасы, обтянутые рубероидом, служили одновременно стенами и крышей, а внутри многоярусных бараков размещалось до полутысячи человек. История мировой промышленности ещё не знала такого разнообразного и масштабного строительства и таких коротких и напряжённых пусковых сроков, в которые строились новые производственные мощности на УАЗе. Чтобы выстоять и победить в этой смертельной схватке, уральские алюминщики должны были в шесть раз увеличить выпуск своей продукции. Уже в 1941 году завод дал столько металла, сколько производили его в мирное время все алюминиевые заводы страны. Именно из каменского алюминия изготавливались самолёты всех типов, из каменского силумина – двигатели танков. Историки упоминают знаменитую фразу Иосифа Сталина «Дайте мне 30 тысяч тонн алюминия, и я выиграю войну». К слову, в Каменске-Уральском только в 1941 году произвели более 31 тысячи тонн. Красногорская ТЭЦ неразрывно связана с Уральским алюминиевым заводом. Ведь производство алюминия требовало колоссального количества электроэнергии. В начале 1941 года мощность КТЭЦ составляла 50 тысяч кВт, а уже к концу 1944 года была доведена до 250 тысяч кВт – это невиданные темпы роста! И достигнуты они в тяжелейших условиях военного времени.
Правая сторона стелы украшена барельефными изображениями других градообразующих предприятий – Синарского трубного завода и Завода по обработке цветных металлов. Внизу расположена фотография, сделанная на Синарском трубном заводе в 1942 году, в тот период, когда у станков, вместо ушедших на фронт мужчин, встали подростки. В исключительно короткие сроки трубный завод был практически полностью реконструирован. Осенью 1941 года построили восемь цехов, создав с нуля новое производство, обеспечив половину всего объёма выпускаемых в войну гильз для артиллерийских снарядов, пулемётных лент и пружин для автоматического оружия. СТЗ в годы войны, воистину оказался монополистом по выпуску пружин для автоматов ППШ. Выше расположено изображение «Литейного отделения цеха №1. Завод №515 (ОЦМ)». Ещё выше – барельеф «Вертикальный пресс усилием 600 тонн. 1942 год. Завод № 515 (ОЦМ)». Первый эшелон с эвакуированными людьми и оборудованием прибыл в Каменск 14 ноября 1941 года, а уже в феврале 1942 завод № 515 стал выпускать продукцию. За три месяца лютой зимы 1941–1942 годов возвели цеха и начали выпуск продукции для нужд фронта. Во всех патронах, несших смерть врагу, была и маленькая частичка завода по обработке цветных металлов (ОЦМ).
За стелой установлены четыре пилона высотой по 7 и 3 метра. На их внешней стороне размещены исторические фотографии, рассказывающие о работе каменцев в годы Великой Отечественной войны.
Семиметровый пилон, расположенный слева от стелы, рассказывает о рабочих КУМЗа. История завода ведёт отсчёт с выхода постановления Экономсовета СССР № 513-99С от 3 июня 1939 года о строительстве в районе Каменска-Уральского завода № 268 как базы по производству магниевых сплавов. В мае 1940 года начались строительные работы, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны в планы строительства были внесены коррективы – строящийся завод принял литейное и прокатное производства эвакуируемого из-под Москвы Ступинского металлургического завода (завод № 150). А уже 6 февраля 1942 года была сдана в эксплуатацию первая электрическая печь литейного цеха. Первая плавка металла была выполнена 14 февраля. В центре пилона – известное в Каменске-Уральском фото, запечатлевшее выпуск «Первой партии штамповок-лопастей для боевых самолётов. 1943 год. Завод 268 (КУМЗ)». 1 сентября 1943 года, под открытым небом, был пущен кузнечный цех. Первой продукцией стали штамповки лопастей для фронтовых штурмовиков Ил-2. В ноябре задание по лопастям было выполнено, в декабре перекрыто на 3%. Вверху: «Горизонтально-гидравлический пресс усилием 3,5 тысяч тонн в кузнечном цехе. 1943 год. Завод 268». Осенью 1943 года свою первую продукцию выдали кузнечный и профильно-прессовый цехи. На обратной стороне, этого пилона размещены 3 почётные грамоты. Самая нижняя – Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении Строительного треста №20 орденом Трудового Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за успешное выполнение правительственных заданий по строительству авиационных заводов строительный трест № 20 Наркомата авиационной промышленности награждён орденом Трудового Красного Знамени. Трестом построены завод № 268 (Каменск-Уральский металлургический завод легких сплавов), силикатный комбинат, цеха завода № 515 (ОЦМ) и завода № 286 (Каменск-Уральский литейный завод). В центре – Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении Красногорской ТЭЦ орденом Ленина. За быстрый ввод в действие и освоение сложного энергетического оборудования, за бесперебойное снабжение тепловой и электрической энергией алюминиевой и оборонной промышленности Урала Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года Красногорская ТЭЦ была награждена орденом Ленина. Вверху – Грамота Президиума Верховного Совета СССРо награждении УАЗа орденом Ленина. За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Уральский алюминиевый завод был награждён орденом Ленина.
Стоящий рядом трёхметровый пилон рассказывает о рабочих трестов, местных артелей, и горпромкомбината. Здесь так же, как и на других предприятиях, отцов сменили их сыновья. В центре – «Б.Н. Грознов, токарь Горпромкомбината. 1943 год». Выше – «Внутренний вид цеха Кирпичного завода». По итогам января 1944 года среди средних предприятий союзного значения кирпичный завод завоевал переходящее Красное знамя Исполкома Горсовета и Горкома ВКП(б). Выдающимися результатами встречал завод Победу. На обратной части, пилона размещён макет, подготовленный на основе публикаций местной прессы и выдержек из архивных документов военных лет. Приведён отрывок из письма партактива города И.В. Сталину.1943 года: «…мы горды, счастливы тем, что в каждом уничтоженном фашистском танке, самолёте, орудии есть и частица нашего труда, нашей лютой ненависти к врагу и бесконечной любви к нашей Родине». И строка из выступления 29 ноября 1942 года первого секретаря Свердловского обкома ВКП(б) В.М. Андрианова: «Каменск для нас дороже любой другой области». А также газета предприятия Постройкома и управления Уралалюминия «Крепость обороны» от 17 октября 1942 года с главным заголовком того времени: «Приказ Родины выполнен».
Основание второго семиметрового пилона, расположенного справа от стелы, украшено литьём с архивной фотографии: «Работает ребёнок А.М. Лежнин, ученик слесаря в цехе №45. Март 1943 года. Завод № 286 (КУЛЗ)». По приказу № 1053сс от 9.10.1941 года часть Балашихинского завода № 120 была эвакуирована в Каменск-Уральский, на площадку строящегося завода № 286. Место было выбрано из-за наличия формовочного песка, формовочной глины и залежей бокситов. Изначально, промышленная площадка готовилась для строительства завода с «рабочим» номером 286. Строительство было запланировано с 1939 по 1945 годы. При тех темпах строительства это говорило о многом: завод должен был стать гигантом. На литейном заводе планировали запустить производство авиационных колёс, танковых катков. Но война резко ускорила эти планы. И уже осенью 1941 года стали прибывать первые эшелоны с эвакуируемым оборудованием и людьми. Зима 1941 –1942 годов выдалась ранней и суровой. Отсутствие механизации сделали ручной труд совершенно невыносимым: люди, эвакуированные с предприятий в июне-июле, в летней одежде и лёгкой обуви разгружали вагоны, таща волоком на стальных листах оборудование. В цехах – помещениях с одними стенами, грелись у бочек с мазутом. Первые станки ставили под открытым небом. Нехватка материалов, квалифицированных рабочих, строителей замедляли пуск производства. Тем не менее, почти сразу приступили к организации производства. В одном из деревянных помещений разместили оборудование для литья. Установили термопечь, тут же – тигельные печи. Здесь же находился участок обработки литья. Работали по 12 часов – по закону военного времени. С февраля 1942 года началась подготовка к пуску цеха: опробовали оборудование, зажгли плавильные печи. Предпусковые дни в марте 1942 года были напряжёнными. 12 марта получились первые отливки без брака. Это и был день рождения нового авиационного завода, нового производства на Урале. Не случайно выше на стеле изображен истребитель Ла-5, один из тех самолётов, которые «обувал» литейный завод. Первые литые барабаны со съёмной ребордой из магниевого сплава для этого самолёта и стали точкой отсчёта для Каменск-Уральского литейного завода. Венчает пилон «Внутренний вид цеха №42-б. 1942 год. Завод 286 (КУЛЗ)». Завод обеспечивал своей продукцией значительную часть сборочных авиационных предприятий и действующую фронтовую авиацию. Можно смело сказать, что в последние годы Великой Отечественной войны в превосходстве советской авиации над фашистами в воздухе есть доля труда и литейного завода, который всю войну обеспечивал нашу авиацию колесами к самолётам. На обратной стороне пилона выбиты в металле названия Каменск-Уральских предприятий, и тех, что были эвакуированы в город – всех тех, кто приближал Победу.
На лицевой стороне малого трёхметрового пилона мы видим копию фотографии, выполненную в металле, с рабочими железнодорожниками. «Вагонники станции Синарская. Фото периода Великой Отечественной войны». Железнодорожные линии нашей страны, в том числе и станции «Синарской» как стальные нервы соединяли тыл и фронт: на Запад, на фронт, шли эшелоны с мобилизованными и добровольцами, на Восток – с ранеными и эвакуированными. Несмотря на то, что все железнодорожники считались мобилизованными и имели «бронь», многие ушли на фронт добровольцами. На место ушедших, вернулись пенсионеры, пришли женщины и подростки. Более 50% личного состава железнодорожного узла станции Синарская составляли к концу войны женщины. Над барельефом с молодыми железнодорожниками фрагмент с фотографии с такими же юными швеями. «Раскроечный цех швейной фабрики. Фото периода Великой Отечественной войны». Одна из мастерских находилась в бывшем Белокуровском магазине. В ней работали девочки из детдома. Другая мастерская размещалась в здании Свято-Троицкой церкви. Основная продукция швейных мастерских – пошив военного обмундирования, реставрация и ремонт военной одежды, пошив светонепроницаемых штор. Обратная сторона пилона – это взятый целиком документ: Решение Исполнительного комитета Каменск-Уральского Горсовета Депутатов трудящихся № 789. 25 декабря 1942 года «О развёртывании дополнительной сети средних школ для подростков» при заводах города, выбывших из школ на работу на промышленные предприятия, которые теперь должны были обучаться без отрыва от производства.
Само понятие «Город трудовой доблести» очень важно для каменцев. Ведь от тыла, от его промышленного, технического, научного потенциала, от самоотверженного труда напрямую зависела Победа на передовой.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: