Автор: Das Boot
Создан: 19.07.2024
Опубликован: 17.08.2024
(отредактирован: 25.09.2024)
Описание окружающей местности
20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города. С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
2 июля 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении почётного звания «Город трудовой доблести» 20 городам. В перечень вошли: Боровичи, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Магнитогорск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Саратов, Томск, Ульяновск, Уфа, Челябинск и Ярославль. 20 мая 2021 года указом главы государства почётное звание было присвоено 12 городам: Барнаулу, Каменску-Уральскому, Кирову, Коломне, Комсомольску-на-Амуре, Красноярску, Магадану, Пензе, Рыбинску, Северодвинску, Тюмени, Чебоксарам. 10 сентября 2021 указом президента РФ почётное звание было присвоено ещё 12 городам: Алдану, Бологому, Воркуте, Дзержинску, Кемерову, Костроме, Лысьве, Мончегорску, Охе, Ступину, Сызрани и Чите. 15 ноября 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении почётного звания «Город трудовой доблести» Астрахани, Вологде, Горловке, Златоусту, Каспийску, Луганску, Норильску, Орску и Якутску. 11 сентября 2023 года президент присвоил почётное звание «Город трудовой доблести» ещё десяти городам РФ. Это города: Владимир, Воткинск, Находка, Новомосковск, Подольск, Прокопьевск, Рубцовск, Рязань, Улан-Удэ, Ханты-Мансийск.
Открытие мемориального комплекса «Красноярск – город трудовой доблести» состоялось 7 декабря 2021 года, в день образования Красноярского края. В мероприятии приняли участие активисты ветеранских и общественных организаций, руководители и представители трудовых коллективов ведущих предприятий. Проект мемориального комплекса разработал авторский коллектив красноярских архитекторов и историков под руководством Дениса Стритовича. Центральным элементом является стела, форма которой «ассоциативно передаёт образ устремленного ввысь маяка, освещающего путь к Победе». Скульптура выполнена из гранита – белого и красного. На фронтальной стороне стелы – герб Красноярска, на боковых поверхности, справа и слева, изображения боевых орудий, выпущенных на Красноярском машиностроительном заводе и использовавшихся в боях при обороне Москвы и при взятии Берлина. С каждой стороны стелы по три пилона из красного гранита с бронзовыми панно, на которых отображены производственные достижения красноярских заводов и знаковые события из жизни города в годы Великой Отечественной войны. Также на пилонах размещено четверостишие из знаменитого стихотворения красноярского поэта Игнатия Рождественского «Новостройка» о строительстве «Сибтяжмаша». Строками из этого стихотворения труженики тыла, рассказывали о той нелегкой поре: «Мы просто честно фронту помогали…».
О том, что началась Великая Отечественная война, красноярцы узнали в 4 часа дня 22 июня. Началась мобилизация – отцы, старшие братья, мужья уходила на фронт. Наряду с организацией вооруженного отпора врагу первоочередной государственной задачей стал перевод народного хозяйства на военное производство.
24 июня впервые из репродукторов прозвучали сводки Совинформбюро. 26 июня 1941 года на заводах и фабриках Красноярска прошли митинги. По инициативе работниц судоремонтного завода развернулось движение под лозунгом «Жены – на производство!» Клавдия Гостева в заявлении написала: «Мой муж защищает независимость нашей великой Родины. Прошу принять меня на завод. Буду выполнять любую работу». Самоотверженно женщины трудились и в речном пароходстве. Так, Мария Селезнёва, уроженка Новосибирской области, стала первой женщиной-капитаном. В те дни газета «Красноярский рабочий» писала: «Много советских патриоток пришло на транспорт. Они настойчиво учатся работать у станка, управлять реверсом паровоза, заменять путевого обходчика и бдительно охранять стальные километры железнодорожного полотна». Летом и осенью 1941 года на производство в Енисейское речное пароходство было принято 275 женщин, из них в плавсостав – 165. В цеха паровозо-вагоноремонтного завода – 400. Возвращались на заводы рабочие-пенсионеры, их вклад был неоценим. Широко развернулись движения многостаночников, двухсотников-трехсотников – рабочих, выполнявших 2-3 нормы за смену. Распространение получили комсомольско-молодёжные бригады, которые соревновались за получение звания фронтовых. Уже в 1941 году таких бригад было 512.
В первые годы войны в Красноярский край было эвакуировано более 30 крупных промышленных предприятий. Операции по перемещению целых заводов и их пуску на новом месте были исключительно сложны.
Для перевозки в Красноярск в августе 1941 года завода «Красный Профинтерн» («Сибтяжмаш») из Брянской области потребовалось 5934 вагона с оборудованием весом 190 тысяч тонн. Ввод предприятия в строй на новом месте осуществлялся в чрезвычайно тяжёлых условиях. Разгрузка шла вручную, рабочие трудились по 13-14 часов в сутки, оборудование монтировалось в морозы, зачастую прямо на снегу, без крыши над головой. Строительство предприятий шло одновременно с освоением выпуска военной продукции. Первой продукцией в октябре 1941 года стали миномёты. С мая 1943 года «Красный Профинтерн» начал выпускать мощные магистральные паровозы серии «Серго Орджоникидзе». С 1943 по 1945 год их было выпущено 40 штук. Одним из первых в Красноярск из Ленинграда был эвакуирован завод № 327 Наркомэлектропрома (Красноярский радиотехнический завод). Со II квартала 1942 года его мощности были задействованы для производства самолётного переговорного устройства, приводной станции УКВ «Сектор» для истребительной авиации, локационной системы «Хорда» для наведения самолётов на цель, радионавигационной системы на базе радиомаяка «Колба» и другой радиоаппаратуры. На базе Красноярского машиностроительного завода, до войны выпускавшего небольшое количество авиабомб и корабельных мин, был восстановлен завод № 4 им. Ворошилова, эвакуированный из Коломны, а также частично размещено оборудование заводов Ленинграда, Сталинграда, Калуги. В 1941 году основной продукцией предприятия стали зенитные пушки и миномёты. Так, «красмашевской» зенитной пушкой 70-К оснащались все советские корабли – от катера до линкора. На некоторых участках фронта 80% фашистских самолётов сбивалось зенитками, произведенными на «Красмаше». К 1942 году «Красмаш» давал фронту по 500 миномётов в месяц. За годы войны выпуск вооружения и боеприпасов на заводе увеличился в 3 раза, производительность труда – на 180%, а себестоимость оборонной продукции снизилась наполовину. Завод «Красмаш» выпустил 26 тысяч пушек различных систем, более 5 тысяч миномётов, 220 тысяч крупных авиабомб, три с половиной тысячи морских мин. В цехах строившегося бумажного комбината был размещён завод № 580 Наркомата боеприпасов (химкомбинат «Енисей»), созданный на базе оборудования Шосткинского завода пироксилиновых порохов, а также комбинатов, эвакуированных из Тульской и Ростовской областей. В годы войны здесь выпускались заряды к 76-мм дивизионной пушке, 82-мм миномёту, 85-мм зенитной пушке и другим орудиям. На Красноярском механическом заводе, принявшем оборудование Онежского машиностроительного завода Наркомлеспрома, производились корпуса 122-мм снарядов и 25килограммовых авиабомб. На площадях авиаремонтного предприятия им. Побежимова (Красноярский судостроительный завод им. Побежимова) в октябре 1941 года был размещён завод № 477 Наркомавиапрома, эвакуированный из Тульской области. Технология производства была перестроена в короткие сроки. Перед коллективом была поставлена задача не только ремонтировать, но и вооружать мирные самолёты, чтобы они, выходя на ледовую разведку, могли дать отпор врагу, если он проникнет в Арктику. Заводчане ремонтировали военные самолёты, поступающие с фронта, изготавливали многие недостающие детали для боевых машин. В 1941 году работникам предприятия было поручено изготовление боеприпасов – мин. Также в годы войны на заводе выпускали корпуса боевых катеров, запчасти к самолёту СБ, катапультный корабельный и базовый ближний морской разведчик Бе-4, а в конструкторском бюро шла разработка патрульной летающей лодки ЛЛ-143. История Красноярского комбайнового завода началась зимой 1941-1942 годов, когда в основном корпусе и вспомогательных помещениях ликёро-водочного завода было размещено оборудование Запорожского завода «Коммунар» и завода им. Ухтомского из г. Люберцы. На заводе развернулось производство корпусов 45-мм и 76-мм снарядов, осколочных и химических мин. С середины 1944 года завод перешёл на производство комбайнов. В 1941 году в Красноярске началось строительство Аффинажного завода № 169 (Красноярский завод цветных металлов), который должен был производить переработку медно-никелевых шламов Норильского горно-металлургического комбината и извлекать из них благородные металлы – платину, палладий, родий, иридий, золото. С апреля 1943 года завод приступил к промышленному выпуску продукции. Впервые в СССР было осуществлено получение металлов платиновой группы из медно-никелевых шламов. В 1942 году первую продукцию на фронт отправила фабрика киноплёнки (завод «Квант»), основанная на базе фабрики № 6, эвакуированной из г. Шостки Ленинградской области. Здесь выпускалась киноплёнка и фотобумага для нужд аэрофоторазведки, плёнка, предотвращавшая запотевание стекол противогазов, дополнительные заряды к минам и многое другое. Красноярский ПВРЗ, принявший в сентябре-декабре 1941 года оборудование заводов Наркомата путей сообщения, подвергся коренной реконструкции. Здесь стали выпускать 82-мм миномёты, корпуса 122-мм снарядов, ремонтировали паровозы серии «ФД». Из его цехов выходили санитарные вагоны для перевозки раненых, вагоны-мастерские, прачечные, технические поезда специального назначения, бронепоезда. Не жалея сил, рабочие завода трудились по 10-12 часов в будни, а по субботам и воскресеньям выходили на сбор чёрных и цветных металлов, восполняя их острый дефицит. Зимой 1942 года было начато строительство первого в Восточной Сибири предприятия текстильной промышленности – Канского хлопчатобумажного комбината на базе эвакуированного оборудования Высоковской прядильно-ткацкой фабрики из Московской области, Ленинградской фабрики «Красная нить» и Озерского хлопчатобумажного комбината. На базе оборудования Одесской махорочной фабрики в Канске было построено еще одно предприятие союзного значения – табачная фабрика, выпускавшая «Беломор» и махорку, которые пользовались популярностью на фронте. Для того чтобы обеспечить бойцов Красной Армии всем необходимым, использовалась любая возможность. Даже мастерская, которая изготавливала примусы, перестроила своё производство и освоила выпуск корпусов для 50-мм мин. Фабрика кожаных изделий стала шить комплекты специальных вьюков для солдат, которые с их помощью переносили на спине многокилограммовые минометы.
За годы войны Красноярск стал крупным индустриальным центром Восточной Сибири, одним из новых промышленных арсеналов страны. Выпуск валовой продукции был увеличен в 2,8 раза. В годы войны здесь происходило становление предприятий военно-промышленного комплекса, 85% промышленной продукции Красноярска отправлялось непосредственно на фронт. Кроме того, в крае получили развитие такие отрасли, как паровозостроение, производство сельскохозяйственных машин, гидролизная, текстильная, табачная и другие.
Для бесперебойной работы заводов было необходимо большое количество электроэнергии, и в декабре 1941 года город вернулся к керосиновой лампе. Поскольку в результате эвакуации резко увеличилось население Красноярска, было проведено уплотнение гражданского населения города. Санитарные нормы были урезаны до 3 кв. м на человека. Но жилья все равно не хватало. В Красноярске началось активное строительство бараков. 1 сентября 1941 года в Красноярске были введены хлебные карточки. Рабочим устанавливалась норма от 500 до 1000 гр в день, служащим и иждивенцам – по 400 гр, детям до 12 лет – 300 гр. На заводах работали рабочие столовые, но питание было скудным. Дополнительное питание получали передовики производства, рабочие горячих цехов. Для решения вопроса с рабочим снабжением на предприятиях создавались подсобные хозяйства. Всего к 1944 году промышленные предприятия и организации имели уже 194 таких подсобных хозяйств. Красноярцы раскапывали пустующие участки и выращивали на них овощи, но времени на обработку огородов было катастрофически мало – отпусков и выходных не было.
В военные годы были заложены и развиты основы военной транспортной авиации. Одним из воздушных маршрутов ленд-лиза была засекреченная Красноярская воздушная трасса Аляска – Красноярск (АлСиб), проходившая через Чукотку, Колыму и Якутию. С осени 1942 до августа 1945 года по ней перегоняли из США военные самолёты. Их ремонт и подготовку к отправке на фронт осуществляли в Красноярске. Изыскательскими работами по строительству трассы руководил Герой Советского Союза В. С. Молоков, начальником трассы и командиром первой перегоночной авиадивизии был Герой Советского Союза И. П. Мазурук. Впервые в истории развития авиации перегонка самолётов велась на огромные расстояния – свыше 6 тысяч км, над малонаселёнными районами, в условиях максимально низких температур – до - 60 °С. Полёты выполнялись на пределе физических возможностей, но лётчики с честью справлялись с трудной задачей. За три года по трассе было переброшено около 8 тыс. истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов – более половины полученных по ленд-лизу из США. Самолеты АлСиба выполняли и другие задания, например, вывозили в Воркуту стратегическую продукцию Норильского комбината, осуществляли пассажирские и дипломатические перевозки. К концу войны это была наиболее благоустроенная и технически оснащённая авиатрасса страны.
В июле 1941 года в Красноярске было сформировано Управление эвакогоспиталей (эвакоприёмник-49), объединившее почти полтора десятка эвакогоспиталей и вмещающий более 10 тысяч коек. Круглосуточно оказывалась помощь тяжелораненым, из которых более 70% возвращались в строй. В самом же городе было расположено более 40 госпиталей. Для работы с ранеными были привлечены лучшие медицинские кадры края, а для скорейшего выздоровления раненых широко применялись новейшие методы. Горожане брали шефство над госпиталями – проводили концерты, приносили овощи со своих огородов и дары тайги. Для выздоравливающих даже организовывались катания на детской железной дороге в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.
Массовое движение по оказанию помощи фронту стало одним из проявлений патриотизма. С первых военных дней рабочие, служащие, инженерно-технические работники по собственной инициативе начали отчислять часть своей заработной платы, сбережений, вносить ценности, облигации в фонд обороны. А в День авиации, 17 августа 1941 года, состоялся общегородской воскресник, в котором участвовало около 100 тысяч человек. Столько же работало на воскреснике 7 сентября. Все заработанные деньги были перечислены в фонд обороны. К октябрю 1941 года трудящиеся Красноярска внесли в фонд более 9 млн рублей. На протяжении всей войны происходил сбор тёплых вещей и подарков для фронтовиков. Индивидуальные и групповые посылки на фронт отправлялись к 7 ноября и 1 мая, ко дню Красной Армии и Новому году. В меру возможностей оказывалась помощь семьям фронтовиков и детям, оставшимся без родителей. С 1942 года город оказывал помощь районам, освобожденным от оккупации. Яркой демонстрацией патриотизма трудящихся Красноярска стал сбор средств на строительство военной техники. Возникнув в 1942 году, это движение просуществовало на протяжении всей войны. Красноярцы вносили свои сбережения для создания танковых колонн «Красноярский рабочий» и «Красноярский колхозник», самолётов «Красный медик» и «Счастливое детство», санитарных самолётов, эскадрилий трудовых резервов, гидромедслужб и других боевых машин. Всего было собрано более 10 млн рублей, а за весь военный период – свыше 25 млн. В фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны трудящиеся края внесли помимо денежных средств 101,5 тысячу пар обуви, 142 тысячи комплектов одежды, более 590 тысяч пудов продовольствия, собрали сотни тысяч рублей на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий, отправили на фронт 253 вагона с подарками.
В самые тяжёлые времена советские воины были уверены в безраздельной поддержке тыла, в том, что в них верят и ждут Победу.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: