История Волгограда знает разные времена, которые фиксируются множеством различных памятников. Среди этих памятников выделяется группа, посвящённая обороне Царицына Красной армией в 1918-1919 гг., во время Гражданской войны. Есть памятники Гражданской войны, стоящие в самом центре города, а есть такие, как этот, затерянные в дебрях улицы Пугачёвской.
Найти этот памятник не просто, он хоть и приписан к Пугачёвской, но по сути стоит в стороне, у склона к Волге, можно сказать, на пустыре. Когда-то расположенная неподалёку бывшая школа №50 несла над этим памятником шефство, однако по завершению советских времён это шефство закончилось. Под памятником — захоронение девяти человек (если верить надписи).
Довольно странным представляется и место, в котором установлен памятник. Его ограда примыкает к забору старого дореволюционного здания. Этот дом старше захоронения и был свидетелем событий, которые нам неизвестны. Сегодня напротив него ничего нет, но до в довоенный период здесь стояло ещё одно здание. Таким образом, памятник находился во дворах, среди жилых домов.
***
Многие железнодорожники Царицына, Филоново, Себряково, Котельниково, Морозовой принимали участие в борьбе за Советскую власть. В депо, на станциях, в дистанциях пути и других подразделениях транспорта уже с конца 1917 г. начали возникать ревкомы, которые обладали всей полнотой власти; создавались красногвардейские отряды, отряды по охране путей, мостов, часто специально разрушаемых противоборствующими сторонами. Отряды железнодорожников разоружали воинские части, возвращавшиеся с фронтов Первой мировой войны, часть которых шли на помощь генералу П.Н. Краснову – одному из организаторов белоказаков. Воинские эшелоны не допускали следовать по маршруту, пока солдаты не сдавали винтовки, пулемёты и другое оружие.
Железнодорожные рабочие и служащие были должны, и работать, и сражаться, налаживать движение и обеспечивать подвоз продовольствия и топлива в центральные районы страны. Красногвардеец В.А. Тимофеев вспоминал: «Организованный отряд располагал винтовками, которые нашли в одном из вагонов, следовавшем с турецкого фронта. Позже нам выдали и отличительные знаки – нарукавные красные ленты с надписью «Рабочая Красная Гвардия»».
Поддержка Советской власти в Царицыне в 1917-1918 гг. была высокой. Так, собрание служащих, мастеровых и рабочих депо ст. Волжская Юго-Восточной железной дороги постановило в полном составе вступить в ряды Красной гвардии. В резолюции собрания говорилось: «Мы решили до последней капли крови защищать интересы трудового народа, и Каледин только через наши трупы вступит в Красный Царицын. Мы протестуем против саботажа и требуем предать народному революционному суду врагов народа – саботажников».
При обороне Красного Царицына от белогвардейцев особенно отличился первый коммунистический батальон имени Совета Народных Комиссаров, в котором состояло немало рабочих железной дороги. Боец этого батальона Н.В. Неделин подчеркивал: «Энтузиазма было много, но явно не хватало военных навыков, мало кто умел владеть оружием». Многие железнодорожники участвовали в отрядах И.В. Тулака, были в составе Морозовско-Донецкой дивизии.
***
Большое значение в действиях Красной Армии имели бронепоезда. Железнодорожные депо в районе Царицына обслуживали и ремонтировали, бронепоезда, давали специалистов в состав боевых экипажей.
В 1918 г. на Царицынском фронте в составе Красной армии действовало 15 броневых поездов: «Гром», «Молния», «2-й Сибирский», «Борец», «Коммунист», «Товарищ Ленин» и др. В их командах было немало железнодорожников. Броневые поезда являлись важным оружием и грозой для обеих воюющих сторон. Водители бронепоездов держали себя бесстрашно и были отмечены наградами. Так, машинист бронепоезда «Гром» Воропаев Андрей Андреевич был награжден почетной грамотой Реввоенсовета Республики.
***
В начале XX в. в районе памятника находился посёлок железнодорожников при станции Волжская Волго-Донской железной дороги. Недалеко от станции, где находились дома железнодорожников, хоронили погибших в период гражданской войны. Известны имена 9 человек, которые сейчас указаны на памятнике в алфавитном порядке.
В Государственном архиве Волгоградской области хранятся краткие сведения об этих защитниках революции.
Слесарь депо Волжская И. Божесков погиб в ноябре 1918 г. под Гумраком от снаряда, попавшего в технический поезд.
Сын простого рабочего Пётр Иванович Гусев трудился стрелочником на ст. Волжская. В период гражданской войны он был бойцом 4-й роты Царицынского коммунистического батальона. 30 августа 1919 г. погиб под Ерзовкой в возрасте 29 лет при сражении за Царицын, занятый Кавказской армией барона П.Н. Врангеля.
Сын рабочего Сергей Голубцов работал машинистом в депо ст. Волжская. Погиб 30 июня 1919 г. на паровозе близ ст. Банная. Пуля попала ему в грудь, вызвав моментальную смерть.
Сын рабочего службы путей Гаврил Иванович Краснорудский (в других источниках Краснорутский, Красноруцкий) родился в 1901 г. На семнадцатом году жизни он вступил в ряды РКП(б). До службы в рядах Красной Армии работал слесарем в депо ст. Волжская. В трудный период по призыву партии Г.И. Краснорудский отправился на защиту города. Погиб в апреле 1918 г., работая на автомобиле на передовой линии фронта. Следует отметить, что в составе железнодорожников, участвовавших в боях весной 1918 г. было не менее 5 человек с фамилией Красноруцкий.
Потомственный рабочий Александр Кузьмичёв являлся помощником машиниста депо ст. Волжская. Погиб в 25 лет в ноябре 1918 г. под ст. Гумрак от снаряда, выпущенного белогвардейцами в технический состав.
Сын железнодорожного служащего Фёдор Лукич Лобанов трудился слесарем депо ст. Волжская. Погиб в 18 лет в мае 1918 г. в районе ст. Чир на реке Дон.
Тридцатилетний котельщик депо ст. Волжская Фёдор Соболев погиб в январе 1919 г. под хутором Ежовка. Когда он повёл свою роту в атаку, то оказался под пулемётным огнём. Идя впереди бойцов, командир первым попал в устроенную белыми засаду.
Тимофеев Иван Семёнович – сын железнодорожного служащего, старого партийца, был списчиком вагонов. Он погиб в возрасте 27 лет, 17 октября 1918 г. под хутором Яблочкино Донской области, получив в бою две смертельные раны.
Хлынин Павел Николаевич – работник грузовой службы. С 1918 г. он состоял в партии большевиков и входил в военно-революционный комитет. В Царицынском коммунистическом батальоне воевал пулемётчиком. Погиб 27 июня 1919 г. в 25 лет от взрыва брошенной с аэроплана бомбы.
От всех этих людей на сегодня сохранилась только одна фотография. Изображение П.Н. Хлынина было передано его братом в музей-заповедник «Сталинградская битва».
Сначала памятник героям-железнодорожникам был поставлен в клубе имени К. Либкнехта, а 29 июня 1921 г. открыт в торжественной обстановке на нынешнем месте. Он представлял собой обелиск с фамилиями захороненных красногвардейцев увенчанный пятиконечной звездой и украшенный в верхней части серпом и молотом. Недалеко от места захоронения защитников Царицына находилась старообрядческая Успенская церковь. Храм видно на фотографии с митинга по поводу открытия памятника.
Архитектором современного памятника является В.М. Кудряков – автор и другого памятного знака – на братской могиле советских воинов и рабочих, погибших в период Сталинградской битвы, расположенной на гражданском кладбище пос. Дар-Гора Ворошиловского района г. Волгограда.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: