Всем смолянам хорошо известно имя Марии Клавдиевны Тенишевой. (тайник ей https://geocaching.su/?pn=101&cid=442) Думаю, известно оно многим не только за пределами Смоленска, но и страны, ведь значительную часть жизни она провела во Франции, где и скончалась.
Но так получается, что муж ее (вернее, память о нем), чью фамилию она носила и с помощью кого (читай, на чьи деньги) вершила свои благотворительные дела находится в ее тени, видимо в созвучии со своей фамилией…
А между тем, Тенишев заслуживает отдельного внимания, ну и тайника, соответственно.
Вячеслав Николаевич принадлежал к известному аристократическому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы Тениша Кугушева, перешедшего в 1528 году на службу к московскому великому князю Василию III, отцу Ивана Грозного. Служа российским государям Тенишевы обрусели, приняли христианство, разбавив татарскую кровь многочисленными браками с русскими дворянскими семействами. Прадед В.Н. Тенишева был удостоен княжеского титула «за особые заслуги по укреплению мощи государства Российского».
Тенишев родился в Варшаве. Его отец, князь Николай Иванович, был управляющим путей сообщения в Польше. Он очень рано потерял мать, и после ее смерти воспитывался в доме дяди под Тверью. А образование Тенишева прошло в старейшем учебном заведении Германии, Политехническом техникуме в Карлсруэ. Юный князь хотел посвятить себя, как и отец, железным дорогам.
Однако, несмотря на свое происхождение, стартовал он с самого низа. Как вспоминал будущий премьер-министр империи Витте:
«… начинал службу на железной дороге техником с содержанием в 50 рублей в месяц».
И только постигнув дело в мельчайших деталях, Тенишев занялся строительством железных дорог. Витте, по свидетельствам современников, был язвительным человеком, весьма острым на язык. Но про Тенишева граф Витте написал с уважением:
«Человек, сделавший состояние собственным трудом».
В июле 1873 г. Тенишев совместно с П.И. Губониным и В.Ф. Голубевым основал «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». Завод должен был заниматься выплавкой чугуна, выделкой железа и стали, приготовлением из них изделий на продажу, производством всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения. Предприятие было создано в Бежице, но называлось Брянским заводом. Всю техническую сторону строительства завода взял на себя Тенишев. Летом 1874 г. новое предприятие дало первую продукцию и с течением времени Брянский завод превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны. П.И. Губонин, первоначально возглавлявший акционерное общество по своему образованию, не мог оставаться во главе такого сложного предприятия как Брянский завод, его сменил в 1879 года Тенишев, которому в то время было 35 лет. Предприятие под его руководством стало развиваться небывало высокими темпами, и стало одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий России. Продукция завода не знала себе равных, каждый год на заводе начиналось производство новых изделий. Так, ряд железных дорог снабжался исключительно произведенными на этом заводе рельсами, качество которых было лучше зарубежных. С 1880-х годов завод стал выпускать броню для броненосцев Черноморского флота. Именно Тенишев убедил Морское министерство отдать заказ на броню не английским производителям, а Брянскому заводу, поскольку при испытаниях брянская броня оказалась лучше английской. В 1890-х гг. завод превратился в крупного производителя паровозов и вагонов. В начале XX века правительственная комиссия во Франции признала, что Брянский завод стоит наравне с лучшими предприятиями Западной Европы.
В своих записках русский художник, историк искусства, художественный критик Александр Бенуа вспоминает:
«Князь собственным умом и смекалкой составивший себе огромное состояние и продолжавший его с успехом увеличивать посредством всяких деловых операций и индустриальных предприятий».
Несмотря на успех в коммерческих делах интересы В. Н. Тенишева были гораздо шире. Он хорошо разбирался в музыке (и сам играл на виолончели), занимал значительную роль в музыкальных кругах столицы, был членом дирекции Петербургской консерватории, а с 1883 по 1887 год — председателем дирекции Петербургского отделения Российского музыкального общества. В доме Тенишевых в Петербурге бывали: П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин, А. С. Аренский и многие другие.
Так же Александр Бенуа в своих записках отмечает:
«Тенишев был совершенно не похож на князя. Он был прост и в манере говорить, и в манере одеваться. А внешне походил на купца своей окладистой бородой, румяными щеками и широкими плечами…»
Многие современники поражались эрудиции, образованности его, и целеустремленности. Он был убежден, что имеет значение только та деятельность, которая может принести общественную пользу. Как умный человек, князь предвидел, что политические страсти приведут Россию к «взрыву». Управлять имуществом будет сложно. В конце XIX века он неожиданно для всех отошел от дел.
Свое время он посвятил написанию книг. Его труды: «Математическое образование и его значение», «Деятельность животных». Уже в 1897 году вышел третий его труд «Деятельность человека». Тогда же он открыл в Петербурге Этнографическое бюро. И в 1898 году создал там же передовую частную школу, спустя два года преобразованную в училище, получившего название Тенишевского. Кстати, современники князя считали, что самое великое наследие, которое он оставил после себя, – это именно образовательные программы. Школа, по Тенишеву, – это не просто набор теории и практики, а прежде всего понимание себя. Кроме того, он считал, что образование должно быть без принуждения – только тогда оно формирует характер. И этот принцип лёг в основу созданной им впервые в России свободной школы.
Все, кто знал князя, характеризовали его как человека мягкого, сердечного, но при этом упорного в достижении цели. В книге «Впечатления моей жизни» Мария Клавдиевна Тенишева писала о супруге:
«Это был человек с железной волей, сильный духом. Он мягко, без малейшего усилия умел заставить говорить и делать, что хотел. Его считали крупным дельцом, умным, решительным человеком, создавшим много крупных коммерческих предприятий. В обращении он был добродушен, в манерах, туалете - более чем прост. Меня подкупало в нем то, что он был совершенно несветский, серьезный, образованный человек, любил и понимал музыку, что с ним можно было говорить, но более всего - его сильный, независимый характер. Для него не существовало ни предрассудков, ни препятствий в достижении раз поставленной цели. Редкий тип человека, настоящий самородок!»
Вячеслав Николаевич был патриотом – без квасного понимания этого слова. Он любил Россию, и любой проект рассматривал в первую очередь с точки зрения его важности для страны. Даже такой частный акт, как покупка имения в Талашкино. Ведь, по словам княгини Святополк-Четвертинской, близкой подруги жены князя - Марии Клавдиевны, прежде чем выделить деньги, Тенишев вытребовал с неё два обещания: просил Екатерину Константиновну остаться в Талашкино хозяйкой и никогда не прекращать сельскохозяйственных экспериментов, потому что это важно для России.
«Это важно для России» – слова, которые можно назвать девизом всей жизни Вячеслава Николаевича Тенишева…
В 1900 году Тенишева назначили генеральным комиссаром от России на Всемирной выставке в Париже. Россия с его помощью смогла продемонстрировать все свои технические и культурные достижения. Ее ждал оглушительный успех, а самого Тенишева во Франции наградили Орденом почетного легиона. Но, увы, то был последний триумф князя…
25 апреля 1903 года жизнь Тенишева оборвала тяжелая, неизлечимая болезнь сердца. Князь умер в Париже, но его останки были захоронены в России, в подклети храма близ родного Талашкина. Тело любимого мужа Мария Тенишева забальзамировала на 100 лет. Однако после революции местные активисты, движимые ненавистью ко всему буржуазному, зимой 1923 года осквернили фамильный склеп, гроб вынесли наружу, разломали и начали глумиться. Ночью тело князя бросили в неглубокую яму у озера.
Но местные жители, для которых Тенишевы сделали в своем имении образцовое хозяйство и для детей которых организовали сельскохозяйственную школу, ночью вынули тело Вячеслава Николаевича из ямы и перезахоронили на сельском кладбище. Место его погребения хранилось в тайне, поэтому его могила затерялась. В настоящее время были предприняты попытки найти место последнего упокоения князя. Захоронение устанавливали по архивным данным людей, живших в те времена. Однако, как рассказали сотрудники историко-архитектурного комплекса «Теремок», достоверно определить, в какой из могил кладбища может покоиться тело князя, крайне сложно. Ведь чтобы подтвердить это документально, необходима дорогостоящая экспертиза.
Поэтому новая могила князя является кенотафом, т.е. памятным камнем под которым нет тела усопшего. Реальное же захоронение находится немного в стороне, но установить там памятник не представляется возможным.
Впервые информация об обнаружении считавшегося потерянным захоронения появилась в сентябре 2014 года. Тамара Исаченко, сотрудник историко-архитектурного комплекса «Теремок»:
«Очень-очень пожилая женщина, приехав в родительский день, на Радуницу, на кладбище, подошла к конкретному месту и показала, что именно сюда она со своими родителями, будучи еще ребенком, а затем и взрослой девушкой, на каждую Радуницу ходила поминать барина, так звали князя в народе».
Найдя брошенное тело князя, под покровом ночи крестьяне похоронили его в трудно проходимом месте кладбища. Все эти годы там не было даже могильного холма. Крестьяне боялись повторного разорения захоронения и десятилетиями хранили тайну. Удивительно, но после признания пожилой женщины на могиле князя вырос дубок.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: