История «Зелёного призрака»: бронепоезд «Железняков» [VI/30116]

Железняков в годы ВОВ
Железняков в годы ВОВ
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Крым респ. и Севастополь
Севастополь р-н
Ближайший нас.пункт
Севастополь
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.67Нашли: 10
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Памятник бронепоезду Железняков
Памятник бронепоезду Железняков
Троицкий тоннель
Троицкий тоннель
Железняков в боевом походе
Железняков в боевом походе
Автор: Skipper44
Создан: 18.08.2023
Опубликован: 18.08.2023
(отредактирован: 18.08.2023)
Компаньоны: Iriko

Описание окружающей местности

Этот памятник в виде «бронепоезда» на площади Ревякина около городского автовокзала многие видели не один раз. Он установлен в память о бронепоезде «Железняков», участвовавшему в боя во время обороны г. Севастополя в годы Великой Отечественной войны.

Сначала установили его бывший вспомогательный паровоз Э-2500, построенный на Харьковском паровозостроительным заводе еще в 1917 г. После войны паровоз восстановили и передали в депо Джанкой. Там он до 1967 г. водил поезда по крымским магистралям.

24 октября 1967 г. паровоз, как реликвию боевой славы, железнодорожники передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя. На паровозе воспроизвели надпись: «Смерть фашизму».  Символично, что в город-герой его доставила фронтовая паровозная бригада бронепоезда «Железняков»: машинист М.В. Галанин, помощник – Е.И. Матюш, кочегары – В.Г. Иванов и Ф.Ф. Черкашин.

8 мая 1990 г. к нему прикрепили артиллерийскую установку ТМ-1-180. У нее тоже своя история. Установка была активно задействована в боевых действиях Финской войны. А в составе 16-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского Флота в 1942-1943 гг. принимала активное участие в боях северо-восточнее Туапсе. Списанную установку должны были утилизировать. Но ветераны Великой Отечественной и молодежь Севастополя организовали целое движение в защиту памятника. Севастопольцы собрали более 140 тонн металлолома и сдали его «Вторчермету» в порядке компенсации.

В строй бронепоезд был введен под номером БП-5, но ему еще решили дать персональное имя - "Железняков", в честь матроса Анатолия Железнякова - командира бригады бронепоездов во время Гражданской войны в России.

Бронепоезд вёл боевые действия – с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.

Состав был готов 4 ноября и в тот же день был включен в береговую оборону главной базы Черноморского флота - Севастополя. Там же он и строился - в мастерских Севастопольского Морского завода.

Первый боевой рейд легендарного бронепоезда "Железняков", который в последствии немцы прозвали "Зеленый призрак", состоялся 7 ноября 1941 года.

БП-5 был защищен броней толщиной от 15 до 30 миллиметров, а также композитной броней из армированного железобетона и имел 4-е четырехосных броне-платформы, каждая весом до 60 тонн. Впоследствии вооружение частично заменили на более мощное. С помощью паровоза типа «Ов» "Железняков" мог развивать скорость до 50 км в час. В состав бронепоезда входил также тяжелый паровоз серии Э - для использования на крутых подъемах.

Первым командиром бронепоезда был капитана Л.П. Головин, бронепоезд был его детищем. Он с первого дня руководил его постройкой, формировал подразделения, готовил экипаж к боям. Накануне первого выхода в боевой рейд командование Севастополя откомандировало капитана Головина и часть экипажа в 8-ю бригаду морской пехоты. Командиром был назначен капитан Саакян. Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял старший лейтенант Чайковский. Последним командиром был инженер-капитан М.Ф. Харченко, который погиб в июле 1942 г на мысе Херсонес.

Это был не единственный бронепоезд, построенный во время обороны Севастополя: подобных составов подготовили семь. Однако все они один за другим были уничтожены, и только "Железняков" отличился живучестью и удачливостью. Он появлялся в самых неожиданных местах, быстро выстреливал боезапас - и так же быстро исчезал. За это, а также за защитный цвет окраски, постоянную смену позиции гитлеровцы прозвали БП-5 "Зеленым призраком".

Укрывался бронепоезд обычно в узких скалистых участках железной дороги, либо в тоннелях. Таким образом, после рейда он уклонялся от обстрела артиллерии или от налёта вызванной немецкими пехотными подразделениями авиации. Места технических стоянок тоже постоянно менялись и гитлеровская фронтовая разведка долго не могла их вычислить. Каждый рейд «Железнякова» тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей. К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая практически каждый день под огнем противника восстанавливали поврежденный железнодорожное полотно.

21 июня 1942 г. отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. «Железняков» обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.

Бронепоезд сражался до 26 июня, когда немцам удалось накрыть одно из убежищ БП-5 (Троицкий тоннель) мощными авианалетами, в которых участвовало более 50-ти бомбардировщиков. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю броне-платформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля. Второй выход из тоннеля оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. Это оказалось полной неожиданностью на немцев. Разгребая завалы после бомбёжек, экипаж демонтировал часть орудий и пулеметов с заблокированных в тоннеле платформ. Они были использованы в обороне позиций советской пехоты.

28 июня 1942 года, немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля.

30 июня остатки экипажа были блокированы в полузасыпанном тоннеле. Немцы, выслав парламентера, предложили покинуть тоннель скрывавшимся здесь от бомбежек мирным жителям. С ними отправили медсестер бронепоезда. «Железняковцы» держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен.

После падения Севастополя и захвата немцами всего Крыма, гитлеровцы расчистили Троицкий тоннель и выкатили из него то, что осталось от "Железнякова". После ремонта бронепоезд получил название "Ойген". Он оставался в Крыму до наступления советских войск. При отступлении и попытке эвакуации с полуострова немцы сами взорвали бывший БП-5.

Рядом с бронепоездом установлены стенды, рассказывающие о подвигах «Зелёного призрака», его командирах и бойцах. Лучше всего обзор памятника начинать с них.

Короткую историю о бронепоезде «Железняков» в описании тайника хочется закончить стихотворением севастопольской поэтессы Ольги Старушко:  

Где сходятся рельсы, шоссе и причалы, и бухта к земле - языком, на вечной стоянке застыл у вокзала воссозданный «Железняков».
За ним подымается Красная горка. И смотрит, заняв высоту, на друга-товарища «тридцатьчетверка», и маки на скалах цветут. 
Читает пацан по складам: «С-м-е-р-т-ь фашизму» на черном бушлате брони. Пугавший захватчиков сумрачный призрак. Защитник в суровые дни.
Руками рабочих Морского завода он собран под шквальным огнем: в строю с ноября сорок первого года, потерянный в сорок втором.
Победа! И ясное крымское небо, и мирно цветущий Джанкой, и золото послевоенного хлеба, что тек в элеватор рекой.
А годы спустя фронтовая бригада, что раньше вела его в бой, вернет в Севастополь - как дар, как награду, как память, что стала судьбой.
…Я шла от проспекта Победы к вокзалу знакомой дорогой, как встарь. И над Панорамой луна засияла - как будто включили фонарь.
Стоял под парами, к отправке готовясь, состав Севастополь - Донбасс. Да, люди мы мирные. Но бронепоезд в строю - и не выйдет в запас.
2014 г.  

По ссылкам ниже можно найти много других интересных фактов и видео боевой деятельности бронепоезда «Железняков»:

https://www.youtube.com/watch?v=uOsUkxY8QH0&t=270s
https://www.youtube.com/watch?v=HMGQO2340uQ&t=20s
https://russian7.ru/post/zelyonyy-prizrak-kak-sovetskiy-bron/ 
https://rg.ru/2021/11/07/zelenyj-prizrak-kak-prohodili-boevye-rejdy-bronepoezda-zhelezniakov.htmlhttps://ok.ru/group54994669928462/topic/144188015346958
http://militera.lib.ru/memo/russian/aleksandrov_ni/03.html
https://yourlogoped.ru/geography/zel-nyi-prizrak-sevastopolskoi-kreposti---bronepoezd-zheleznyakov-v-velikoi/



Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Yunata13 (01.10.2024 14:03:39)
Зачёт пришёл. Мы уже брали предыдущую версию этого тайника. Молодцы, что реанимировали. Спасибо.
Sergio79 (17.09.2024 17:33:50)
Взял сегодня тайник. Ответы на вопросы нашли легко.
Больше 10 лет назад брал традиционный тайник в этом же паровозе. Автору спасибо!
Звезда (14.09.2024 09:41:38)
Scarabingo (16.04.2024 19:06:52)
polgav (05.01.2024 22:10:34)
lllllllllllll (29.12.2023 19:46:33)
Вера (03.10.2023 08:18:35)
serj3368 (29.08.2023 08:14:09)
Skipper44 (19.08.2023 20:42:56)
DisaV (18.08.2023 21:16:46)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.