Фронтовая узкоколейка [TR/29893]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Размер: Маленький
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Новгородская обл.
Маловишерский р-н
Ближайший нас.пункт
Папоротно
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.50Нашли: 4
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: Nick371
Создан: 25.07.2023
Опубликован: 26.07.2023
(отредактирован: 01.08.2023)

Описание окружающей местности

Тайник из серии придорожных тайников: остановился - отдохнул - вспомнил историю - нашел закладку(размялся:)).

1 октября 2011 года на автотрассе Малая Вишера – Спасская Полисть у поворота на Гряды установлен памятник узкоколейке, снабжавшей Волховский фронт, Вторую Ударную армию боеприпасами. В год 70-летия освобождения города Малая Вишера от фашистов поисковики из отряда «Красная Звезда» (командир – Георгий Васильев) установили памятник – два рельса, скреплённых тремя шпалами. Дизайн разработали сами поисковики. Помощь в работе оказала администрация района и строительная база «Ремесло».

Строительство узкоколейной железнодорожной линии Еглино – Мясной Бор – Гряды – Большая Вишера было начато 10 марта 1942 года и окончено 1 июня 1942 года.

На строительстве выполнены объемы работ: 34994 куб. м земляных работ, 114 км уложено главного пути, в т.ч. 10 км станционных путей, 13 малых мостов протяженностью 194 погонных метра, 3 средних моста протяженностью 62 погонных метра, 1 большой мост – 72 погонных метра, 384 проводокилометра линий связи, 6 пунктов водоснабжения.

Ветка Гряды – Александровская колония строилась по заданию командования Волховского фронта с середины апреля 1942 года. Среди строителей были военные железнодорожники, лишь недавно вышедшие из-под окружения под Мясным Бором: путевые железнодорожные батальоны № 2 и № 68 ГОРЕМ-21 (головной ремонтно-строительный поезд и машинно-путевая станция, которые входили во 2-ю железнодорожную бригаду полковника Г.П. Дебольского).

Грунт уже растаял, поэтому строительство земляного полотна шло очень быстро. Ставилась задача: пропустить первый поезд по ветке к 1 мая 1942 года. Инженером по техническому снабжению железнодорожных войск Волховского фронта был А.М. Неселевский, начальником – Г.Т. Пучков.

Станция Гряды ежедневно подвергалась обстрелу вражеской дальнобойной артиллерии со стороны ст. Дубцы. Самолеты противника над Грядами летали с разведывательной целью. Иногда они бомбили станцию, если на ней скапливались вагоны или стояли бронепоезда. Чтобы замаскировать начавшееся строительство, большинство погрузочно-разгрузочных работ на базе производилось в темное время суток. Труднее это стало делать, когда поток грузов значительно возрос и стал поступать подвижной состав для узкой колеи.

Первый паровоз прибыл в Гряды 26 апреля. В этот же день его поставили на путь, растопили котел, экипировали и торжественно отправили на ветку первый рабочий поезд с рельсами и скреплениями. Затем строители начали балластировку путей перегонов на станциях Береза, Сосна, Глубокая Копань, Ольха. На всех станциях установили телефоны, свою вахту несли дежурные по станции и стрелочники. Стали работать ремонтные бригады путейцев.

Так начала свое существование во фронтовой полосе узкоколейная магистраль Гряды – Александровская колония, снабжавшая войска Волховского фронта боеприпасами и продовольствием. Первый воинский поезд вышел из Гряд 12 мая. Он увозил боеприпасы. А когда начались боевые действия в районе Мясного Бора, оттуда стали поступать санитарные поезда. Каждый такой поезд брал около 400 раненых.

На ст. Глубокая Копань военные железнодорожники создали пункт водоснабжения, на ст. Ольха оборудовали несколько длинных изолированных тупиков, на которых разместились армейские склады боеприпасов и продовольствия. К этим складам проложили хорошие автодорожные подъезды. Все тупики, склады и подъезды были хорошо замаскированы.

После балластировки и ремонта путь узкоколейки «вел» себя хорошо. При въезде поезда на болото путь немного тонул, но затем всплывал снова. Некоторые машинисты весь путь проделывали всего за один час.

После окончания строительства путевые батальоны были переброшены в Любытино – Неболчи. Для обслуживания узкоколейной ветки остались две роты. Путейцы занимались реконструкцией ст. Гряды, а также сделали ответвление от ветки до ст. Большая Вишера. Теперь в Грядах перегружались боеприпасы, а санитарные летучки – в Б. Вишере. Противник знал о ветке, пытался выследить ее трассу с воздуха, засылал шпионов. Но хорошая маскировка и систематическая патрульная служба оберегали ветку и от бомбежек, и от диверсий. Ветка просуществовала до апреля 1944 года.

61-я отдельная рота движения прибыла на узкоколейку в мае 1942 года в составе бригады железнодорожников полковника Г.П. Дебольского, через месяц была переведена в состав Волховского фронта.

Командир 61-й роты Никифор Леонович Ефремов (умер в 1952 году), заместитель командира – капитан Лазарь Егорович Красовский.

Рота приняла от строителей дорогу и обеспечивала движение поездов по ней. Для большей пропускной способности расстояние между станциями было 3-5 километров. Назывались они по-разному: п. Дачный – станция Каштан, п. Большая Вишера – станция Вишня, между ними станция Пост и другие такие, как Осина, Ольха, Сосна, Берёза. На станции Каштан было основное расположение роты, там же находился диспетчерский пульт.

Поезда ходили под кодовым названием: Анна, Борис, Владимир, Андрей, Захар и т.п. Эти поезда на станции назначения ждали представители воинских частей. Стоило только поезду прибыть на станцию, состав разгружался и загружался снова в течение часа. Сами бойцы иногда удивлялись, как быстро всё происходит.

В сентябре 1943 года в 61-ю отдельную роту движения прибыло 30 девушек. Предстояло освоить военную науку, научиться работать на узкоколейке. Занятия с девушками проводили лейтенант Михаил Прокофьевич Перерве, старший техник-лейтенант Сергей Константинович Чубинидзе, старшие лейтенанты Борис Михайлович Волков и Петр Федорович Фролов. Это были знающие свое дело командиры.

Сдали экзамены и отправились на свои станции Аня Петрова (Чечулина), Клава Грибанова, Катя Зароченцева (Мацко),  Лена Бажанова, Надя Переюк, Зина Переюк, Мотя Дивакова, Клава Чернова и другие.

Анна Николаевна Чечулина вспоминала о своей работе на узкоколейке: «Мне сразу пришлось работать на ст. Пост, а затем на ст. Берёза. Работали мы день и ночь. Ветер, дождь и снег, жара и холод не были нам помехой. Мы телефонным переговором запрашивали путь поезду и выдавали машинисту бланк на право занятия перегона. Работа была очень напряженная, особенно трудно было работать в темные, дождливые осенние ночи, когда нельзя зажечь фонарь, когда нельзя подать звуковых сигналов. Тогда стрелочник или дежурный вставали на подножку паровоза, и поезд медленно проходил станцию, а уж потом набирал ход. Особое внимание мы уделяли стрелочным переводам.

За время работы на узкоколейке ни разу не было аварий, задержки поездов. Никогда ни у кого не было сомнения и страха. Надо, значит надо. И взяв в руки фонарь, прикрывая его полой шинели, выходили навстречу подходившему поезду. И сколько было ликования, когда мы узнавали об освобождении советскими войсками какого-нибудь города или поселка».

https://aspbiblmv.nov.muzkult.ru/gryadskuzk

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Nick371 (06.07.2024 22:12:23)
Заехали с инспекцией: коробочка в полном порядке.
Заселили геокрота Принц Эрик.
КоТтабыч (22.10.2023 10:39:55)
Взят 21.10.2023. Нашел без проблем, контейнер в порядке.
Автору - спасибо!
jamget (10.10.2023 19:11:07)
ВОЛХОВЧАНИН (10.09.2023 18:13:36)
Missing (06.08.2023 23:17:05)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.