Читинский дацан – это место, куда местные жители с удовольствием приходят за советом и нужной информацией, даже если они и не придерживаются буддийской веры. Здесь всегда внимательно выслушают и помогут.
Идея постройки нового храма для буддистов в Чите возникла ещё в 1994 году. Местная администрация выдала разрешение на возведение храма лишь в 2001 году.
Участок для него был выбран не сразу. Имелся ряд вариантов, и дид Хамбо-ламе Забайкальского края – Цырен-ламе пришлось даже прибегнуть к древнему тибетскому гаданию Мо – бросить кости, чтобы определить благоприятное место.
Он располагается в черте города, в тихом, спокойном месте, под сенью древних сосен, овеянный их целебным ароматом. Целых 8 лет прошло от закладки первого камня в 2002 году до официального открытия.
Начало этому процессу в 2007 году положили 46 млн рублей, которые Агинский Бурятский автономный округ вложил в постройку из своего бюджета. Осуществление проекта затянулось из-за недостаточного финансирования, но в середине августа 2010 года Дамба Брайбунлинг торжественно открылся, будучи освящённым российским духовным лидером буддистов – Хамбо-ламой Аюшеевым.
Название дацана означает «там, где собрали рис буддийского учения». Чита второй среди русских городов (первым был Санкт-Петербург) оказалась счастливой обладательницей буддийской святыни, в дополнение к уже имевшимся христианской и исламской церквям.
В Чите раньше уже существовал буддийский храм, но в 1914 году пожар его уничтожил. Причина не была установлена. Символично, что второй храм открыли в ту же дату, что и первый, спустя 111 лет.
История гласит, что в прежнем дацане не отправлялись службы, это была его музейная модель под названием «Буддийский культ», содержащий порядка 1700 экспонатов. Музей был в Сельскохозяйственной и промышленной выставке в числе прочих павильонов.
Построен был павильон в саду, названном в честь Жуковского, который сейчас является городским парком ОДОРА. Буддийские культовые реликвии переехали сюда из местного краеведческого музея. По тем временам это была лучшая мировая коллекция.
Сгоревший храм является прообразом нынешнего. Они сходны тем, что имеют:
три этажа,
украшения с резьбой,
крышу из черепицы.
Но новый дацан считается самым современным в мире из-за того, что в него проведены электричество, отопление, водоснабжение.
Это стало возможным только из-за нахождения здания в черте города. Передовые технологии соединились здесь со старинным бурятским зодчеством.
Для отделки главного здания и территории было приложено немало стараний. Металлические элементы декора отливались в столице Бурятии, позолота для их украшения была куплена в Индии.
Все постройки вписаны в квадрат со стороной 108 метров. Главные ворота и храм соединены гирляндами треугольных, как принято в южном буддизме, хии-морѝнов – специальных флажков. Они пяти цветов и имеют подписи.
По-другому флажки называются «кони ветра». Это название не случайно, так как ветер, приводящий их в движение, распространяет вокруг благой посыл, в них заключённый. Силы природы часто задействованы в различных буддийских ритуалах.
Войдя в ворота, посетитель отправляется в гороо – священный обход территории нечётное количество раз. Совершается он слева направо, так же как движется Солнце по небосклону.
Проходя мимо беседок с молитвенными барабанами, в которых заключены мантры, следует вращать барабаны. Это равноценно прочтению молитв, содержащихся в них.
Один оборот соответствует 100-кратному повторению мантры. Когда большие праздники, это может засчитаться и за тысячу прочтений, и даже за миллион.
Беседки окружают храм с трёх сторон, кроме южной. Как и сама святыня, они украшены крышей из черепицы и резными украшениями. В жёлтых домиках вдоль забора живут монахи-хувараки (ученики), ламы, настоятель храма, расположена администрация.
Многочисленные посетители приходят к врачу, астрологу и костоправу, которые есть среди восьми проживающих тут лам. В одном из домиков есть кафе, в котором готовят национальное блюдо – вкуснейшие буузы и другую пищу.
Цокчѐн-дуга̀н, или главный храм, украшает собой центр архитектурной композиции этого комплекса. Вход в храм обрамлён резными кедровыми выступами. Все деревянные элементы ярко расписаны минеральными красками.
Над ним – дхармачакра (колесо учения). По бокам от колеса – газели, которые, по легенде, были среди слушателей первой проповеди Будды, то есть, при первом повороте колеса учения. Само колесо – это символ Солнца, его восемь спиц – благородный Восьмеричный путь каждого буддиста.
Главный храм защищают от сил зла два чугунных льва у входа и два дракона на крыше. Дуган повторяет форму территории – он тоже квадратный.
Перед входом имеется железная курительница для благовоний. Её вес – 8 центнеров. Возле этого сосуда тоже принято оставлять подношения. Тут можно класть и деньги, и мясо, и другие продукты –у кого что есть. Утром половина подаяния складывается внутрь, половину оставляют снаружи.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: