Памятник Петру Великому [TR/2941]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
СПб и Ленинградская обл.
Бокситогорский р-н
Ближайший нас.пункт
Ефимовский, Сухая Нива
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 3
Рейтинг
4.21Рекомендаций: 5Нашли: 40
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Cossacks
Создан: 12.08.2007
Опубликован: 17.08.2007
(отредактирован: 26.05.2020)
Компаньоны: Y.U.S.&Анюткин

Описание окружающей местности

Всем известно, какую огромную роль в организации речного судоходства сейчас играет Волго-Балтийского канал. Однако так было не всегда. До конца 19 в. пользовались другими путями: Мариинской и Тихвинской водными системами.

В 1710 году Петр I в поисках удобного водного пути из молодой столицы на Волгу направляет английского инженера на русской службе Джона Перри "в командировку". Ее цель - создать водный путь, соединив каналом реки Волжского склона - Мологу, Чагодощу, Чагоду, Горюн, Соминку с реками Балтийского склона - Тихвинкой, Сясью и Невой. В ту пору старый Вышневолоцкий водный путь не справлялся с потоком грузов, которые в отсутствие железных дорог и автотрасс перевозили в XVIII веке именно водой.

Реки и речки, вошедшие позднее в Тихвинскую водную систему, еще в древности использовались как средство сообщения. На это указывает древнее название погоста Волок (позднее Хотеславль), существовавшего в верховьях р. Чагодощи. К XVIII веку погост Волок уже именовался Пристанью. От нее караваны судов спускались вниз по р. Чагодоще (Чагоде), левому притоку р. Мологи, судоходной даже в меженное время. Здесь издревле существовал торговый путь, который соединял Волгу с Приладожьем, причем через водораздел между реками, текущими в Волгу и Ладожское озеро, грузы перевозились гужом. Этот водный путь избавлял караваны от долгого плавания по р. Волхов, оз. Ильмень, верхней Волге, в том числе через опасные Мстинские пороги. В гидротехническом отношении он был весьма сложным. Подробнее о шлюзах, реках и каналах Тихвинской водной системы читайте в описании тайника "Варшавский шлюз".

Петр уделяет новому пути пристальное внимание и в 1712-1716 годах лично несколько раз выезжает для "рекогносцировки". За поверхностные исследования изгоняет Джона Перри. Для него построен деревянный дом на каменном фундаменте (дом сгорел в 1802 году). В 1724 году он рассматривает возможность соединения каналом устья Волхова и Сяси - дабы не путешествовать по неспокойной Ладоге.

В последние годы жизни Петра трасса Тихвинской водной системы полностью обследована. Но ее строительству помешала смерть великого царя-плотника. И только в 1797 году, когда в засуху обмелела Вышневолоцкая система, вновь встал вопрос о новом водном пути в Волгу. Окончательное устройство водного пути определил проект инженера Деволанта, созданный в 1800 году. Строительство началось в 1802 году, в царствование Александра I, а завершилось в 1811-м.

Работы по совершенствованию Тихвинской водной системы продолжались и позднее, так как Мариинская водная система не удовлетворяла растущих потребностей в грузоперевозках.

От Волги путь шел по реке Мологе до устья Чагодощи (248 км), по Чагодоще и Чагоде до устья Горюна (167 км), по Горюну (13 км), озеру Вожанское (3 км), реке Соминке (32 км и 8 шлюзов), озеру Сомино (1 км), реке Волчине (10 км и 3 шлюза), Тихвинскому каналу через озера Крупино и Лебедино (6,3 км), реке Тихвинке (158 км и 48 шлюзов) - через озера Еглино и Озерское, по реке Сясь от устья Тихвинки до села Сясьские Рядки (96 км), по Старосясьскому каналу (11 км), Староладожскому каналу (112 км) и Неве - до Петербурга (74 км).

Тихвинский канал оказался самым коротким. Путь по нему от Рыбинска до Петербурга составлял 924 км. А по "альтернативным" водным дорогам - значительно дальше. По Мариинской системе (соединяющей Рыбинск и Санкт-Петербург благодаря нескольким искусственным каналам, рекам Шексне, Ковже, Свири, Неве и ряду озер) - 1143 км, по Вышневолоцкой - 1440 км. Кроме того, был сделан вывод о том, что и в будущем невозможно будет достигнуть скорой и дешевой перевозки грузов, поэтому вопрос об устройстве кратчайшего водного пути от Рыбинска до Санкт-Петербурга имел первостепенное и важное государственное значение. Новый канал стал воплощением передовой инженерной мысли того времени. Судоходство по Тихвинской системе проходило в обе стороны, в то время как по Вышневолоцкой - только в одном направлении. Вдоль каналов была проложена дорога, так называемый бечевник, которым шли бурлаки (позже - лошади, еще позже - паровики). Это давало выигрыш в доставке грузов на целый месяц.

Именно здесь везли срочные и скоропортящиеся грузы. Этим путем везли товары на Макарьевскую (Нижегородскую) ярмарку.

Мелкие реки заставляли использовать несамоходные маломерные деревянные суда - соминки и тихвинки, имевшие незначительную (до 60 сантиметров) осадку, вполне подходящую для замываемых донным песком фарватеров. Ежегодно их строили около 200. Если соминки использовались только на местных трассах, то тихвинки ходили и по Мариинской водной системе (ныне Волго-Балт), и в малом каботажном плавании по Белому морю. Грузоподъемность этих судов составляла от 1420 до 2400 пудов.

По Тихвинскому каналу от Устюжны и ее окрестностей ежегодно сплавлялось на судах до 200 тысяч сажен дров, до 250 тысяч пудов теса и лесных материалов. К Рыбинску и Петербургу отправляли до 180 тысяч пудов овса местного урожая. Из Санкт-Петербурга купцы везли хлеб, железо, медь, кожи, холст.

По всей длине Тихвинского водного пути размещались 105 пристаней, из которых важнейшими были города Весьегонск и Тихвин, посад Сомино, села Колчаново, Реброво, Сясьские Рядки.

Крестьяне окрестных деревень и сел нанимались бурлаками. Для проводки баржи повсеместно использовалась и конная тяга. Средняя продолжительность тяги от Рыбинска до Санкт-Петербурга равнялась 29 дням, а обратно - 26 дням.

Население деревень, стоящих по реке Чагодоще, занималось мелким судостроением. Кроме того, рубили строевой лес для сплава на лесобиржи и лес на дрова для продажи, занимались промысловым рыболовством.

Тихвинская система, несмотря на все свои недостатки, способствовала развитию различных промышленных предприятий по берегам рек. Так, стекольный завод И. П. Позена, основанный в 1840 г., производил ежегодно до 700 штук емкостей. Продукция на судах вывозилась для продажи в города Мологу и Рыбинск. В деревне Анисимово имелась пристань, место которой с уверенностью указывают старожилы. На реке Чагодоще близ д. Стулово с 1813 г. Действовал мукомольный завод братьев Бушковых. На нем перемалывали пшеницы около 18 тысяч четвертей* (Четверть - 209,91 дм3 в XIX в.). Муку реализовывали на территории приречных волостей и на торгах и ярмарках близлежащих губерний. Помол производился и на заводе купца К. Стуловского. Среди товаропроизводителей не последнюю роль играли лесопильни на реке Песь. Полученные доски сбывались на лесобиржах Рыбинска и Санкт-Петербурга.

Из приведенных сведений видно, что значение Тихвинской водной системы в экономическом развитии края было велико. Она содействовала активному вовлечению населения в процесс товарно-денежных отношений, значительной части крестьянства давала солидный приработок.

Тихвинский водный путь оживлял торгово-экономическую деятельность во всех уездах, прилегающих к его бассейну. Так, Мологский уезд поставлял на рынки сено, строевой лес, продукцию крестьянских хозяйств, Весьегонский - смолу, деготь, лес, Череповецкий - масло, картон, войлок, канаты, гвозди, Устюжнский - строевой и дровяной лес. Обилие сырья способствовало развитию стекольных, лесопильных, кожевенных, маслобойных, кирпичных, дегтярных, смолокуренных заводов. Залежи болотной руды и удобства сбыта продукции дали толчок развитию гвоздарного производства в Уломской волости Череповецкого уезда. Ежегодный грузооборот Устюжнского уезда составлял 20 миллионов пудов различных грузов. Кроме того, к Тихвинской водной системе имели выход Боровичский, Тихвинский, Мышкинский, Угличский и Калязинский уезды.

Увы, система так и не была достроена. На порогах Чагоды, Тихвинки и Сяси шлюзов построено не было. Но хотя навигация длилась с конца апреля по октябрь (180 дней), по системе в год проходило до 6 тыс. судов.

После того как в 1851 году Петербург и Москву соединила Николаевская железная дорога, значение Тихвинской водной системы стало падать. Модернизация Мариинской системы тому только способствовала. Снижалось количество проводимых судов. В 1898 г. у пристани Соминской прошло по направлению к Санкт-Петербургу 429 груженых судов, а в обратном направлении лишь 77 с грузом и 259 порожних. К концу XIX в. транзитом по ней шли с Волги к Санкт-Петербургу рыба и фрукты, из Санкт-Петербурга - москательные и бакалейные товары, с пристаней - лесоматериалы и дрова. В связи обмелением рек Молога и Чагодоща встал вопрос об улучшении или закрытии Тихвинской системы. С закрытием канала средств существования могли лишиться не только рабочие заводов, но и крестьяне промышленно-ремесленных волостей и ремесленников Устюжны. Однако из-за пересыхания рек и размыва берегов реки Чагодощи восстановить полностью этот водный путь так и не удалось.

После 1917 года Тихвинская система снова на короткий срок становится важной государственной артерией для доставки продовольствия в Петроград, в 1918 году ей присвоено имя Ленина. Однако вскоре её опять забросили.

Сегодня Тихвинская водная система практически не существует. Каналы, каморы, реки и фарватеры заросли. И по ним уже вряд ли пройдут даже прежние маломерные суда. Да и зачем - рядом автомобильная трасса Петербург - Вологда, а также железная дорога.

На месте, где стоял путевой дворец Петра Великого, устюжанскими купцами поставлен памятник. Огромная скала, собранная из булыжного камня, чугунный крест наверху - даже большевики не смогли его своротить. И не зарастает народная тропа к нему, хоть и в стороне от проезжих дорог. Места, связанные с именем Петра, - подлинный памятник...

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

mr_bo (16.07.2022 15:27:32)
Доехал, думал - не доеду. Не знал, что за дорога в лесу. Оказалось - вполне себе. Посмотрел на памятник. Удивился. Посмотрел на канал. Ну, канал как канал. Мелковат. Кажется, что-то капнуло, или это ветер шумит? Пошел искать тайник. Да не, точно дождь. Начинается. Да фигня, что я - дождей не видел? А вот у же и дерево. И тайник. Кажется, усиливается дождь то! Ну ничего, успею, по быстрому. Так, где тут блокнот, карандаш... Какое там число у нас? Блин, он уже прям нормальный! А дождевик в машине - дождя в планах не было! Обмен, крота с собой, тайник в пакет и в дупло... Блин, это ливень! Дорогу то не смоет? Не останусь в лесу ночевать???? Бегом до машины, между капель не получается - запрыгиваю за руль, разворачиваюсь, еду... Вот уже асфальт, точно не застряну! Дождь заканчивается, выходит солнце. И что это было? ))
Марья (08.05.2022 23:24:18)
Тайник найден. В округе насобирали пакет весенних грибов - саркосцифы австрийской)
Surikot (15.06.2020 11:23:28)
Задохликовый тупик (02.06.2020 11:41:52)
Синяя Птица (01.06.2020 16:06:50)
jamget (25.05.2020 21:13:17)
Sergio79 (25.05.2020 18:48:43)
avi86 (17.03.2020 22:43:03)
88QSL73 (09.07.2018 12:51:30)
Rogneda (07.01.2017 10:30:36)
Andriss (05.01.2017 12:36:36)
capellann (13.08.2015 22:26:23)
Pikal (27.04.2015 19:51:14)
ВОЛХОВЧАНИН (19.04.2015 10:43:02)
Jackie (03.08.2011 00:15:46)
Romeo (29.05.2011 22:05:36)
Alexandr_Bel (19.08.2010 14:31:16)
kij (14.06.2010 11:32:05)
Vera&Serv (06.05.2010 06:08:29)
Борода-Вологда (28.10.2009 10:33:16)
November (14.08.2009 09:13:37)
nik_tim (25.07.2009 13:56:00)
ALLISA-76 (26.02.2009 10:23:47)
Stereometria (20.11.2008 01:50:19)
Basilius (06.10.2008 11:51:58)
tourist (28.07.2008 18:58:47)
Nata O (26.06.2008 21:07:54)
soft (16.06.2008 20:33:12)
Mac (16.06.2008 10:16:28)
Kesha&Ko (14.06.2008 19:27:45)
Seriy Volk (19.05.2008 17:01:30)
ПУХЛЯ И ПУХЛЯ (28.04.2008 12:26:57)
mormozana (20.04.2008 23:14:59)
Y.U.S.&Анюткин (09.12.2007 00:02:04)
Cossacks (08.12.2007 22:26:39)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.