Мельников. Клуб фабрики «Буревестник» [VI/29292]

Клуб фабрики «Буревестник»
Клуб фабрики «Буревестник»
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Сокольники р-н
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 2
Рейтинг
4.60Нашли: 14
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
План клуба
План клуба
Проектный вид клуба
Проектный вид клуба
Здание клуба в советское время
Здание клуба в советское время
Зрительный зал
Зрительный зал
Автор: ComradeTi
Создан: 16.04.2023
Опубликован: 16.04.2023
(отредактирован: 01.04.2024)

Описание окружающей местности

Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда, советский архитектор, получивший мировую известность, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. По его проектам были созданы самые необычные здания, многие из которых мы и сейчас можем увидеть в Москве. Предлагаю Вам данную серию тайников, посвящённых творчеству К. Мельникова.

С другими не менее интересными проектами К. Мельникова, не входящими в серию, Вы можете ознакомиться в следующих тайниках :

Клуб фабрики «Свобода»

Ново-Сухаревский рынок

Дом-мастерская архитектора

Клуб Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе

ЦПКиО им. А. М. Горького

Павильон «Махорка» 

Клуб завода «Каучук»

Клуб фабрики «Буревестник» (клуб «Буревестник») — здание клуба на 3-й Рыбинской в Москве, построенное в 1928—1930 годах. Выполнено по проекту архитектора Константина Мельникова и предназначалось для рабочих обувной фабрики «Буревестник». В 1987-м получил статус памятника регионального значения.

История

Рабочий клуб (до 1925 года он назывался народным домом) — новаторский тип здания, с энтузиазмом осваиваемый в советские годы передовыми архитекторами. Это был важнейший инструмент социальной и культурной работы – учреждение культурного досуга и массового образования. Несмотря на активное строительство клубов в конце 1920-х годов, архитектор Константин Мельников стремился разработать универсальное пространство, но не универсальный типовой проект. Все клубы архитектора имеют общие черты, но не повторяют друг на друга. Каждое из них обладает своей индивидуальной логикой.

В 1895 году гамбуржец Иоганн Динг купил земельный участок на лугах у речки Рыбинки, чтобы построить макаронную фабрику. Она была открыта в 1900-м, а через два года к ней пристроили административный корпус и здание конторы. Часть фабричных построек после революции отошла кожевенно-обувной фабрике «Буревестник». Идея создать клуб для работников обувного завода была озвучена профсоюзом в 1928 году. Власти Москвы выделили земельный участок, принадлежащий семье Николая Николаевича Рыбинского напротив производственных корпусов фабрики на Огородной улице. Строительство поручили архитектуру Константину Мельникову, который к тому времени уже спроектировал четыре рабочих клуба: имени Русакова, имени Фрунзе, клуб фабрики «Свобода» и завода «Каучук».

Рабочие чертежи клуба выполнили помощники Мельникова, а он их утверждал. Здание возводилось на узком и длинном участке, что подтолкнуло архитектора к идее возвести пятилепестковую башню рядом с основным объёмом здания, это затруднило планировку. В январе 1928 года проект был рассмотрен и утверждён комиссией по клубному строительству Моссовета. Надзор и руководство процессом поручили инженеру В. П. Гиацинтову. Он руководил стройкой с февраля по август 1928-го, после чего его место занял инженер С. С. Чумаков. Уже через месяц стал вопрос о необходимости снизить стоимость работ, возведение башни признали не экономичным: «не вполне удобной для устройства кружковых комнат». Строительство клуба сопровождало большое количество сложностей: архитектурная мысль Мельникова сильно опережала развитие технико-экономической базы тех лет. Даже после закладки здания возникали предложения по упрощению проекта. Клуб «Буревестник» строился на средства профсоюзов промышленных предприятий. Каждый член профсоюза и работники фабрики могли посещать клуб и участвовать в проводимых там мероприятиях. Стройку завершили к январю 1930 года с незначительными отступлениями от первоначального проекта: сцену увеличили в размерах, удлинили здание и изменили расположение перегородок.

В 1997 году здание было вписано в перечень памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. Через пять лет после этого его передали спортивной компании «Татами клаб». Здание отреставрировали по проекту Архитектурной мастерской Ю. Баданова и Центра историко-градостроительных исследований. В результате работ сохранили внешний вид, но изменили интерьеры и оконные переплёты, заменив деревянные рамы на металлические. Участники реставрации были объявлены Правительством Москвы победителями конкурса «На лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы в 2002 году».

С весны 2007 года в здании располагается штаб Фонда содействия сохранению русского наследия «Русский авангард», президентом которого является Сергей Гордеев. Здание использовалось фондом для размещения мероприятий. Например, в 2007 году на сцене прошли открытые лекции голландского архитектора, лауреата Притцкеровской премии Рема Колхаса и итальянского архитектурного критика Луки Молинари. На базе клуба «Буревестник» фондом «Русский авангард» планировалось создать Международный центр архитектуры, который объединил бы выставочное пространство, лекционную аудиторию, библиотеку и кафе.

В 2015 году здание перешло в собственность Фонда русского абстрактного искусства и владельцев российского разработчика искусственного интеллекта компании Cognitive Technologies. Его предыдущие собственники провели в начале 2000-х частичную реконструкцию здания, в результате которой оригинальные конструкции, планировочные решения и элементы интерьера оказались утраченными. В 2016 году началась реконструкция мельниковского клуба, или «дворца креатива», как называл его сам архитектор. Проект его реставрации, воссоздал первоначальный облик и структуру здания. Авторы проекта реставрации Андрей Емельянов и Владимир Покачалов восстанавливали здание по оригинальным чертежам Константина Мельникова. Например, новые владельцы восстановили верхний свет в бывшем зрительном зале (двусторонние окна вдоль ската крыши), восстановили и осовременили оригинальную мельниковскую систему вентиляции и очистки воздуха, в башне-пятилистнике (из-за нее здание в свое время прозвали «клеткой попугая»), которая является самостоятельным архитектурным объемом, удалили все установленные в 2000-х  перегородки и восстановили единое пространство. Сейчас «дворец творчества и креатива» Мельникова наполнен людьми, которые создают искусственный интеллект, превращают объекты в думающие субъекты. На верхнем этаже основного объема здания оборудована галерея Фонда РАИ. В боковых пространствах — опен-спейс, рабочие кабинеты и переговорные комнаты. Зона опен-спейс находится в едином зрительном пространстве с бывшей сценой (сейчас это чиллаут- зона для открытий, где в неформальной обстановке творческих бесед и споров за чашкой кофе и рождается креатив), хотя они и разделены прозрачным стеклом, благодаря чему тело здания просматривается с любой точки и не перегружает внутреннее пространство.

Архитектурно-планировочное решение

На форму и объёмно-пространственное решение здания во многом повлияла конфигурация земельного участка, отведённого под строительство клуба. Территория представляет собой неправильный пятиугольник площадью 2775 м². Сам Мельников характеризовал его как «узкий с косой линией», сильно вытянутый вглубь участка и поставленный с отступом от красной линии. Постройка объёмом 16 000 м³ состоит в плане из нескольких прямоугольников разного размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. Клуб «Буревестник» формируется несколькими соединенными между собой объемами. Справа от здания стоит изящная пятилепестковая четырёхэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. Образность этого архитектурного объёма позволила некоторым критикам творчества Мельникова называть клуб «клеткой попугая». Башня напоминает в плане цветок или клевер-пятилистник. Он состоит из пяти врезанных друг в друга цилиндров, в которых размещались комнаты для кружковой работы, со стеклянными стенами и круглой колонной посередине. Это элегантное решение буквально отражает смысл творческих «кружков» самодеятельности. Внешние контуры кружковых комнат сами по себе очень декоративны и не требуют дополнительных архитектурных украшений. Основная часть клуба прямоугольной формы, включает в себя фойе и спортивный зал на нижнем этаже, зрительный зал наверху и другие помещения (часть из них была пристроена со стороны двора позднее). Южный, вытянутый в поперечном направлении объём здания, также построен четырёхэтажным. Его высота определяется сценической шахтой с необходимым для неё оборудованием.

Идея открытого для всех пространства отражалась и в планировочной структуре. На первом этаже находились вестибюль, фойе с гардеробом и учебные комнаты, на втором — физкультурный и зрительный зал на 650 мест, третий этаж был отведён для раздевалки, а в четырёх этажах башни работали буфет, парикмахерская, школьная комната и библиотека. Вообще, бывший клуб «Буревестник» задумывался как творческое пространство для советских рабочих. Каждая его часть должна была способствовать развитию креативных возможностей человека. В круглой башне находились библиотеки и места для дискуссий, в самом здании располагалась театральная сцена, за ней - зрительный зал. Залы являли собой «цехи для творчества», а отдельные кабинеты назывались «комнатами на подумать». Недостатки планировки обнаружились, когда клубы стали показывать кино: отсутствовал кассовый вестибюль, отдельное фойе, лестницы, входы и выходы, разделяющие потоки зрителей. Чтобы более рационально использовать клубные помещения, Мельников одним из первых начал создавать проекты с трансформируемым внутренним пространством. Так, расположенный на втором этаже зрительный зал имел партер, пол которого был сделан горизонтальным,  и боковые трибуны, которые использовались при проведении спортивных мероприятий. По первоначальному замыслу, пол должен был раздвигаться, открывая вид с трибун на бассейн (который так и не был построен). Сверху зал был перекрыт стальными фермами, между которыми размещены фонари на крыше и лампы для вечернего освещения. Потолок над трибунами закрывался матовым стеклом – и смену естественного освещения на искусственные зрители даже не замечали. Планировалось, что стулья из партера будут убирать, а сам зрительный зал при помощи раздвижной перегородки объединялся бы в единое помещение с примыкавшим спортивным залом. Первоначальный дизайн был существенно изменён: раздвижная перегородка, подвижные перегородки цилиндрической башни и бассейн в фойе реализовать не удалось.

При строительстве основной фасад и боковые стороны были оштукатурены, а кирпичная кладка со двора оставалась необработанной. Бетонированная плоскость фасада контрастирует со стеклом и выступающей стеклянной башней, кольцеобразная форма которой подчёркивает изолированность и замкнутость постройки. В основание башни положена фигура розетки-пятилистника с радиусом 44 метра, а четыре этажа башни представляют собой одинаковое повторение этой фигуры.

Источники

https://um.mos.ru/houses/klub_burevestnik

https://ru.wikipedia.org

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

pupanoid (07.07.2024 11:37:45)
Хорошая серия про интересную архитектуру.
Savil (01.07.2024 22:48:32)
Ответ читается только перегнувшись через бордюры, или зумом
Decreed (21.10.2023 19:28:31)
delia и shimp (16.10.2023 09:18:17)
alan-k (11.07.2023 20:14:57)
Natic (28.06.2023 21:03:07)
Solo (28.06.2023 19:23:32)
gremling (24.06.2023 15:00:39)
Aleslav (02.06.2023 19:35:26)
Steelrat🐭 (30.04.2023 13:02:03)
Feodor (24.04.2023 13:05:09)
DenSol (20.04.2023 17:47:29)
Natic (18.04.2023 23:50:00)
mmm1863 (18.04.2023 14:05:42)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.