Строительство метро было начато в 1980 году, а 27 апреля в 1991 году началось регулярное сообщение по первым станциям метрополитена тогда еще в Свердловске. Тогда станций было лишь три: «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов». Длина такого метро — всего-то 3,2 километра. Неудивительно, что долгое время метро (кстати, последнее метро, построенное в Советском Союзе, городу повезло, не в Челябинске, не в Перми, несмотря на имеющиеся проекты, метро не было построено) было самым коротким в мире.
Декоративное оформление станций метро Екатеринбурга наиболее интересно и разнообразно среди малых метрополитенов России. На это повлияло два факта: во-первых, это единственный из малых метрополитенов России, где есть станции глубокого заложения (5 из 9), что повлияло на разнообразие архитектурных типов станций; во-вторых, богатство отделки связано с возможностью применения местных уральских материалов— большого количества различных видов красочного камня, а также с местными традициями ковки и сталелитейного дела.
Первые планы строительства метро в городе появились в начале 1960-х годов. Однако первые работы по разработке плана метро начались еще в 1970-х годах. Генеральным проектом метрополитена была предусмотрена сеть из трёх линий, формирующая в центре города треугольник. На линиях предполагалось построить 32 станции. В планах был «Уралмаш». Борис Ельцин, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС в начале 1980-х годов, так объяснил выбор маршрута первой очереди метрополитена между площадью 1905 года и районом Уралмаш: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!».
В настоящее время у екатеринбургского метро девять станций. Протяжённость линий — 13,8 км (используемая — 12,7 км). Общее время в пути от конечной до конечной составляет около 20 минут. Подвижной состав метрополитена состоит из 70 вагонов, по 4 вагона в каждом составе. По объему пассажиропотока екатеринбургское метро занимает четвертое место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Станция «Проспект Космонавтов». Была открыта 27 апреля 1991 года. Эту станцию архитекторы постарались приблизить к космической тематике. Так, лампы на потолке станции выполнены в форме сопел космических ракет. Также придают своеобразие блестящие колонны из анодированного металла. Путевые стены станции облицованы чёрным мрамором с белыми прожилками, что символизирует чёрное звёздное небо, и украшены флорентийскими мозаиками из различных сортов уральского мрамора, изображающими различные планеты Солнечной системы— от самых больших до самых маленьких. К северу от станции «Проспект Космонавтов» находится депо «Калиновское», в котором стоят составы.
Станция «Уралмаш». Открыли 27 апреля 1991 года. Первоначально станцию «Уралмаш» планировали открыть около проходной завода Уралмаш – на площади Первой Пятилетки. Однако от планов решили отказаться, чтобы не прокладывать метро под промышленными зданиями на территории завода, фундаменты некоторых из которых уходят на значительную глубину. По замыслам архитекторов свод станции напоминает резьбу винта. На стенах можно увидеть фигурные барельефы, изображающие рабочих. Пол выложен серыми гранитными плитами. Над выходами со станции размещены барельефы, изображающими завод «Уралмаш» и его тружеников.
Уралмаш — единственная станция Екатеринбургского метрополитена, один из выходов которой встроен в здание. Тем не менее оба вестибюля станции — подземные, проход к ним осуществляется через подземный переход.
Станция «Машиностроителей». Открыта 27 апреля 1991 года. Логично было бы предположить, что эта станция находится близ улицы Машиностроителей, однако это не так – до нее от выхода из станции более километра. Станцию назвали от близости машиностроительного завода имени Калинина. Главная «изюминка» станции – металлические барельефы, изображающие трудящихся рабочих. Типичные для советского времени.
Путевые стены сверху облицованы белым мрамором «коелга», посередине — зелёным мрамором, снизу — чёрным лабрадоритом. Путевые стены станции украшают шесть барельефов, отлитых из металла, посвящённых трудовым будням Машиностроительного завода и его заслугам в годы войны и в мирное время. Колонны квадратного сечения облицованы белым мрамором. Пол выложен коричневым гранитом различных оттенков с геометрическим рисунком в виде серой гранитной полосы, извивающейся с прямыми углами вокруг колонн. Потолок оформлен рабочими Машиностроительного завода в индустриальном стиле светильниками в виде металлических труб с шарообразными плафонами. В течение восьми месяцев после открытия и до продления линии в сторону Уральской, эта станция временно была конечной.
Отрезок пути между станциями «Машиностроителей» и «Уральская» — самый длинный (около 2,5 км). Путь состава занимает более трех минут. Во время движения по этому тоннелю нередко даже закладывает уши.
Станция «Уральская». Открыта 22 декабря 1992 года. Именно отсюда началось строительство метро. Об этом напоминает соответствующий постамент у спуска в метро со стороны Северного автовокзала. Указанный на постаменте экскаваторщик Николай Савкин, вынувший первый ковш земли на месте строительства метро в августе 1980 года, вошел в историю метрополитена. Однако открыли эту станцию для пассажиров лишь спустя полтора года после открытия метро.
Тема художественного оформления станции — сила и мощь Урала. Путевые стены облицованы нижне-тагильским мрамором красно-коричневого цвета, пилоны — бежевым мрамором «коелга». Полы выложены серым гранитом со вставками геометрического орнамента, выполненными из белого и чёрного мрамора. Станция освещена декоративными потолочными люстрами и настенными светильниками из кованого металла.
Станция состоит из трех тоннелей большого диаметра. Станция «Уральская» — самая глубокая в екатеринбургской подземке. Ее глубина – 42 метра. Соответственно, на эскалаторе вы проведете здесь самое большое время – 70 секунд. С этой станции можно попасть на железнодорожный вокзал и на Северный автовокзал. Здесь же, в старом здании железнодорожного вокзала, размещается достаточно интересный музей истории железной дороги, перед которым – целый комплекс бронзовых скульптур.
Станция «Динамо». Открыта 22 декабря 1994 года. Станцию назвали по расположенному рядом стадиону «Динамо». Интерьеры станции подчеркивают значение спорта. Главное украшение станции – чугунный памятник «Дискобол», воспроизводящий произведение древнегреческого скульптора 5 века до н.э. Мирона. Станция облицована светлым мрамором и гранитом. Над проходом к эскалаторам расположен барельеф, изображающий юношу и девушку — символ гармонии. Путевые стены станции облицованы серым и белым мрамором. Пол выложен серым гранитом с квадратами из красного гранита. Самая малопоточная станция екатеринбургского метрополитена. Даже в час пик пассажиров здесь всегда немного. Полукилометровый участок метро от станции «Динамо» до «Площади 1905 года» проходит под городским прудом. Строителям здесь пришлось нелегко. При прокладке тоннеля под прудом из стен обильно сочилась вода, справиться с которой было непросто.
Станция «Площадь 1905 года». Открыта 22 декабря1994 года. Выходит на землю в самом центре города, всего в нескольких метрах от стен городской администрации.
Художественное оформление станции выполнено в торжественном классическом стиле. Центральный зал станции освещают роскошные хрустальные люстры. Колонны облицованы коричневым полированным гранитом и объединены попарно, образуя поталы в форме букв «П». Путевые стены отделаны желтовато-бежевым мрамором и украшены восемью абстрактными флорентийскими мозаиками на тему революционных событий 1905 года, изображения на которых угадываются лишь в общих чертах. Боковые залы станции освещены настенными светильниками-бра, установленными на балках между колоннами. В течение восьми лет (с 1994 до 2002) эта станция была конечной.
Станция «Геологическая».Станция была открыта в самом конце 2002 года — 30 декабря (накануне Нового года).
Конструкция станции необычна: конструкционно это типовая глубокая односводчатая станция, но пространство разделено на два яруса: на нижнем размещена пассажирская платформа, на верхнем — технические службы.
Сначала станцию планировали назвать «Куйбышевской». Но на момент сдачи станции в эксплуатацию новые объекты в честь старых героев в городе уже не называли. Поэтому станция стала «Геологической». Название выбрали не случайно – рядом находится Горный университет, в котором учат будущих геологов. Из украшений станции стоит отметить панно на стене, выполненное в стиле флорентийской мозаики. Это панно выполнено из уральских камней и символизирует богатство наших недр.
Строительство участка метро между станциями «Площадь 1905 года» и «Геологическая» был самым проблемным и долгим, поскольку выпал на непростые для страны и Урала 1990-е годы. Метростроевцы порой месяцами не получали зарплаты, нередко бастовали и голодали прямо под землей. Станция Геологическая должна была быть открыта в 1995 году, через год после предыдущей станции, однако её строительство и открытие опоздало аж на семь лет.
Станция «Чкаловская». Открыта 28 июля 2012 года. Станция находится в южной части города в Чкаловском районе у перекрёстка улиц 8 Марта и Щорса. Названа по одноимённому району города.
Тема художественного оформления станции — перелёт В. П. Чкалова из СССР в США через Северный полюс в 1937 году. Закруглённые путевые стены, облицованные серым гранитом, подобны обшивке фюзеляжа самолёта. Потолок отделан панелями в стиле обшивки крыла самолёта, на которое нанесена надпись URSS N025— номер борта самолёта АНТ-25, на котором команда Чкалова совершила перелёт. Путевые стены украшены портретами участников экспедиции (командир экипажа — Валерий Чкалов, второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков) и репродукциями прессы 1937 года о перелёте над северным полюсом. Чкаловская — самая молодая станция Екатеринбургского метрополитена (по состоянию на 2023 год), открытая на действующем участке почти на год позже следующей станции — Ботанической.
Станция «Ботаническая». Открыта 28 ноября 2011 года. Именуется по названию жилого микрорайона Ботанический, простирающемуся к югу и западу от станции, который назван по Ботаническому саду РАН (фактически сад расположен в двух километрах от станции). Ботаническая — последняя станция первой линии Екатеринбургского метрополитена. Продление линии далее в южном направлении не планируется.
Художественное оформление станции неразрывно связано с её ботаническим названием: станция оформлена изображениями пчелиных сот. Соты здесь повсюду: и в отделке потолка, и в гравировке на полированных металлических колоннах, и под буквами названия станции, которое несколько раз повторяется на путевых стенах, облицованных бежевой керамогранитной плиткой. Только на светлом полу, выложенном светлыми керамогранитными квадратами, нет пчелиных сот.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: