В Пассаж! [MV/29176]

Центральный вход
Центральный вход
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
СПб и Ленинградская обл.
Центральный р-н
Ближайший нас.пункт
Санкт-Петербург
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.75Рекомендаций: 5Нашли: 43
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Ретрофотография для первого вопроса
Ретрофотография для первого вопроса
Операционный зал банка "Лионский кредит"
Операционный зал банка "Лионский кредит"
Без подписи
Без подписи
Аптекарская лестница
Аптекарская лестница
Автор: romeos_88
Создан: 26.03.2023
Опубликован: 26.03.2023
(отредактирован: 27.03.2023)

Описание окружающей местности

В современном мире часто бывает, что предприниматель-застройщик в желании получить прибыль переходит все рамки приличия и безбожно экономит на постройке здания. Ничем особым в этом смысле не отличался и век XIX. Вот только в те времена иногда в процесс вмешивались посторонние, но при этом власть держащие люди и заставляли «делать красиво и на века». Сегодняшний рассказ пойдёт о старейшем и самом известном универмаге города – о Пассаже.

Российская империя

Сперва взглянем на предысторию участка по адресу Невский проспект дом 48. В 1740 году на данном месте был построен одноэтажный (позже был надстроен второй) на погребах дом, нижний полуэтаж которого был рустован, а верхний украшен пилястрами и завершен лучковым фронтоном и аттиком. Построен он был по проекту хозяина участка, главного зодчего Санкт-Петербурга М.Г. Земцова. В историю же здание вошло как «дом, где жил убийца Пушкина», ведь с 1836 года в нём поселился нидерландский посол барон Луи Геккерн и его приемный сын Жорж Дантес, а позже и супруга последнего Е.Н. Гончарова. И именной сюда (на имя барона) было отправлено провокационное письмо, которое привело к вызову на злополучную дуэль.

В 1845 году участок приобретает граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор. И сразу подаёт прошение разрешить ему «устроить с Невского проспекта на Михайловскую площадь крытую проходную галерею наподобие лондонских и парижских пассажей для помещения в ней жилых покоев, всякого рода магазинов и торговых заведений, хоров для музыки в известные часы и прочего».

Пассаж от французского слова «passer» - проходить, бродить. Первые пассажи появились в Западной Европе в 1830-40-е годы, они представляли собой тянущуюся в глубину квартала улицу, перекрытую прозрачной кровлей из металла и стекла, с выходящими на эту улицу торговыми лавками. Первым пассажем в Европе стала Орлеанская галерея в Париже. Жители Петербурга также уже успели познакомится с современными торговыми тенденциями. Первый пассаж, так называемый Щукин двор – рынок для торговли живностью, дичью, фруктами и др. – был построен в 1841-1842 годах на углу Садовой улицы и Ломоносова и представлял собой около полусотни каменных лавок, расположенных в две линии, которые соединила общая крыша. После перестройки он стал частью Мариинского рынка.

Быть полностью защищённым от капризов петербургской погоды и при этом как бы находится на улице. «Чистая» публика быстро оценила плюсы крытых галерей. Граф, приобретя бойкий торговый участок, рассчитывал только на быструю прибыл без всяких архитектурных излишеств. Но тут вмешался император Николай I.

Так сразу было отказано в театре, дозволив «обыкновенную залу для концертов». Такое требование было связано с тем, что вплоть до 1882 года в столице действовала монополия Императорских театров на сценические представления.

Но главное требование заключалось в полном пересмотре линии галереи. Изначально для экономии планировалось сохранить существующие стены, от чего фасады будущего Пассажа (на Невский проспект и Итальянскую улицу) были бы несимметричными. Император пожелал увидеть будущий торговый дом в «правильном» виде. Это означало необходимость сноса значительной части стен и конструкций существующих домов, что резко увеличивало стоимость строительства. 

Граф Стенбок-Фермор от такого был не в восторге, но идти на попятную уже не мог. Строительство по проекту архитектора Р.А. Желязевича шло достаточно быстрыми темпами. Причём при постройке граф оказался на грани разорения. Но Николай I ему помог – выступил личным поручителем при получении ссуды в Министерстве финансов. И уже 9 мая 1848 года состоялось торжественное открытие Пассажа.

В честь этого события был устроен торжественный обед. Почетные гости пировали в концертном зале, а рабочие, строившие Пассаж, сидели за огромным столом, тянувшимся вдоль всей галереи. В первые дни работы, чтобы ограничить поток посетителей, была установлена входная плата в 50 копеек серебром. Все полученные средства шли на благотворительность.

Здание представляло собой длинную крытую улицу – галерею протяженностью около 180 метров, освещенную верхним светом через стеклянные фонари, устроенные в кровле.

В здании на первом и втором этажах располагалось по 56 магазинов, состоявших из двух помещений: торгового и подсобного, над которыми были устроены двойные антресоли. В подвале здания был проложен тоннель, в котором предполагалось торговать товарами, требующими прохлады (вина, овощи, фрукты и т.п.). На третьем этаже располагалось 56 квартир, предназначенных для купцов, торгующих в Пассаже. Квартиры состояли из комнаты и небольшой прихожей. В каждой квартире и магазине имелся паровое отопление и ватерклозет, что было новинкой по тем временам. Еще одним техническим новшеством было газовое освещение – Пассаж освещали 800 газовых рожков (на тот момент в Петербурге полностью освещался газом только здание Главного штаба).

Даже в плохую погоду можно было курсировать под стеклянной крышей возле витрин дорогих магазинов, не промочив лакированные ботинки или туфельки, сохранив в сухости платье. Пассаж сразу стал популярен у питерской публики как место для променада. Даже появилась традиция ежедневной прогулки в 13-16 ч.

Для привлечения публики были открыты кафе, ресторан и концертно-лекционный зал (туда отправлялись в финале герои романа Чернышевского "Что делать?"). В Пассаже устраивались выставки восковых фигур, монстров и уродов, размещался зверинец с обезьянами, редкими птицами и огромным крокодилом. От встречи с последним появился сатирический рассказ Ф.М. Достоевского «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже».

Здесь так же были бильярдные, «механический театр», разнообразные панорамы и диорамы. Со стороны Итальянской улицы размещался концертный зал, где устраивались музыкальные вечера, выступал цыганский хор.

Однако, при всём при этом дохода своему создателю Пассаж так и не принес. Причин этому было несколько, но главное – отсутствие арендаторов. Сперва планировалось, что сюда переберутся купцы из Большого Гостиного двора, что располагается прямо на против, но этого не произошло. Купцам не понравились запрет рекламировать свои товары и большие светлые помещения. Как же можно представить себе торговые ряды без зазывал? И как можно обсчитать покупателя при таком количестве света?

Со временем сложился тип арендаторов Пассажа – крупные известные фирмы, товары которых можно описать как «дорого и изящно». Часто ими являлись иностранцы.

И вот граф Стенбок-Фермор объявляет о своём банкротстве. Пассаж был выставлен на публичные торги и перешел сперва в руки вдовы младшего брата Стенбок-Фермора, а затем – княгине Н.А. Барятинской. Новая владелица внесла много изменений и заставила торговый дом приносить прибыль. Сейчас мы бы назвали её «бизнесвумен». Так в подвальное помещение она посадила прачек, а квартиры третьего этажа переделала в гостиницу.

В 1898 году в здании случился пожар. Хотя магазины и не пострадали, зданию был нанесен значительный ущерб. Пожар послужил толчком к реконструкции здания. Одновременно удалось заключить договор с французским банком «Лионский кредит» о размещении в Пассаже русского филиала. «Crédit Lyonnais» (или как на вывеске было написано «Лiонскiй кредитъ») являлся единственным зарубежный банком, допущенный к работе в России. Одним из условий этого договора была реконструкция фасада и интерьеров здания.

Изначально фасад, выходящий на Невский проспект, был скомпоновал в приемах итальянского ренессанса. Проект перестройки здания был разработан гражданским инженером С.С. Козловым, одновременно занявшим пост управляющего Пассажем.

Однако с проектом реконструкции возникли проблемы. Банк «Лионский кредит» объявил конкурс на лучший проект входа в Пассаж с Невского проспекта. Победитель конкурса, английский архитектор Ричард Боуэнс предложил оформить вход небольшим портиком. Однако портик выступал за красную линию на полтора аршина, что категорически запрещалось строительными правилами. Банк же настаивал на его постройке. Пришлось князю Барятинскому обращаться напрямую к министру внутренних дел Д.С. Сипягину. Ему удалось убедить градоначальника согласиться на установку колонн с условием, что если они будут мешать прохожим, то их уберут.

В 1901 году реконструкция была завершена. Здание было надстроено, а фасады переделаны: центральный вход выделен порталом, появились пилястры коринфского ордера, аттик. Главный фасад с Невского проспекта облицован радомским песчаником с цоколем из гранита. Фасад по Итальянской улице был оштукатурен, на нём появилась выступающая галерея. Декор выполнен в стиле поздней классической эклектики.

В магазинах и залах появилась электрическая вентиляция и электрическое же освещение. В одном из отделений подвала была устроена собственная электрическая станция. Полы в торговых помещениях и парадные лестницы были выложены метлахской плиткой. Часть галереи заняли выставочные залы, балконы убрали, смонтировали новый световой фонарь на металлических стропилах с крутыми скатами. До этого они были более пологими, и приходилось счищать снег вручную.

В Пассаже работало 64 магазина, среди них: склад-магазин фирмы «Граммофон и пишущая машинка», парфюмерия А. Ралле, магазин штампованных и граверных вещей фабрики Эд.Эд. Новицкого, кинематографические принадлежности «Кинетофон Эдиссона», бухарский магазин Таджи Исамухамедова, фотоателье К.К. Буллы... Ну а чего стоили витрины магазина «Бр. Фридлендеръ», торгующего дамским бельем!

Помимо торговых помещений Пассаж имел театральный зал, где проводились концерты, лекции и литературные чтения. Здесь выступали Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский, В.И. Майков, Т.Г. Шевченко. Чтения проводило Общество литературного фонда, созданное для помощи нуждающимся литераторам и ученым. В 1904-1906 годах зал для своего драматического театра снимала В.Ф. Комиссаржевская. В подвальном помещении открывались театры-кабаре: в 1915 году – артистический клуб «Уголок», а в 1917 году – «Би-Ба-Бо». Здесь пели Ф. Шаляпин, В. Давыдов, Л. Липковский, Ю. Морфесси.

В новом выставочном зале на галерее проводились выставки садоводства и огородничества, кож и мехов, гигиенических принадлежностей. Этот зал использовался также под кинематограф Русского акционерного общества «Аполлон», основанного братьями В.К. и А.К. Булла. А с 1908 года здесь расположился крупнейший в столице кинотеатр «Солей».

Петербургский Пассаж вплоть до двадцатых годов XX века оставался центром культурной и светской жизни столицы.

Советское время

После революции торговый дом закрыли, но уже в феврале 1922 года он открылся вновь как кооперативное предприятие «Универсаль Пассаж» и был призван олицетворять успехи советской кооперации. В 1933 году он стал государственным универмагом. В 1934 году архитектором Н.А. Троцким была частично реконструирована внутренняя часть здания: галереи получили анфиладную планировку, посередине устроены лестницы и мост-переход. В Великую Отечественную войну стеклянная крыша здания подверглась интенсивным бомбардировкам, но, как ни удивительно, внутренние помещения почти не пострадали. С 1961 года стал первым в СССР универмагом для женщин.

Из Театра комедии в здание Пассажа была переведена труппа «Блокадного театра», созданного в 1942 году, единственного драматического театра, ставившего спектакли в блокадном городе. С 1959 года переименован в Ленинградский драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской.

Наши дни

С 2011 года комплекс зданий принадлежит инвестиционной компанией Jensen Group. С 2013 по 2018 годы были проведены работы по расширению торговых помещений и приспособлению их к коммерческому использованию, в ходе которых было много маленьких открытий. Например, нашли замурованное в стену ведро с монетами. А в другой раз под полом помещения, где располагалось фотоателье сперва Карла Буллы, а потом Александра Оцупа, обнаружили тайник. Он состоял из двадцати двух стеклянных негативов. Двадцать два выразительных портрета – лица гостей из начала XX века – стали центром выставки в мае того же года.

Сейчас отреставрированный Пассаж радует глаз как внутри, так и снаружи.

После постройки Пассажа прошло уже 175 лет. За это время в городе появилось множество торговых сооружений подобного типа, но название «Пассаж» закрепилось только за одним из них. Он и сегодня остаётся крупнейшим универмагом Санкт-Петербурга.

______________________

Огромная благодарность «Открытому городу» и лично Анне Богачевой за великолепную экскурсию по Пассажу, которая вдохновила на создание данного тайника.

Экскурсия

"Крокодил, или Пассаж в Пассаже" (1866 год)

https://pantv.livejournal.com

https://alkopona.livejournal.com

https://babs71.livejournal.com

https://www.citywalls.ru

https://www.citywalls.ru

https://www.citywalls.ru

https://ru.wikipedia.org

https://en.wikipedia.org

Официальный сайт Пассажа

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Нострадамус (06.12.2024 18:53:50)
Зачет. Интересный вопрос. Спасибо
olegas (23.11.2024 17:47:07)
Где то в октябре, по делам бул несколько раз в этом районе. Сначала реши взять наоборот, - не вышло) Потом начал брать как требуется. и что то не получилось. В последствие со всей серьезностью, и получилось! Сейчас из всего, больше запомнился антуражный спар, в нижней галлерее, это как не крути, единственный крупный магазин для местных жителей, поэтому цены не особо задраны) Вполне неплохо можно перекусить, под сводами кабаре)) Автору спасибо и полярный привет!
Мари|я (09.11.2024 11:33:59)
Varg (02.08.2024 00:49:59)
mr_bo (30.07.2024 06:15:37)
Yhabotina (21.04.2024 14:39:06)
Kompotik (17.04.2024 15:30:36)
Супруны (25.03.2024 13:36:58)
Белочка Чернобыльская (14.03.2024 17:29:20)
Ёжик и Белочка (04.02.2024 13:43:23)
Волжанка (06.12.2023 16:57:37)
Синяя Птица (29.11.2023 15:34:28)
Звезда (26.11.2023 23:49:02)
Decreed (20.11.2023 09:12:18)
lmi (17.11.2023 12:11:21)
Йети (13.11.2023 12:34:07)
nogazanogu (15.10.2023 12:21:37)
Мэри Мэкси (10.10.2023 21:33:13)
АнТАнОл (29.09.2023 11:37:12)
Das Boot (01.09.2023 12:31:39)
mamalena (21.08.2023 16:40:50)
ЖЖ и Chuma (21.08.2023 14:45:01)
RaFaeL (18.08.2023 12:38:24)
delia и shimp (18.08.2023 10:24:02)
Simba (08.08.2023 08:06:20)
Lyuka (23.07.2023 23:11:21)
Alkazar (05.07.2023 18:55:02)
Байдерины (27.06.2023 22:05:22)
uamva (03.05.2023 23:08:21)
Sergio79 (18.04.2023 22:21:26)
Helen/G/G (14.04.2023 10:22:02)
Twiga (04.04.2023 13:30:37)
MagDi (03.04.2023 01:05:49)
Leshiy&Yolochka (01.04.2023 07:17:40)
Kesha&Ko (31.03.2023 20:29:44)
Задохликовый тупик (31.03.2023 18:11:20)
-nz- (31.03.2023 17:26:02)
banderaz (31.03.2023 12:51:32)
jamget (27.03.2023 18:20:01)
Surikot (26.03.2023 21:49:55)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.