Отгремели революции 1917го года. Была создана новая Страна Советов. И её становление шло по-настоящему ударными темпами. В процессе советской индустриализации в 1926ом году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве первого в стране тракторного завода. Дабы увековечить (в очередной раз) имя советского деятеля, скончавшегося в том же году, жители Сталинграда (а именно там решили строить завод) выступили за то, что бы дать новому заводу его имя. Так началась история "Сталинградского тракторного завода имени Ф.Э.Дзержинского".
Изначально завод должна была строить компания Ford, но впоследствии после долгих размышлений компания ответила советскому правительству отказом. Тогда для проектирования завода была привлечена "забугорная" компания "Альберт Кан Инкорпорейтед" известного американского архитектора. Господин Кан вообще сделал очень много всего в СССР, но сегодня не он является нашим главным героем. А пока нам надо знать только то, что Альберт справился со своей работой в кратчайшие сроки. Сам завод был создан изначально в США, затем размонтирован, привезён в СССР и смонтирован обратно всего за полгода. (У нас жилые долгострои годами стоят, а тут целый завод-гигант - в миг!) Этому грандиозному строительству даже посвящён роман "Большой конвейер" Якова Ильина.
17 июня 1930го года с конвейера завода сошёл первый советский колёсный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с., созданный на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени.
Всего через пару лет завод уже вышел на свою проектную мощность и выпускал по 144 трактора в сутки. Новые трактора выпускались на протяжении двадцати лет и всего за это время было выпущено почти 400 000 сельскохозяйственных помощников. Также в это время при заводе был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО), который наладил выпуск лёгкого танка Т-26.
За десять лет производства на мощностях СТЗ было создано более 10 000 различных боевых единиц, которые составили основу танковой армии СССР на момент начала Великой Отечественной войны.
В начале 1936го года на заводе были проведены так называемые "стахановские сутки". Усилиями рабочих завода за почти семь часов удалось собрать 210 тракторов. Вот вы начали читать статью, дошли до данного момента, а стахановцы СТЗ за это время уже успели собрать один целый трактор - можете себе представить эту скорость?
Летом 1937го года завод перешёл на выпуск новой модели трактора - СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с двигателем мощностью 52 л.с., работающим на керосине.
Ну а выше упомянутый СпецКЭО к 1941му году организовал производство легендарного танка Т-34 и вышел на производство 300 единиц бронетехники в месяц, то есть примерно 10 танков в день.
В годы Великой Отечественной войны Сталинградский Тракторный Завод был главным производителем военной техники, отправлявшейся на фронт. Из-за нарушения кооперации с другими предприятиями, участвующими в производстве, но эвакуированными в ходе военных действий, многие комплектующие СТЗ был вынужден изготавливать самостоятельно.
В августе 1942го года война была в самом разгаре и силы Вермахта вплотную подходили к Сталинграду. Попытка взятия города "сходу" ударом вдоль реки провалилась - сопротивление врагу оказывала, в том числе, бригада рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под командованием Н.Л.Вычугова. А сам завод продолжал создавать новые боевые машины и ремонтировать выбывшие из строя. Многие добровольцы запрыгивали в танки ещё до того, как их успевали покрасить или оснастить прицелом, и сразу с конвейера отправлялись в бой. Только в сентябре производство пришлось остановить, потому что боевые действия велись уже непосредственно на территории завода, а в октябре была произведена эвакуация наиболее ценного оборудования и десятков тысяч рабочих за Волгу. Но даже когда захватчики проникли на территорию завода, им продолжали оказывать сопротивление бойцы, скрывавшиеся в подвалах, туннелях и под станками - завод сражался до последнего. За свои военные подвиги в 1945ом году завод был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени.
За несколько месяцев боевых действий на каждый квадратный километр территории завода было сброшено более 2000 авиабомб, снарядов и мин. Говорили, что завод восстановить будет уже невозможно. Но рабочие СТЗ решили иначе, и 17го июня 1944го года с восстановленного конвейера сошёл первый трактор - этот день принято считать вторым рождением завода.
В послевоенные годы завод перешёл на производство освоителя целины - трактора ДТ-54, оснащённого дизельным двигателем 54 л.с. В 1963ем году на заводе была проведена реконструкция, после которой на конвейер встал трактор ДТ-75 с двигателем (как вы уже наверное догадались) 75 л.с.
Данная модель оказалась очень удачной в виду своей относительной экономичности, простоты и ремонтопригодности, что позволило ей после множества модернизаций в 2013ом году отметить полувековой юбилей с момента начала выпуска и стать самым массовым трактором СССР. Да-да, это не какой-то древний трактор из прошлого, наверняка кто-то из вас даже мог видеть его на улицах своего города, расчищающим снег, или в деревне у бабушки. А в 1994ом году началось производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л. с.
В 1961ом году в ходе развенчания культа личности И.В.Сталина город, названный в честь него, был переименован в Волгоград, соответственно, и завод теперь тоже стал Волгоградским. В новейшей истории ВгТЗ, к сожалению, уже не славился былыми подвигами, его постигла обычная судьба многих советских предприятий: с развалом СССР стал разваливаться и завод. В 1992ом году он был приватизирован. В конце 2002го года ОАО, которым после приватизации стал завод, было разделено на четыре отдельные компании, которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод», также отдельно было организовано предприятие по производству военной техники "Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ»", которое в группу не вошло. В 2005ом году завод был признан банкротом. 26го ноября 2015го года с конвейера завода сошёл последний трактор.
В настоящий день здания проходной и памятник на площади - это всё, что осталось от некогда легендарного завода. Все производственные цеха снесены, а здание заводоуправления новый собственник сдаёт в аренду под офисы. На известном ресурсе YouTube можно найти видео, сделанное с летающего дрона, которое показывает нынешнюю территорию завода: в основном она представляет собой руины и горы строительного мусора. Территория была отдана под жилую застройку, но до сих пор ни одно здание не было возведено. На самом деле, зная всю великую историю завода, это очень грустное видео. Функционировать же сейчас продолжает только военная часть завода, которая в 2017ом году была включена в госкорпорацию "Ростех".
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: