На юге Псковской область есть городок Невель, исторически относившийся к Белой Руси. Оттуда происходил славный род Невельских, самым известным потомком которого стал мореплаватель Геннадий Невельской, родившийся в усадьбе под костромским Солигаличем. В 1849 году, в ходе своей Амурской экспедиции, он впервые прошёл весь Татарский пролив, таким образом доказав, что Сахалин по ту его сторону - остров. Невельской самовольно основал крепость в устье Амура, сумел убедить правящие круги в необходимости поднять российский флаг над Сахалином и дожил до того дня, когда эта мечта стала явью. В истории Сахалина оставили след де Фриз и Лаперуз, Резанов и Крузенштерн, Головнин и Редзо Мамия, но своеобразным хранителем острова в памяти его жителей остался именно Невельской.
Ну а Невельск - маленький городок на 10 тыс. жителей на Татарском проливе. Нынешнее название бывший Хонто получил в 1946 году "по разнарядке", но что-то в этом правда есть: Невельск - самый морской город Сахалина, база здешнего промыслового флота с "домашним" лежбищем сивучей, устроенный так, будто его проектировщикам вместо техзадания прислали ящик ламинарии. Каждому сахалинцу о Невельске известно две вещи: он очень ухоженный и очень бедный. А история Невельска мрачная, и три важнейших её события - кораблекрушение, землетрясение и сбитый пассажирский самолёт.
Прежде здесь было айнское селение с почти греческим названием Понто-Кэси, которое японцы на свой манер переиначили в Хонто. Территория будущего города отошла к префектуре Маока (Холмск), и на рубеже 1910-20-х годов Хонто и Маока стали городами-соперниками: Карафуто был нужен незамерзающий порт на согретом тёплым течением Татарском проливе, и гавани обоих городков годились на эту роль примерно в равной степени. Хонто первым построил порт, но пока здесь занимались пирсами и брекватерами, в Маоке строили железную дорогу. Не имея прямого выхода на губернскую Тоёхару, Хонто проиграл соперничество, и по-самурайски достойно смирился с ролью крепкого середняка - к 1935 году с населением 6,8 тысяч человек он замыкал десятку крупнейших населённых пунктов Карафуто. По-настоящему этот городок пошёл в рост, уже будучи Невельском - в 1946 году здесь был основан судозавод, в 1952 - база промыслового флота, и к концу 1980-х здесь жило почти 25 тысяч человек.
2 августа 2007 года город был разрушен землетрясением и, хотя обошлось оно почти без жертв (погибли двое, причём один - от инфаркта), у 3 тысяч человек дома не подлежали восстановлению, а у 9 тысяч - требовали капитального ремонта. В течение нескольких лет после землетрясения) Невельск был фактически выстроен заново.
А на его новый облик косвенно повлияли американцы - с их помощью на Сахалине осваивались нефтегазовые богатства охотских шельфов и городок строился для экспатов целиком по американским стандартам. О качестве новостроек говорят разное: одни хвалят: "Городок у нас раньше был убогий, теперь красииииивый стал! Вот только работы тут нет нифига!" Другие проклинают: "стены пальцем проковырять можно", а то и "в квартирах фенолом воняет", но рискну предположить, что на самом деле речь идёт просто о разных зданиях.
Предлагаем прогуляться по городу с юга на север.
По координатам N 46 39.415 E 141 51.630 находится памятник 1994г, маленький, скромный и страшный. Он посвящён 269 пассажирам "Боинга-737" рейса KAL-07 Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул, 1 сентября 1983 года, сбитого советским перехватчиком над морем в 60 километрах от Невельска.
Город пересекает историческая Южно-Сахалинская шахтная линия, в 1931 году связавшая по берегу Татарского пролива Хонто и Найхоро (Горнозаводск), где конечная станция по сей день зовётся Шахтой-Сахалинской. Движения тут нет уже много лет, а вот некоторый шахтёрский налёт на южных окраинах Невельска по сей день ощущается. По окрестным горам разбросано множество мелких шахт и разрезов, некоторые из них даже действуют, а по словам местных, всю добыча угля тут держат какие-то гости с Кавказа.
Волны Японского моря с силой врезаются в Брекватер, то есть волнолом - крупнейший японский памятник Невельска и крупнейшее подобное сооружение на всём Сахалине. Он строился в 1915-27 годах из вулканического камня, который добывали на острове Монерон и, если бы стройка закончилась к 1921 году, скорее всего вместо "Процветающей Маоки" в японской прессе фигурировал бы "Процветающий Хонто". Железная дорога сюда через горы также вышла бы дешевле, чем Хосинэн. Но в Маоке (Холмске) портовая инфраструктура уже была, туда и вывели железную дорогу, а запоздало построенная в Хонто лучшая гавань Карафуто так и осталась на вторых ролях.
Южный брекватер длиной 340 метров после землетрясения превратился фактически в мол, да и сам поднялся с 6 до 7 метров над поверхностью воды:
Северный Брекватер длиной 1150 метров по-прежнему обособлен от берега:
Под защитой брекватеров - порт с лесом мачт промысловых судов и погрузочным терминалом угля местных шахт:
Дальше и сам город - длинная тонкая ламинария между берегом моря и крутым склоном сопок. В самом широком месте Невельска нет и 200 метров, а кое-где он сужается до единственной улицы с прилегающим по одной стороне кварталом. Тянется эта ламинария на 8 километров, но раз в 20-30 минут её из конца в конец пересекает городской автобус:
Центр Невельска под защитой брекватеров открывает небольшой и очень красивый памятник, посвящённый третьей, а хронологически наоборот первой трагедии Невельска, координаты N 46° 39.878', E 141° 51.442'.
На другой стороне улицы - церковь "Призри во смирение».
А по соседству с монументом - парковка и смотровая площадка. Отсюда с конца зимы до июля можно увидеть главную достопримечательность Невельска, а к августу от неё простывает и след. Эта достопримечательность - сивучи, с 1960-х годов устроившие себе лежбище прямо на городском брекватере. Сивуч, или северный морской лев - одно из крупнейших ластоногих: до 2,5 метров длиной и до 1 тонны весом. Беглым взглядом он похож на моржа без бивней, но беглым взглядом не разглядеть самую забавную деталь - закрученные трубочкой уши. Морские львы орут (хрюкают) и рёв их стоит на всю гавань. На смотровой площадке - три инфостенда (про самих сивучей, про их среду обитания и про мусор в мировом океане), красноречивая инсталляция из проволоки в виде набитого мусором сивуча и подзорная труба. Последняя, как ни странно, работает, причём совершенно бесплатно.
А мы продолжаем путь. Главная улица Невельска на юге называется Береговая, но за церковью и тощей речкой Невельской становится улицей Ленина.
В основном Невельск радует глаз - ухоженные дома, чистые тротуары с мощными бордюрами, цветники тут и там и обилие свежей краски.
Приближение центра выдаёт возрастающая концентрация памятников. Слева - стела побратимства (1989) с японским Вакканаем. Якоря отмечают крыльцо Сахалинского морского колледжа, а рядом - памятник Невельскому (1977), в городе его имени не единственный, координаты N 46° 40.243', E 141° 51.447'
Примерно здесь же располагался и центр японского Хонто, от которого не осталось ничего, кроме брекватеров. Советские десантники заняли его 24 августа 1945 года без боя - шли они в Отомари (Корсаков), да были застигнуты тут непогодой. Снос же японской застройки в мирное время вовсе не идеологией был обусловлен, а тем, что строили японцы тогда из каркасов и тонкой фанеры. Самым красивым зданием Хонто была полиция. А мэрия красиво нависала над вокзалом.
Церковь Рождества Богородицы находится по координатам N 46° 40.429', E 141° 51.564', одна из самых на Сахалине симпатичных. Самое удивительное здесь - преемственность: православный храм стоит на месте синтоистского храма Хонто-дзиндзя, который сгорел ещё в 1936 году и восстановлен был где-то в другом месте, а здесь осталась беседка для любования городом и пара кома-ину, простоявших до 1970-х годов.
По координтам N 46° 41.240', E 141° 51.600' находится ещё один памятник Геннадию Невельскому. Два памятника не Ленину на один город - случай для России редчайший. Но дело тут не столько в открытии пролива. В 1808 году его уже описал японский землемер Риндзо Мамия и составленная им карта, опубликованная в Голландии в 1847 году, Невельскому накануне экспедиции была известна. Неизвестной оставалась только глубина пролива (Мамия путешествовал на лодке), и Невельской доказал не факт его существования, а доступность для морских судов. Однако вклад Геннадия Ивановича в географию России не был теоретическим. В ходе своей Амурской экспедиции Невельской без спросу заложил Николаевск-на-Амуре, и в стольном Петербурге спецкомиссия грозилась за самовольную экспансию разжаловать его в матросы. Николай I, однако, написал на докладе резолюцию: "Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен". Нижний Амур стал частью России, а Невельской весь остаток жизни добивался от российских властей присоединения Сахалина. Порой он прибегал даже к таким уловкам, как подделка писем русских старожилов, якобы изгнанных из Кусункотана (нынешний Корсаков) японцами. Амурская экспедиция кончилась в 1855 году, тогда же Сахалин стал русско-японским совладением. В 1874 году Невельской получил звание адмирала, в 1875 году застал установление полного русского контроля над Сахалином, а в 1876 году - умер, не успев увидеть, как его остров мечты превратился в каторжный ад, куда разве что подвижник Чехов отправился по доброй воле.
Севернее центра Невельск сужается буквально до одной улицы, которая здесь называется Советской. Ниже - ковш (гавань) рыболовецкого колхоза "Заветы Ильича"
И небольшой памятник Защитникам Отечества, поставленный в 1991 году N 46° 41.656', E 141° 51.743'
В экспрессии поз и живых лицах чувствуется рука не казённого скульптора, а творческого самородка. Сахалин таковыми вообще богат. Этот монумент изваял механизатор Невельской базы тралового флота Владимир Радченко. Памятников Великой Отечественной на Сахалине мало и они без эпитафий, так как местные "защитники отечества" в те годы гибли у Мидвея и Гуадалканала, а прежде бомбили Пёрл-Харбр и резали мирных китайцев в Нанкине. Но нынешнее сахалинцы прибыли с материка, а стало быть и здесь у каждого в роду кто-то "убит подо Ржевом" (Севастополем, Сталинградом, Берлином...).
Кольцо у памятника кажется выездом из города, но на самом деле город тянется ещё на пару километров. Вдоль моря - очередной район для пострадавших от землетрясения.
У стелы с Гагариным N 46° 42.841', E 141° 53.022' дорога раздваивается - по асфальту через горы в Южно-Сахалинск или по грунтовке берегом на Холмск.
Надеюсь Невельск Вам понравился также, как нам.