Станция Паточная [VI/28299]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Тульская обл.
Ближайший нас.пункт
Плавск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.50Нашли: 4
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: макс и сцветка
Создан: 23.07.2022
Опубликован: 24.07.2022
(отредактирован: 20.05.2024)

Описание окружающей местности

      Во второй половине XIX века Сергиевское развивалось как торговое село на пересечении трех путей: Посольской дороги, Муравского шляха и старой Мценской дороги. 1868 год ознаменовался во многом на дальнейшее его развитие. Событием – здесь прошла Московско-Курская железная ветка. На ее строительстве были заняты крестьяне, освобожденные от с/х работ. Они должны были иметь лошадь с телегой. Их ежедневный рацион составлял пять рублей в день, из них два рубля они платили за содержание лошади и постоялый двор.

     На южной ветке в версте друг от друга были открыты две станции: Сергиево I (c 1904г. пассажирская станция «Паточная», а с 1964г. станция Плавск) и Сергиево II (c 1904 г. товарная станция «Овсяная» (открыта в 1898г.). Близ села открылось пассажирское движение, сергиевские купцы расширили географию торговли и смогли вести ее не только по всей России, но и за границей.

   «Паточная» современная станция «Плавск», получила своё название потому, что недалеко на реке Плава находился картофельно-паточный завод крапивенских купцов Юдиных. На станции были багажное отделение, камера хранения, камера хранения и упаковки багажа, водонапорная башня, куда вода поступала через водокачку, расположенную на берегу реки Плавы неподалёку от железнодорожного моста. Для обслуживающего персонала – путейщиков, смотрителей были построены два общежития - казармы. Предположительно все эти постройки были возведены в начале 20 века.

   Главная пассажирская станция Сергиевского (ныне Плавска) за свой век повидала всякое: и первые поезда, идущие на юг России, и солдатские эшелоны, и санитарные поезда Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, и «августейших» особ царского и советского времени. Во время Гражданской войны, в 1919 году, в Сергиевском находился штаб Южного фронта. Сюда, для подписания документов по разгрому деникинцев и широкому наступлению Красной Армии, прибыл Сталин. Об этом событии до конца 1950-х годов напоминала памятная табличка, висевшая в зале ожидания железнодорожного вокзала.

   7 мая 2011 года на железнодорожном вокзале г.Плавска состоялось открытие бюста первому в годы Великой Отечественной войны дважды Герою Советского Союза, гвардии подполковника, уроженца с.Синявино Плавского района - Бориса Феоктистовича Сафонова.

     В 2006 году, в журнале "Локотранс" была опубликована статья А.С.Бернштейна, посвященная крушению грузового поезда на ст. Паточная в 1932 году. Статья основана на воспоминаниях отца А.С.Бернштейна, принимавшего личное участие в раследовании причин крушения.

    "На левом (от Москвы) пути производилась смена рельс на мосту, и одно звено было вынуто. Работа была ограждена закрытым семафором, а машинист получил на предыдущей станции письменное предупреждение. Несмотря на это, он повел состав из большегрузных цистерн по длинному уклону со стороны Скуратова с большей скоростью и не сумел вовремя затормозить. В результате паровоз сошел с рельс, а следовавшие за ним цистерны полезли одна на другую и частично свалились вниз, так как мост – с ездой по верху. Паровоз Э, который смог проскочить на берег и стоял, зарывшись одним боком в балласт, с разбитым правым цилиндром. Второе впечатление было более страшным: на обеих параллельных фермах лежала груда разбитых цистерн; несколько штук лежало вдоль оси моста, а одна увенчала эту груду, улегшись сверху поперек моста.
       Таким образом, оба пути были забиты, и вся линия вышла из строя. Идущие с юга скорые поезда из Горбачева пустили по упомянутому выше обходу, но те поезда, которые успели пройти севернее, застряли там и вынуждены были ждать расчистки путей. Над расчисткой этой груды цистерн работал паровоз серии Э, использовавшийся в качестве тягача. Стальным тросом он цеплялся за очередную цистерну и выдергивал ее из груды обломков, как в чудовищной игре в бирюльки. Когда видишь паровоз, который тянет длинный состав по рельсам, то в его силу скорее веришь, чем сознаешь ее чувством; но когда паровоз тянет лежащую на боку цистерну, а она с грохотом прыгает по разломанным балкам и цепляется за другие цистерны, то слова «сила тяги» приобретают совсем новый и грозный смысл и заставляют проникнуться особым уважением к силище пара. Вытащенные цистерны скатывали вниз по откосу насыпи. Они катились и разбивались внизу, точно огромные яйца.
    Под мостом лежали еще три лопнувшие при падении цистерны, а ниже по течению, в заводях реки бродили женщины с ведрами и собирали плавающий поверх воды керосин – вот счастье–то привалило! Больше всего трудностей вызвала цистерна, лежавшая поперек моста. Когда ее попробовали зацепить двумя тросами и потащить вдоль моста, то есть, перпендикулярно ее оси, она стала вспахивать и с грохотом крушить своей рамой уцелевшие поперечные балки моста. Пришлось немедленно остановить это движение. Тогда было принято мое предложение – продвинуть ее поперек моста к его краю, развернуть и сбросить в реку. Цистерну медленно подняли лебедкой, повернули вдоль моста и затем двумя лебедками спихнули в реку".

   3 июня 1933г. на ст. Паточная Московско-Курской дороги в 2ч 28мин. произошло крушение двух пассажирских поездов: скорого №13 (паровоз Су99-70, машинист Рябов Н.И., 12 вагонов) и почтового поезда №72 (паровоз Су100-94, машинист Пантелеев Н.П., 9 вагонов). В результате крушения было разбито два паровоза, семь вагонов. Погибло 27 пассажиров, ранено - 16. Убыток составил 115 тыс. рублей.
   В результате следствия было выяснено. На 5 боковом пути, на шлаковой канаве производили чистку топки подталкивающего паровоза Э-1337. В это время на станцию запросился со стороны станции Сумароково скорый поезд №13 и со стороны станции Самозвановка поезд №72, причем поезд №13 должен был проследовать станцию без остановки. Этим поездам дежурный по станции Паточная дал путь и открыл входные семафоры с обоих сторон станции. Поезд №13 для прохода был принят на первый главный путь, при открытом семафоре, а поезд №72 - на второй гланый путь. По показаниям дежурного по станции Горохова А.М., он предупредил северный и южный стрелочные посты о порядке пропуска поездов, дал распоряжение старшему стрелочнику поста №4 Исаеву Ф.И., чтобы подталкивающий паровоз Э-1337 был задержан впредь до распоряжения на боковом пути. Старший стрелочник передал это распоряжение машинисту. Машинист ответил: "Хорошо", однако, через некоторое время поехал через главные пути для набора воды, следуя тендером вперед. Горохов вышел встречать поезд №13 с сигналом безостановочного прохода - белый огонь ручного фонаря. В это время паровоз-толкач шел без сигнала агентов по направлению к выходной стрелке, ведущей на первый путь. Горохов заметил это, когда поезд №13 проходил мимо него, и дал ему сигнал остановки (что паровозная бригада отрицала). Движение паровоза-толкача увидели Исаев и младший стрелочник Иватанов. Был подан сигнал остановки Иватановым и он крикнул: "Утекайте", но толкач вышел за пределы габарита, не успев дать обратный ход. Входящий на станцию поезд №13 сошел с рельсов, перескочил с первого главного пути через второй главный путь и, пройдя 15 метров, свалился в кювет. Багажный и пассажирские вагоны были выдавлены при столкновении и встали поперек пути. Второй путь оказался загроможденным вагонами поезда №13. В этот момент подходящий к станции поезд №72 на скорости 40-45 км/ч ударил в лежащий на боку и зарывшийся в междупутьи паровоз поезда №13. До этого машинист поезда №72, следуя по закруглению, не мог видеть свалившигося поезда. Когда же был увиден темный предмет, было применено эктренное торможение, но из-за короткого расстояния предотвратить наезд не удалось. От момента крушения поезда №13 до наезда на него поезда №72 прошла минута - полторы. Что касается Городничева, то он скрылся. Служебное расследование крушения обнаружило халатность со стороны администрации первого района в подборе работников движения на ст. Паточная. Начальник станции был назначен на эту должность после того, как его осудили по делу о крушении поезда к двум годам принудительных работ и затем амнистировали. А дежурный по станции находился под следствием также из-за крушения и был допущен к дежурству начальником станции, несмотря на запрещение администрации района. Основным виновником был признан машинист паровоза-толкача Городничев.

Источники:
1. 
2. 
3.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

gremling (17.09.2024 15:47:04)
Теперь когда тайник стал виртуальным, заехал повторно взглянуть на интересную станцию.
Автору - благодарность, искателям - удачи!
Feodor (05.11.2022 15:41:54)
Репер безнадежно закрашен, только помощь друга спасла.
Aleslav (29.09.2022 15:39:06)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.