Пансионат «Дружба» — величие советского архитектурного модернизма [TR/28298]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Размер: Маленький
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Крым респ. и Севастополь
Ближайший нас.пункт
Курпаты
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
5.00Нашли: 10
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: SanSanchoz
Создан: 24.07.2022
Опубликован: 24.07.2022
(отредактирован: 23.04.2023)

Описание окружающей местности

   Пансионат «Дружба» — шедевр советского модернизма и конструктивной мысли. Это сложная конструкция, от которого невозможно оторвать взгляд. Каждый элемент друг за друга отвечает, друг друга держит, ничего убрать невозможно. Здание выглядит, как единый механизм, оригинально вписанный в природный пейзаж. 

   Советский архитектурный модернизм — одно из трёх основных оригинальных направлений архитектуры СССР наряду с авангардом и советским неоклассицизмом. Архитектура функциональности и практичности. Этот стиль отличает простота, лаконичность, правильные пропорции, связь формы и назначения здания, архитектура удобная для каждого и эстетически устремлённая в будущее.

    В 1955 году в СССР был взят курс на отказ от «украшательств» в архитектуре. Архитектура стала подчиняться строительной отрасли, но наиболее важные постройки возводили по индивидуальным проектам, что обусловило главную особенность советского модернизма — к нему относятся одновременно и сотни типовых микрорайонов по всей стране, и необычные авторские здания, ставшие визитной карточкой советского модернизма. Одно их изюминок данного стиля является пансионат «Дружба» в Курпатах.

   Сооружение санаториев и домов отдыха в СССР являлось одним из ответственных участков культурного строительства. Страна Советов заботилась об отдыхе и полноценном лечение трудящихся. Курортной архитектуре советских здравниц придавалось большое значение и для реализации проектов привлекались лучшие архитекторы. 

   В 1980 профсоюзы СССР и Чехословакии приняли решение о совместном строительстве пансионата «Дружба» в Крыму для трудящихся двух стран. Чехам хотелось, чтобы пансионат был расположен в месте, где прошла их романтическая юность – на Золотом пляже. Но в те годы побережье уже было застроено, оставался лишь узкий участок территории с 40-градусным уклоном между дорогой и морем.

   Площадка для строительства оказалось очень сложной. Помимо оползней, здесь обнаружился тектонический разлом и 8-балльная сейсмическая активность. При тех конструктивных системах, которые существовали к тому времени, реализовать идею было практически нереально. Строить обычным способом здесь было нельзя. У архитектора Игоря Василевского* зародилась идея: а почему бы башням не стать несущими весь объект, оторвав от поверхности земли, что давало бы свободу его возведения на любом рельефе. Архитектор Игорь Василевский и инженер Нодар Канчели решили использовать систему, в которой здание минимально касается скошенного рельефа. Вот как Василевский описывает выбор пути: «Нужно было выбрать наиболее устойчивую систему. Ею оказался «табурет» на трех ногах, где все опоры равномерно нагружены. Это и было положено в основу сооружения. Все, что есть в объекте – перекрытия, поперечные, продольные стены, – все включено в работу. Конструктивное решение, где нет несущих и несомых элементов, – гениально».

   Таким образом, вся нагрузка от здания – кольцеобразного моноблока – собиралась и передавалась скале с помощью трех башенных опор с диаметром 9 метров и толщиной стен от 80 до 20 см, соединенных распорками на уровне фундамента и жилой части. Площадь опоры на грунт при этом минимальна.

   По сути, у архитектора есть два пути взаимодействия постройки с окружающей природой. Первый – сомасштабное окружению, зелени и человеку включение объекта в ландшафт. Второй – попытка физически сохранить естественную среду, оторвав объект от поверхности земли (в данном случае – сохранив склон с растительностью). Второй вариант характерен для сооружений в местах со сложными геологическими условиями и рельефом. Отсюда такая необычная форма «Дружбы», напоминающая летающую тарелку.

    Здание круглой формы стоит на самом берегу моря, его основание утопает в пышной южной зелени, одна его сторона опирается на холм, вторая нависает над пляжем. С моря здание напоминает приземлившуюся двухъярусную летающую тарелку. По его периметру расположена широкая терраса. Человеку, прогуливающемуся по ней, кажется, что он летит над землей и водой.

   Конструкция средней, пятиэтажной части решена в виде кольцевой сотовой несущей системы, включающей все элементы в конструктивную работу. Диаметр двухчастного кольца, состоящего из 400 жилых номеров, – 76 метров. Оно не стоит на опорах, а, касаясь, как бы скользит по ним, создавая иллюзию парения. Его несущие элементы – диски перекрытий толщиной 15 сантиметров, а также радиальные и кольцевые стены толщиной 15 и 30 сантиметров соответственно.

   Приемно-вестибюльная группа с основным входом размещена на уровне экcплуатируемой кровли спального блока. На открытой террасе – зона рекреации, компенсирующая отсутствие прогулочной зоны. Также в верхней части здания находится трехчастный консольный ресторан. Игорь Василевский так описывал проникновение в здание: «При 56-метровом перепаде от верхней подъездной дороги до пляжа другого подъезда и подхода нет. Войти в объект можно только через крышу, что и было сделано. Вы выходите из прикрытого остекленного перехода на верхнюю террасу с захватывающим раскрытием на морской горизонт…»

   Гостиничные номера вынесены на внешний кольцевой контур с раскрытием на море. Благодаря зубчатой форме почти из каждого номера открывается кусочек моря и при этом не видно соседей.

   Основа объекта – атриум-кристалл, где сосредоточены общественные помещения: киноконцертный зал с фойе, кафе, танцевальные площадки, бильярдная. Все это опирается на «каплю» морской воды – чашу бассейна, касательно подвешенную к трем опорам. Его можно увидеть сквозь стеклянный треугольник в полу. А сам этот треугольник – светомузыкальный фонтан. Солнечный свет в атриум попадает через стеклянный купол в крыше. Так как в первую очередь это пространство было создано для отдыха в вечернее время, то немаловажную роль играет и электрический свет, поступающий из необычных светильников.

   Все помещения пансионата делятся на два типа: ориентированные вовне и днем освещенные солнцем (жилые номера, бассейн, столовая, вестибюль) и работающие в вечернее время (культурно-массовые и другие общественные помещения).

   Между жилым кольцом и остекленным атриумом находятся открытые дворы, подчеркивающие выразительную многочастную композицию. Обилие света и стекла «раздвигает» пространство.

   Революционно и экологично в масштабе всего сооружения решена проблема кондиционирования, отопления и горячего водоснабжения. Для этих целей используется тепловая энергия моря. Работает такой тепловой насос подобно холодильникам у нас дома: отнимает тепло у «холодных продуктов» (Черного моря) и передает его в помещения. Cистема не загрязняет окружающую среду вредными выбросами, как котельные: сохраняется баланс с природой. Она была создана совместно со специалистами «ВНИПИэнергопром».

   В других здравницах морская вода проточных бассейнов требует много тепла (25–30% от всего объема потребления), а после использования сбрасывается назад в море. Учет этого факта, а также требований по охране окружающей среды позволил создать теплонасосную станцию, которая обеспечила пансионат необходимым теплом, утилизировала тепло сбрасываемых вод и вписалась в окружающий ландшафт.

   Коническая оболочка чаши бассейна диаметром 25 метров соединена с плоским диском покрытия стальной фермой. Ее нижний пояс совмещен с контуром оболочки. Система подвешена к несущим опорам в нижней части здания за три верхних узла фермы.

   Сейчас же во всем мире бурно развиваются методы индустриального монолитного домостроения. Они не требуют мощной индустрии сборного железобетона, позволяют выполнять почти все прихоти проектировщика, общие трудозатраты сокращаются и, что самое главное, могут быть созданы единые пространственные конструкции, максимально использующие возможности материала и формы для восприятия внешних усилий. Существующие в настоящее время мощные компьютеры позволяют рассчитывать сложные пространственные системы, что ранее было принципиально невозможно. 

   Такой объект, как «Дружба», мог возникнуть только при использовании компьютера. 

  За 30 прошедших лет после открытия, к счастью, визуально почти ничего не изменилось, отчасти потому, что нет стен, которые можно перенести, перестроить, все они конструктивно включены в работу. Вся общественная часть центрального атриума, коридоры и террасы спального диска построены так, что вы как хозяин всего можете оказаться в любой точке, гуляя по всему пространству. Из серьёзных недостатков: не работают тепловые насосы, которые были смонтированы для отопления, вентиляции и кондиционирования общественной части, а также установка кондиционеров в спальных номерах, с вынесенными в лоджии достаточно нелепыми коробками. В момент, когда создавался объект, ВЦСПС, предвосхищая строительство, провёл консилиум врачей, которые решали, нужно ли в климатическом курорте, к которому относится этот регион, делать кондиционирование. И для «Дружбы» решили, что нет, кондиционирование делать нельзя, так как объект стоит у стометровой пляжной полосы, обеспечивая целебный сон у моря. Фактически весь объект «Дружба» задуман, как сон у моря. Витражи сделаны полностью открывающимися для морского бриза. Сейчас про это забыли, двери на балкон открываются с трудом, лоджии загромождены коробками кондиционеров. Давно не работает центральный грандиозный фонтан в фойе. А с этого года не работает ещё и бассейн. Облетает местами штукатурка и оголяется арматура. Испорчена пляжная полоса не регулируемой частной застройкой. Двухэтажные «сараи» и многоэтажные апартаменты перекрывают вид на объект с нижних точек. Несмотря на эти не критичные нюансы, здание продолжает функционировать ныне как государственный "Санаторий "Курпаты"" Управления делами Президента Российской Федерации. 

   «Шедевр мирового уровня. Здание сложное, пространственное, вроде бы построено на простом плане, но внутри весьма многообразно — очень изощрённая архитектура». Архитектор Вера Бутко

«Я всегда думал, что задача архитекторов — изменение реальности, но первый раз настолько убедился воочию в действенности этого. Мне показалось, что авторы построили, сознательно или нет, машину времени. А все эти парящие над 100-метровой бездной кольца номеров — только инструмент, чтобы совместить параллаксы времени». Архитектор Юлий Борисов

   У входа во время строительства пансионата установили бронзовую скульптуру чешского художника Карела Покорны "Братание". Она изображает встречу советского воина и чешского ополченца в мае 1945 года после освобождения Чехословакии в ходе Второй мировой войны. Искусствоведы оценивают «Братание» как одно из лучших произведений социалистического реализма.

   Изначально скульптуру изготовили для города Ческа-Тршебова в Чехословакии. Скульптура была установлена на его центральной площади в 1951 году.  Впоследствии её реплики пополнили коллекции  музеев, а некоторые установлены в качестве памятников в городах Чехословакии и СССР. Изображения статуи можно также встретить на марках и деньгах двух стран. 

   Скульптура символизирует радость победы и боевое братство народов, разгромивших гитлеровскую Германию

    20 декабря 2016 года объект «Пансионат „Дружба“» был включён в Реестр культурного наследия народов России со статусом объект регионального значения.

*Архитектор Игорь Александрович Василевский (сын маршала Василевского) - главный архитектор проектных объединений и институтов, связанных с проектированием курортов, он вместе с коллегами сформировал стандарты современных лечебно­оздоровительных комплексов, решая не только функциональные задачи, но и создавая выразительные запоминающиеся образы сооружений этого типа. 

https://tatlin.ru/articles/druzhba_s_arxitekturoj

https://archi.ru/world/75380/pansionat-druzhba

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DisaV (07.04.2024 17:07:14)
Взял тайник в ходе прогулки по "Солнечной тропе".
Сначала нашёл контейнер, заложенный Detroit и Vlad374, записался в блокноте. Потом подлез под новым забором через треугольный зазор в месте стыковки профлистов (кто лазил по пещерам, тому это не проблема) и нашёл авторский контейнер. По согласованию с Автором оставил всё на прежнем месте как было, забрал только геокрота свино крот.
Обратно на Царскую тропу вышел через парк санатория "Горный".
Автору привет, спасибо за тайник!
Звезда (10.08.2023 20:14:46)
К тайнику поднялась от моря по лестнице на третий день отдыха.) Первая отписалась в восстановленном тайнике. Привет автору и восстановителям.
Vlad374 (13.04.2023 23:37:44)
Detroit (12.04.2023 08:19:04)
Mayorka (20.11.2022 22:36:55)
polgav (06.11.2022 15:27:22)
igorkepb (14.09.2022 21:34:15)
Хеленка (06.09.2022 15:23:52)
Yunata13 (04.09.2022 20:37:58)
Джэк (29.07.2022 09:17:05)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.