КБЖД: Шабартуй-Столбы [TR/28174]

Тоннель с ногой
Тоннель с ногой
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Техноген
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Иркутская обл.
Слюдянский р-н
Ближайший нас.пункт
Бакланий
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 5
Рейтинг
Нашли: 1
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Мост II пути через реку Шабартуй
Мост II пути через реку Шабартуй
Мосты через Шабартуй
Мосты через Шабартуй
Внутри фермы моста
Внутри фермы моста
Электростанция
Электростанция
Автор: -nz-
Создан: 18.06.2022
Опубликован: 29.06.2022
(отредактирован: 29.06.2022)

Описание окружающей местности

При строительстве Транссибирской железной дороги вся территория строительства была разделена на 7 строительных участков. Самым коротким из которых был Кругобайкальсикй – всего 292 версты (чуть менее 310 километров) – этот участок от Иркутска до пристани Мысовой и был назван Кругобайкальской железной дорогой. При строительстве этот участок был разделен еще на два участка – западный (от Иркутска до Слюдянки) и восточный (от Слюдянки до Мысовой).

Проектирование западного участка началось после официального выбора трассировки будущей железной дороги (вдоль Ангары и далее – по берегу Байкала) в апреле 1901 года.

Проектом предусматривалось строительство однопутной железной дороги от Порта-Байкал до Слюдянки с последующей перспективной прокладкой сплошного второго главного пути. Конец работ по первой части предусматривался на 1905 год. Но ввиду начала Русско-Японской войны были предприняты все меры для ДОСРОЧНОГО пуска участка магистрали. И в результате уже 12 сентября 1904 года по кругобайкальской магистрали прошел первый поезд. Еще год велись доделки, и официально КБЖД была пущена 16 октября 1905 года. Эта дата и считается первым днем рождения КБЖД. Надо сказать, что такие темпы строительства вызвали неимоверное напряжение всех рабочих сил: в 1901-1902 годах на КБЖД работало 9000 рабочих, а уже в 1903-1904 – 13500 человек.

Два рядом стоящих комплекса на 130-131 километрах КБЖД неотделимы друг от друга! Они оба прекрасны: но каждый по-своему. И каждый из них доставил много сложностей при строительстве КБЖД. Русло достаточно полноводной реки Шабартуй потребовало от строителей применения нестандартных решений. Ни один из стандартных проектов мостов не подходил для переправы. В результате на этапе строительства первого пути через ре4ку Шабартуй был переброшен металлический мост с ездой поверху, уступающий по длине пролета только мосту в бухте Березовой. В 1914 году, при устройстве второго пути, мост из бухты Березовой был демонтирован и переведен на восточный берег Байкала, с этого момента мост через реку Шабартуй, длиной 45 метров стал самым длинным стальным мостом на КБЖД.

Во время второго этапа строительства на КБЖД повсеместно используется новый прогрессивный строительный материал: железобетон. Большинство мостов второго этапа строительства строится именно из него. Шабартуйский мост II пути тоже был построен из железобетона, так они и стоят рядом два близнеца двух разных эпох: приземистый, кряжистый стальной мост I пути и элегантный воздушный железобетонный мост II пути.

В 1930-х годах проводились работы по переоснащению КБЖД, в том числе - проводились работы по улучшению охраны "стратегических объектов" дороги: мостов и тоннелей. Для этого в нескольких местах были построены дизельные электростанции для освещения объектов и защиты от проникновения на объекты. 

Было создано 4 электростанции у Каторжанского мыса (89-ый километр), в бухте Березовая (99-ый километр), в падях Шабартуй и Хабартуй

Все эти сооружения, пусть и в руинированном виде, дошли до наших дней.

От электростанций электричество подавалось в поселки КБЖД, на освещение объектов и на технические сооружения безопасности объектов (проще говоря - на колючую проволоку, остатки ее можно еще бидеть между некоторыми тоннелями, например - на мысе Хабартуй

Тоннельный комплекс Столбы состоит из трех небольших тоннелей и одной железобетонной галереи, которые были спроектированы отдельно при строительстве II пути в 1910-х годах. Таких галерей было построено всего 3 штуки и все они являются уникальными для КБЖД сооружениями: кроме галереи в комплексе Столбы есть еще галерея на 128 километре, вблизи блокпоста Бакланий и еще одна на 144 километра у мыса Хабартуй. Также в комплексе Столбы есть уникальный для КБЖД тоннель: при строительстве тоннеля №25 южный портал тоннеля оказался слишком близко к берегу Байкала для того, чтобы его можно было прочно опрерть на площадку на отметке полотна КБЖД. Поэтому строителям пришлось строить опорную стенку, уходящую прямо в Байкал. за такую оригинальную конструкцию, тоннель получил название "тоннель с ногой".

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Happy-feya (06.08.2022 17:48:24)
Страшновато, конечно, зато интересно:)

Спасибо автору за серию свежих тайников на КБЖД. Так получилась не просто прогулка по рельсам и тоннелям, а ещё и азарт и радость при нахождении тайников. И круто, что есть история и интересная информация про местность.
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.