Часть 1. Предыстория
Отмена крепостного права в 1861 вызвала промышленный рост Царицына. Расположение города на берегу реки Волги, "степь, да степь кругом", что позволяло расширяться на относительно ровных территориях без посторонних построек. Крах Дубовско-Качалинской железной дороги на конно-бычьей тяге и появление Волго-Донской железной дороги, уже на тяге паровозной, с выходом к Дону у Калача (что собственно убило посад Дубовку как носителя статуса крупного торгового порта) стало началом того, что Царицын станет крупным железнодорожным узлом. Так в 1868 году появилась Грязе-Царицынская железная дорога, соединившая город через станцию Грязи с балтийским и московским направлениями. Поэтому не могла не появится ветка соединяющая Поволжье с Северным Кавказом и Кубанью, и как следствие связь с портами Азовского и Черного морей и выход на Урал и Север. Так и появилась линия Царицын-Тихорецк Акционерного общества Владикавказской железной дороги. На самом деле информации о железных дорогах того времени в Поволжье не особо то и много, хотя казалось бы, инновации и промышленный рост должны были остаться четкой вехой в истории Царицынского уезда. О самой ветке хотелось бы поведать во второй части серии "На Тихорецкую состав...". А пока об одной из станции линии Царицын-Тихорецк.
Станция Ельшанская Тихорецкой линии Владикавказской железной дороги
Это сейчас станция находится в Советском районе города Волгограда, а на момент постройки в 1896 - 1897 гг, располагалась в непосредственной близости от хутора Ново-Никольский или Нижняя Ельшанка, небольшого поселения, получившего развитие после строительства купцами П. Р. Максимовым и Д. А. Пастуховым лесопильного завода и судостроительной верфи. Кстати, сложившийся деревообрабатывающий район (и в этом немаловажная роль станции) вообще может рассматриваться как уникальное явление – расположенный в безлесной местности, он, тем не менее, по объему производства занимал в начале XX в. второе место в России после Архангельского.
Первой очередью был пущен участок Великокняжеская – Ельшанка, где с 15 декабря 1896 года пошли рабочие поезда, а с 15 октября 1897 г. открылось регулярное сообщение. Но само здание пассажирского вокзала могло быть построено позднее, в 1899 году, к открытию железнодорожной линии по мосту через реку Царица, по крайней мере точных данных нет, поэтому датой сооружения считается – "начало XX века" ( см. список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области). Построенное одноэтажное кирпичное здание в стиле "эклектика с влиянием модерна", примечателен пятигранным эркером с парапетом и ракрепованным ордером. На данный момент здание вокзала включено в список объектов культурного наследия регионального значения и является памятником архитектуры и градостроительства.