Алапаевская УЖД - Калач [TR/2762]

Станция Калач - крайний пункт АУЖД
Станция Калач - крайний пункт АУЖД
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Музей/экскурсия
Прогулка
Техноген
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Свердловская обл.
Алапаевский р-н
Ближайший нас.пункт
Калач, Санкино
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
4.67Рекомендаций: 1Нашли: 4
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Вагоны с лесом в Калаче
Вагоны с лесом в Калаче
Стоянка в Муратково
Стоянка в Муратково
"Бешеная табуретка" на перегоне около Калача
"Бешеная табуретка" на перегоне около Калача
Автодрезина ПД в тупике около депо Калач
Автодрезина ПД в тупике около депо Калач
Автор: Железнодорожник
Создан: 30.04.2007
Опубликован: 18.07.2007
(отредактирован: 18.07.2007)
Компаньоны: klex

Описание окружающей местности

      Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) - уникальный объект. Она не была разобрана за годы разрухи, не были отселены ее лесные поселки. Несмотря на полностью прекратившийся на несколько лет вывоз леса, она пережила смутное время. Здесь сохранилось пассажирское движение по линиям общей протяженностью более 200 км.
      Маленькие вагончики, раскачиваясь на давно не видавшем капитального ремонта пути, все также ползут сквозь лес - там, где 9 месяцев в году все другие дороги доступны лишь тракторам и вездеходам. Для жителей Ельничной, Гаранинки, Березовки, Муратково, Калача, Зенковки это поистине "дорога жизни".
      Здесь многое не так, как на большинстве других узкоколеек. Здесь сохранился заведенный когда-то давно строгий порядок. Вагоны содержатся в чистоте и исправности, имеют номера. Билеты продают кассиры на станциях, в т.ч. - предварительно. Путь на главном ходу поддерживается в неплохом для УЖД состоянии - скорость движения достигает 30 км/час (правда на боковых ветках и по линии на Калач путь гораздо хуже).

      В 1893 году управляющий горным округом француз А.Ю. Иллеро представил Главному Правлению Алапаевских заводов доклад о необходимости немедленно приступить к заготовке горючих материалов в лесах Алапаевской лесной дачи, строительстве там углевыжигательных заведений, производящих древесный уголь, для связи с которыми предлагается построить узкоколейную железную дорогу. Главное Правление находит эту идею разумной и дает указание приступить к составлению проекта и всех расчетов как по углевыжигательным заведениям, так и по УЖД. Вскоре начинаются изыскательные работы.
      Протяжённость первой очереди дороги планировалась в 55 вёрст, от Алапаевского завода до северо – западного участка лесной дачи (нынешняя линия к ст. Полуденка в пос. Зенковка) с ответвлением на Верхнесинячихинский завод и рудники Алапаевского завода.
      Строительство началось в 1894 году. Все работы велись вручную, лишь иногда применялась конная тяга и разработка выемок с помощью динамита. Согнанные на строительство крестьяне из окрестных деревень сотнями гибли от непосильного труда и болезней.

      Официально дорога была открыта в июле 1898 года. Главная линия прошла от Алапаевского завода до станции Мугай через узловую станцию Яковлевская (ныне Советская), где отходила ветка на Синячиху. Паровозное депо построено на территории завода. Колея с самого начала установлена в 750 мм.
      Скорость поездов была очень низкая. «Жители Верхней Синячихи хотя с 1900 года и имеют железнодорожную связь с Алапаевском, но предпочитают ходить пешком 12 верст, на преодоление которых у них уходит два часа, тогда как по УЖД они затрачивали пять – шесть часов (26 верст)».

      Строкинская линия АУЖД – ныне ее основное направление – построена к 1912 году, протяженностью 27,5 версты от станции Синячиха до Строкинского углевыжигательного заведения (теперь поселок Строкинка). В 1913 году она продлена через Чернышовку до Паньшинского заведения (16 километров).
      Запуск новой доменной печи на Верхнесинячихинском заводе намного увеличил потребность в железной руде, угле и флюсе, что повлекло за собой строительство новых узкоколейных подъездных путей к рудникам и внутри них. Зыряновская ветка (к поселку Зыряновский на Тягуновский рудник) с мостом через Нейву, предполагавшаяся к строительству в еще 1902 году, начала строиться лишь в 1914 г. и сдана в эксплуатацию в 1915 г. В то время в связи с мобилизацией персонала в царскую армию к работе на УЖД привлекли китайских наёмных рабочих и военнопленных.
      Ветка станция Ельничная – Бобровское углевыжигательное заведение протяженностью 21 верста отсыпана за лето 1916 года, и была сдана в эксплуатацию в 1917 году. Тогда же началось строительство паровозного депо на станции Ельничная. Потом в связи с революцией строить новые линии прекратили.

      В период с 18 по 31 января 1918 года все заводы Алапаевского горного округа, а вместе с ними и АУЖД, были национализированы.
      В 1920 году началось строительство линии от Алапаевска на Нейво-Шайтанский завод (станция Сусан) длиной 40 километров. Этот завод, существовавший с 1710 года, прежде имел только гужевой транспорт. Дорогу строили силами рабочих и жителей поселка. Управление АУЖД выделило паровоз. Линию построили за один год. Получив железную дорогу, коллектив завода увеличил производство. Сутунка, кровельное железо, лес – вот главные грузы, которые стали возить по линии на Нейво-Шайтанский завод.

      К 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхнесинячихинский заводы, отказавшись от потребления древесного угля, перешли на использование исключительно кокса и каменного угля. Внутризаводские пути в Алапаевске и Синячихе перешили на широкую колею. Основным грузом АУЖД стал лес. Длина путей достигла 279 километров. Управление Алапаевского металлургического завода обратилось с ходатайством о выделении АУЖД в самостоятельную единицу. Совнархоз нашел это правильным, и дорога была передана тресту «Алапаевсклес», грузы которого составляли 70 процентов от их общего объема на УЖД. Металлургический завод оставил себе все маневровые паровозы и четыре поездных паровоза NN 18, 19, 26, 35. За пропуск поездов по теперь уже «чужой» узкоколейке он вынужден был вносить плату. Деревянное здание бывшего вагонного депо управление АУЖД приспособило под свое паровозное депо .
      В 1939 длина путей возросла до 286 километров. Прежнее ответвление дороги – Строкинская линия – стала ее главной магистралью. Расцвет дороги пришелся на 60-е и 70е года прошлого века, когда, став полностью лесовозной, она вывозила сотни тысяч кубометров древесины со многочисленных лесосек на нижний склад в Синячиху. Пассажирские поезда связали регулярным круглогодичным сообщением десятки лесных поселков и деревень.

      Эпоха перестройки нанесла АУЖД сильнейший удар. Была разобрана линия на Сусанн и многие «усы» в лесных массивах. Прекратились лесозаготовки и вывозка древесины. Пришла в упадок линия на Зенковку. Но дорога не умерла как многие подобные ей. Остались люди в лесных поселках, которых просто некуда было переселять. И местные власти просто вынуждены были содержать дорогу – ради пассажирского движения: единственной ниточки, связывающей несколько тысяч живущих в лесу людей с Большой землей.

      Сейчас вывоз леса возобновлен. Хотя что Калач и Зенковку планируется отселить и линии к ним разобрать, за основную часть АУЖД можно не волноваться. Надеюсь что и наши дети, приехав в Алапаевск, увидят отправление на лесные поселки этого "поезда из прошлого"...

При написании исторической справки были использованы материалы книги Н.С. Шарина и П.Н. Ветлугина.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Сергей Б. (03.09.2022 08:19:00)
Тайник не найден 2.09.2022.

Ночью а 2.36 2 сентября я сошёл с поезда в Калаче. Даже не с поезда, а с тепловоза. И оказался в кромешной темноте. Светя фонариком (ништяк из тайника, кстати), иду по шпалам на тайник. Дерево нашёл сразу, оно уникальное. Под ним разворошил всё. Нет тайника. Ни преформы, ни остатков сгоревшего контейнера. Эх! Пойду в Шемейное.
klex (24.08.2014 22:17:30)
Соглашусь с Hisa, это одна из самых интересных и запоминающихся поездок!
Посетили 22 августа 2014. Прибыли ночью в четвертом часу, заночевали за мостом через речку Янсаевку. Утром прогулялись до кладбища, где похоронены в основном старики. «Конец пути» теперь за остатками депо, дальше пути разобраны. Теперь длина АУЖД в аккурат 150 км. На станции всего два пути для разъезда. Ночью тепловоз отцепил вагон на первом пути и уехал обратно в Санкино по второму пути, а вечером снова вернулся за вагоном и за нами.
Калач теперь вымирающий поселок. С 3 августа даже электричества нет. Увиденных людей можно по пальцам пересчитать.
Несколько испортил впечатления конфликт с калачевской алкоголичкой, требовавшей удалить сделанные фотографии. В остальном везде были добрые и открытые люди.

Про тайник. Все ориентиры (шаги) по прежнему актуальны. Единственно число светофоров в В.Синячихе может быть на один меньше, чем в 2007 году. Впрочем, это «погоды» не делает. Дерево уникальное. Найден оплавленный контейнер и куски чего-то металлического. Ни штопора, ни преформы Hisa не нашел. Восстановил тайник, заложив ПЭТ-преформу между стволов деревьев и сделал кладку из веток. Теперь лесной пожар не должен быть страшен.
Hisa (02.05.2012 22:40:53)
LexaB77 (21.08.2011 21:21:37)
Мишбан (27.08.2008 00:33:49)
M&B (05.04.2008 21:55:39)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.